Вт, 01 октября, 04:30 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Времен связующая нить ("Молодежная смена")

Времен связующая нить ("Молодежная смена")

15.02.2010 16:20

Уже стало доброй традицией, что каждый год 9 мая жительница с. Дуба-юрт Бикату Хидаева получает от имени военного коменданта Шалинского района поздравительные адреса, в которых он ее горячо поздравляет с праздником Великой Победы. Не пробыв ни дня на фронте и не держа в руках оружия, она, тем не менее, перенесла на своих хрупких женских плечах все тяготы военного лихолетья.

Родилась Бикату в с. Улус-Керт, после замужества переехала в Дуба-Юрт. В 1940 году, перед самым началом войны, ее мужа Хамида призвали на срочную службу. Вскоре у Бикату родился первенец - очаровательная дочь. До июня 41-го женщина регулярно получала письма от мужа, но с началом войны связь резко прервалась. Наконец почтальон принес долгожданное письмо. Раскрыв фронтовой треугольник, она не узнала почерк мужа. Оказалось, что оно от Вахи, родного брата Хамида. В письме говорилось, что ее муж героически погиб при защите Брестской крепости и там же был предан земле. Не поверить брату мужа она не могла, но сердце не могло смириться с этой мыслью. Деверь в письме просил, чтобы родственники совершили по Хамиду поминальный обряд, что и было сделано. После страшного известия Бикату с дочерью были вынуждены вернуться в родительский дом. Много раз красивой и молодой женщине предлагали выйти замуж, но она всем отказывала. Она ждала мужа. С войны. С того света. Но ждала.

Ранним февральским утром 44-го в дом Бикату ворвались солдаты и прикладами автоматов стали выгонять всех на улицу. Собрав испуганных и растерянных сельчан на центральной площади, военные стали грузить людей в американские грузовики «студебекеры», специально отозванные для этой варварской, акции с фронта. Колонна грузовиков с живым грузом, под бдительной охраной нквдэшников тронулась в сторону города. В Грозном, на вокзале, под парами уже стоял эшелон с товарными вагонами для скота. После того, как людей загнали в «товарняки», эшелон двинулся в неизвестном направлении. На бескрайних просторах Советского Союза, вдоль железных дорог оставались лежать сотни умерших. Трупы не давали даже похоронить.

Через десять долгих суток, эшелон со спецпереселенцами прибыл в киргизский город Ток-мак. Прибывших расселили в голой степи, в продуваемых деревянных бараках, где им при¬шлось спать вповалку, чтобы не замерзнуть. Каждое утро из бараков выносили трупы, люди умирали от холода, голода или тифа. Заработать на пропитание было негде, но Бикату повезло, ей удалось устроиться уборщицей и этим спасти от голодной смерти себя и своих близких.

Чтобы совсем не уморить людей голодом, спецпереселенцам каждый день выдавалась пайка - 300 г. черного хлеба. Однажды младший брат Бикату принес домой куриные яйца. Увидев в руках сына ценный продукт, мать его строго спросила, где он это взял. Удивленный юноша сказал, что куриные яйца он нашел в соседнем огороде. Тогда женщина взяла сына с его находкой и велела ему показать то место. Придя на огород, она приказала сыну положить яйца на место, при этом строго наказав, чтобы впредь он никогда не брал чужого...

К концу войны в Токмаке прошел слух, что с фронта вернулся чеченец по имени Хамид, которого родственники уже считали погибшим.

- А вдруг, это наш Хамид, - подумала Бикату.

Она стала наводить справки, что это за человек и где он находится. По счастливой случайности, этим фронтовиком оказался ее муж, который в свою очередь разыскивал ее. Прибыв в Казахстан, куда была сослана его родня, Хамид узнал о судьбе своей жены. Немало испытаний им еще пришлось пройти, чтобы семья воссоединилась. О своей не состоявшейся смерти Хамид позже вспоминал:

- В середине июля 1941 года, после нескольких штурмов немцами Брестской крепости, обе стороны понесли большие потери. Несмотря на превосходство в численности и вооружении противника, защитники Крепости не сдавались. После последнего штурма я был тяжело ранен, очнулся уже в плену...

Из воспоминаний Вахи, опубликованных в книге Халида Ошаева «Слово о полку Чечено-Ингушском», стало известно, что о смерти брата ему сообщил его сослуживец, по ошибке принявший труп неизвестного красноармейца за тело Хамида. Других свидетелей не было и сослуживцу пришлось поверить на слово. Но, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Сбежав из плена, Хамид опять ушел на фронт. После окончания войны, когда Хамид разыскал Бикату, они прожили еще много счастливых лет, воспитав троих детей и много внуков.

В 1977 году Хамид покинул этот мир, но связь времен не теряется. Сегодня его сын Харон носит на руке часы с интересной историей. В 1998 году делегация из ЧР по приглашению этнических чеченцев, проживающих в США, посетила город Нью-Джерси. В составе делегации был молодой журналист из с. Дуба-Юрт. Встретившись с представителями диаспоры, чеченская делегация была приглашена в одну из семей. После угощенья, началась беседа. «Американцы» интересовались жизнью на исторической родине, гости в свою очередь хотели узнать, как живут чеченцы в Америке, соблюдают ли они свои обычаи. Во время разговора, самый пожилой представитель чеченской диаспоры спросил у гостей, есть ли среди них уроженцы с. Дуба-Юрта. На что молодой журналист ответил, что это его родовое село. Тогда старик спросил, а не знает ли он ветерана войны Хамида Хидаева.

- Я почти всю жизнь прожил в Грозном и с этим человеком не знаком, наверняка мои родители его знают, - ответил парень.

Немного помолчав, старик сказал, что он вместе с Хамидом держал оборону Брестской крепости, но после одного из кровопролитных боев они потеряли друг друга. Затем он снял с руки часы и со словами: «Если Хамид жив,передай ему от меня, если нет, то отдай их его сыну», - вручил часы парню. Далее старик поведал, как он волею судьбы оказался в Америке.

- У меня большая и дружная семья, дом - полная чаша, однако полностью счастливым я себя назвать не могу, потому что живу на чужбине и завидую тем, кто может умереть на Родине...

По независящим от него причинам сразу передать часы журналисту не удалось. Затем началась вторая военная кампания и так долгие три года часы кочевали из рук в руки, пока не дошли до своего адресата. Увидеться с парнем, встречавшимся с другом его отца, Харону так и не удалось, часы ему передали третьи лица. До этого случая носить на руке часы Харон не любил, однако этот подарок он носит с большой любовью, как память об отце.

Оливер Муджири 15 февраля 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |