Пн, 25 ноября, 20:42 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Образование в дореволюционной Чечне («Молодежная смена»)

Образование в дореволюционной Чечне («Молодежная смена»)

18.03.2010 16:17

До середины XIX века в Чечне не было ни одной светской школы. Проводниками грамотности среди чеченцев в основном были представители мусульманского духовенства. Почти во всех аулах имелись частные и примечетские начальные школы, где обучение детей велось на арабском языке.

История развития учебного дела на Северном Кавказе начинается, в сущности, с 1848 года, когда был создан Кавказский учебный округ. Перед ним была поставлена задача сблизить учебные заведения Кавказа по составу и направлению преподавания с учебными заведениями Империи. Однако, о специфике преподавания на родном языке никто особо и не думал.

Первые школы для чеченцев открылись сразу же по завершении Кавказской войны. В 1862 году генерал-майор П. Услар открыл школу, где занятия велись на чеченском языке. П. Услар сам изучил чеченский язык с помощью муллы Янгулбая Хасанова и прапорщика Кеди Досова, составившего первый чеченский букварь. После закрытия временной школы в крепости Грозной П. К. Услар писал о проделанной работе: «Школа просуществовала около 7 недель: как я полагаю, образцы письма чеченцев свидетельствуют, что они в этом отношении сделали значительные успехи, принимая во внимание, что не далее чем в начале июля ни один из них не держал пера в руках, многие, я думаю, никогда не видывали чиненого пера. Распространение грамотности идет весьма быстро и пойдет еще быстрее, когда напечатан будет в Тифлисе чеченский букварь...»

В конце 1862 года в Тифлисе был выпущен чеченский букварь под авторством Кеди Досова. Чеченский алфавит был составлен на базе русской графики.

Открытие первых школ, безусловно, способствовало просвещению народа. В Терской области было открыто пять школ: в Нальчике, Грозном, Назрани, Сухуми и Майкопе. В 1863 году по приказу начальника Терской области прапорщику Кеди Досову было поручено составить проект открытия в аулах народных школ. В своем рапорте К. Досов писал: «Для распространения в чеченском племени их грамоты требуются средства: непременно нужно основать чеченское народное училище там, где само чеченское общество укажет, и построить дома так, чтобы в них помещалось свободно 100 человек учеников с учителями. На все расходы требуются средства от казны. Дети горских народов, в особенности чеченцев, имеют природное дарование и охоту к изучению наук, но, к сожалению, не имеют на то средств. Пока построится народное училище, надобно приготовить учителей. Для этого необходимо собрать желающих от чеченцев 10 человек взрослых учеников, знающих арабскую грамоту, для изучения читать и писать по-чеченски!»

Умалат Лаудаев, чеченский этнограф и просветитель, первым из числа чеченцев в 1872 году написал исследование о собственном народе - книгу «Чеченское племя». В своей работе он впервые делает попытку дать общее представление о прошлом края, его истории, культуре. Он внес немалый вклад в дело изучения истории чеченского народа. С его именем связано развитие просветительской мысли в дореволюционной Чечне. У. Лаудаев родился приблизительно в 1830 году в с. Ногай-Мирзаюрт в семье влиятельных и передовых для своего времени людей. В июне 1838г. Умалат Лаудаев был зачислен на учебу во 2-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Получив военное образование, в середине 50-х годов У. Лаудаев вернулся на родину.

В историю просветительской мысли и культурной жизни чеченского народа имя У. Лаудаева внесено навсегда.

В конце 80-х начале 90-х гг. XIX в. начинается педагогическая и просветительская деятельность Т. Эльдарханова. Таштемир Эльдарханов родился в с. Гехи Урус-Мартановского района в семье крестьянина-середняка. Т. Эльдарханов окончил Горскую школу в Грозном. В 1889 году Таштемир поступает в Тифлисский учительский институт. В 1890 году в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» Т. Эльдарханов публикует свои первые записи сказок, легенд и притчей вайнахов.

Собранный им фольклорный материал имеет научное значение не только в плане изучения истории и культуры вайнахов, но и представляет большой интерес как литературный опыт. С 1898г. он работал учителем в Грозненской горской школе. Старшеклассники, которым он преподавал математику, отмечали: «У него будешь знать предмет, объясняет он легко и понятно. Мы не смеем приходить на его уроки неподготовленными».

Основную задачу - свою и национальной интеллигенции - Т. Эльдарханов видел в организации общества распространения и создания национальной письменности среди чеченцев и ингушей. Как считал Т. Эльдарханов, это общество могло бы заниматься составлением и изданием букваря, грамматики, этнографических изданий.

В 1906 году Эльдарханов был избран депутатом Государственной Думы 1-го созыва от народов Терской области. В феврале 1907 года он был переизбран в состав 2-й Государственой Думы.

Т. Эльдарханов умер в 1934 году. Это был выдающий политический деятель, просветитель конца XIX-нач. XX вв.

Просветительское движение в Чечне во второй половине XIX века способствовало выдвижению из народа патриотов, заинтересованных в создании письменности, распространении грамотности, просвещения среди чеченского народа.

В 1863 году открылась Грозненская окружная горская школа, в которой были один приготовительный и три основных учебных класса. Преподавание велось на русском языке. Кроме изучения обязательных мусульманских и христианских законов, внимание уделялось чистописанию, русскому языку, арифметике, географии и истории. Учащихся также обучали столярному и токарному делу, огородничеству и садоводству. Своей целью школа ставила подготовку грамотных людей из среды социальных верхов русского и горского населения. Получив образование, выпускники школы занимали руководящие посты в сельских, окружных и областных органах аппарата административного управления. На январь 1869 года в школе насчитывалось 78 учеников. До 80-х годов XIX века беднякам доступ к знаниям был закрыт. Именно с этого времени, в виду развития экономики, хозяйство края испытывает все большую нужду в специалистах, что заставило правительство отступить от сословных принципов школьной политики и принять на учебу крестьянских детей. Число учащихся Горской школы начало расти. В сборнике распоряжений по Кавказскому военному округу за 1904 год была такая запись: «Принято 147 учащихся; приготовительный класс - 46 учеников, в первый - 45, во второй - 32 и в третий класс - 24 ученика». До сентября 1912 года занятия проводились в приспособленных помещениях трехэтажного дома купца Мациева по 2-й Барятинской улице (позже -Дзержинского, 6). Обучение было платным - 75 рублей в год с человека. Горская школа просуществовала вплоть до 1917 года. Выпускники ее продолжали образование в средних и высших учебных заведениях Петербурга, Москвы, Тифлиса, Ставрополя и других городов страны.

В 1914 году в Грозном насчитывалось 6 учебных заведений (Реальное училище, Женская гимназия, Ремесленная школа, Горская школа, Женское четырехклассное училище).

«Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Но это образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни, чтобы впоследствии не пришлось слышать таких жалоб: мы не знаем необходимого, ибо необходимого не изучали. Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения необходимых в жизни действий. Эти три вещи - разум, действие и речь - и есть соль жизни. Образование будет ясным, а потому и прочным и основательным, если все то, что преподается и изучается, будет не темным и путанным, но светлым, раздельным, расчлененным словно пальцы руки».

Излита АХМАДОВА №22, 17 марта 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |