Вт, 01 октября, 02:29 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Уроки прошлого («Молодежная смена»)

Уроки прошлого («Молодежная смена»)

24.02.2010 17:06

В 2 часа ночи 23 февраля 1944 года началась самая известная операция по этнической депортации - переселение жителей Чечено- Ингушской АССР.

Депортации «наказанных народов» были и до этого. Немцы и финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, греки, проживавшие в Крыму, болгары, армяне, а также турки-месхетинцы из Грузии - все они стали «пятой колонной». Но операция «Чечевица» по выселению почти полумиллиона вайнахов - чеченцев и ингушей - стала самой масштабной.

Решение депортировать чеченцев и ингушей Президиум Верховного Совета СССР мотивировал тем, что «в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти, а также, учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей».

Сложные отношения этих двух народов с властями были еще до войны. До 1938 года не было даже систематического призыва чеченцев и ингушей в Красную Армию - ежегодно призывалось не более 300-400 человек.

Затем призыв был значительно увеличен, а в 1940-1941 годах проводился в полном соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности.

«Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонились от призыва. В январе 1942 г. при формировании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 г. из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек», - писал в докладной записке Л.П. Берии заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов.

Фальсификация фактов была преднамеренной. Руководству НКВД нужно было как-то обосновать предстоящее выселение двух кавказских народов. По данным Кобулова, в республике было 38 сект, насчитывающих свыше 20 тыс. человек. В атеистической стране этого было достаточно, чтобы вызвать гнев партноменклатуры.

«Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП (б), в том числе 16 руководителей райкомов ВКП (б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов», - писал Кобулов.

После начала войны мобилизация чеченцев и ингушей оказалась фактически сорванной - «полагая и надеясь, что СССР войну проиграет, многие муллы и тейповые авторитеты агитировали за уклонение от военной службы или дезертирство», говорится в подготовленном международным фондом «Демократия» сборнике документов «Сталинские депортации. 1928-1953».

Там же говорится, что из-за массового дезертирства и уклонения от службы весной 1942 года приказом НКО СССР призыв в армию чеченцев и ингушей был отменен.

ГЕРОИ ВОЙНЫ В то самое время, когда руководство НКВД готовило чудовищный план депортации чеченцев и ингушей, на фронтах сражались сыны Чечено-Ингушетии. Все они проявили себя с лучшей стороны и внесли вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Имена трёх чеченцев и одного ингуша увековечены в Мемориальном комплексе защитников Брестской крепости. Но в героической обороне Брестской крепости, ставшей символом стойкости и мужества, участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Вместе с другими частями Красной Армии в Бресте воевали 255-й Чечено-Ингушский полк и отдельный кавалерийский дивизион.

Одним из последних и стойких защитников Брестской крепости был Магомед Узуев, но лишь в 1996 году Указом Президента РФ ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Бресте воевал и брат Магомеда - Виса Узуев.

В республике здравствуют два защитника Брестской крепости -Ахмед Хасиев и Адам Малаев.

Ханпаша Нурадилов в боях под Сталинградом уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. За боевые подвиги Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов. Сержант Идрисов был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, ему также было присвоено звание Герой Советского Союза.

Снайпер-чеченец Ахмат Магомадов прославился в боях под Ленинградом, где его называли «истребителем немецких оккупантов». На его счету более 90 фашистов.

За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.

АНТИСОВЕТСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

С началом войны в ЧИАССР активизировались антисоветские выступления. В октябре 1941-го года произошло два отдельных восстания, охватившие Шатоевскйй, Итум-Калинский, Веденский, Чеберлоевский и Галанчожский районы республики. В начале 1942 года лидеры восстаний Хасан Исраилов и Маирбек Шерипов объединились, создав «Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии».

По мере приближения в 1942 году линии фронта к границе республики антисоветские силы стали выступать активнее. В августе-сентябре 1942 года почти во всех горных районах Чечни были распущены колхозы, к восстанию, Исраилова и Шерипова примкнули несколько тысяч человек, в том числе десятки советских функционеров.

После появления осенью 1942 года немецких десантов в Чечне, НКВД обвинило Исраилова и Шерипова в создании профашистских партий Национал-социалистической партии кавказских братьев» и «Чечено-горской национал-социалистической подпольной организации».

По данным НКВД, в сброшенных на территорию республики восьми командах фашистских парашютистов общей численностью 77 человек большую часть составляли завербованные чеченцы и ингуши. Однако поголовного участия чеченцев и ингушей в антисоветских бандах не было. На учете НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 банд в 2-3 тысячи бандитов. Это примерно 0,5% населения Чечни. С начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 банд и 973 бандита, арестованы 1901 бандитов и их пособники.

«ЧЕЧЕВИЦА»

Операция «Чечевица» начала готовиться в октябре-ноябре 1943 года, Первоначально планировалось переселение в Новосибирскую и Омскую области, в Алтайский и Красноярский края. Но затем было решено переселить чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию.

29 января 1944 года глава НКВД Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей». 1 февраля вопрос обсуждало Политбюро ЦК ВКП (б). Разногласия возникли только по срокам начала операции.

Руководил операцией лично Берия. 17 февраля 1944 года он доложил из Грозного, что подготовка завершается, выселить предстоит 459 тысяч 486 человек. Операция была рассчитана на восемь дней, а задействованы в ней были 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и СМЕРШ и около 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД.

21 февраля Берия издал приказ по НКВД о депортации чеченцев и ингушей.

«22 февраля я встретился с высшим руководством республики и высшими духовными лицами и рассказал им о решении правительства и «мотивах, которые легли в основу этого решения.

Председатель Совнаркома Моллаев после этого сообщения прослезился, но обещал взять себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением», - доложил Берия Сталину.

Высшим духовным лицам Чечено-Ингушетии Берия предложил «провести необходимую работу среди населения через связанных с ними мулл и других местных «авторитетов».

Влияние мулл было огромным. Их проповедь, писал в середине 1950-х годов министр внутренних дел СССР Н.П. Дундоров, могла улучшать трудовую дисциплину и даже повышать в два раза производительность труда.

«Как партийно-советским, так и духовным лицам, используемым нами, обещаны некоторые льготы по переселению (несколько будет увеличена норма разрешенных к вывозу вещей)», - сообщил Берия.

Операция, по его оценке, началась успешно - за сутки из населенных пунктов было вывезено 333 739 человек, из этого числа погружено в эшелоны 176 950. Более быстрому выселению помешал снег, выпавший днем 23 февраля.

Тем не менее с 23 по 29 февраля 1944 г. выселили и погрузили в вагоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей и 387 229 чеченцев.

«Погружено 177 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлено к месту нового поселения», - докладывал Берия итоги операции.

За время проведения операции были арестованы 2016 «человек антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия.

«Граничащее с Чечено-Ингушетией население отнеслось к выселению чеченцев и ингушей одобрительно, - сообщал глава НКВД.

По словам Берии, жителям республики разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью». Это была гнусная ложь. Людей выгоняли из дома раздетыми и разутыми. В каждом вагоне находилось по 45 человек. Партийная номенклатура и мусульманская элита ехала последним эшелоном, который состоял из нормальных вагонов.

А всего через пять месяцев, летом 1944 года, нескольких духовных лидеров чеченцев вызвали в республику для того, чтобы они помогли уговорить бандформирования и уклонившихся от депортации чеченцев прекратить сопротивление.

ПРОИСШЕСТВИЯ

Депортация проходила не без эксцессов. По разным данным, были убиты от 27 до 780 человек, уклониться от депортации уда¬лось 6544 жителям республики. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать».

Согласно опубликованному фондом «Демократия» документу, в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом -«пять женщин-старух», в третьем - «по неуточненным данным» «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек». А трагедия Хайбаха повергла в шок не только чеченцев. Более 700 человек были сожжены в конюшне, на окраине села. Для расследования операции в Галанчожском районе были созданы две комиссии - в 1956 и 1990 гг. Однако уголовное дело так и не было доведено до конца. В официальном отчете руководившего операцией в этом районе комиссара госбезопасности 3-го ранга М. Гвишиани говорилось лишь о нескольких десятках убитых или умерших в пути.

Что касается смертности переселенцев, то, как сообщило руководство конвойных войск НКВД, в пути в Казахстан и в Киргизию народилось 56 человек, «умерло 1272 человека, что составляет 2,6 человека на 1000 перевезен¬ных. По справке Статистического управления РСФСР, смертность по Чечено-Ингушской АССР за 1943 год составляла на 1000 жителей 13,2 человек». Причинами смертности стали «преклонный и ранний возраст переселяемых», наличие среди переселяемых больных хроническими заболеваниями», наличие физически слабых.

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ

Несмотря на ряд происшествий, в целом выселение прошло спокойно и не толкнуло чеченцев и ингушей на террористическую войну, хотя все возможности для этого, по мнению историков, были.

Некоторые историки поясняют это тем, что суровое наказание было в то же время бережным по отношению к народу. По законам военного времени дезертирство и уклонение от службы в армии заслуживали жестокой кары. Но власти не стали расстреливать мужчин, «подрезать корень народа», а выселили всех. При этом не были расформированы партийные и комсомольские организации, не был прекращен прием в армию.

Однако большинство историков считает недопустимым наказывать весь народ за преступление части его представителей. Депортации народов как репрессии носили внесудебный характер и были направлены не на конкретное лицо, а на целую группу лиц, причем весьма многочисленную. Массы людей были вырваны из привычной среды обитания, лишены родины, и помещены в новую среду, в тысячах километрах от прежней. Представителей этих народов выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов, демобилизовывали из армии.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИВОЗВРАЩЕНИЕ

Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был отменен 9 января 1957 года Указом Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР. Эти Указы восстанавливали Чечено-Ингушскую автономию, а для организации репатриации был создан Оргкомитет.

Сразу после Указа десятки тысяч чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства. Власти были вынуждены летом 1957 года временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину. Одной из причин была складывающаяся на Северном Кавказе напряженная ситуация - местные власти оказались не готовы к массовому возвращению и конфликтам между вайнахами и занявшими в 1944 году их дома и земли поселенцами из Центральной России и малоземельных районов Северного Кавказа.

Восстановление автономии предусматривало новую сложную перекройку административно-территориального деления региона. За пределами ЧИАССР оказался Пригородный район, оставшийся в составе Северо-Осетинской АССР и в начале 90-х годов превратившийся в очаг осетино-ингушского конфликта.

Власти планировали возвращение в 1957 году в ЧИАССР 17 тысяч семей, но их вернулось вдвое больше, и многие добивались размещения именно в тех селениях и домах, в которых проживали до депортации. Это приводило к этническому противостоянию. В частности, в августе 1958 года после убийства на бытовой почве вспыхнули беспорядки, около тысячи человек захватили обком партии в Грозном и устроили там погром. Пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских и 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.

Большинство же чеченцев и ингушей смогли вернуться на историческую родину только к весне 1959 года.

Полностью чеченцы и ингуши были реабилитированы по закону РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов». Закон предусматривал «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». Последний пункт, кстати, так и не был реализован в полном объеме.

Малика Бетиева №15, 23 февраля 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |