Вт, 01 октября, 00:25 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » «Вести республики» Особый взгляд на модернизацию экономики

«Вести республики» Особый взгляд на модернизацию экономики

19.04.2010 14:18

Ученый-экономист из Чеченской Республики предлагает А.Г. Хлопонину разработку проекта «Зоны особого экономического развития (ЗОЭР)Северного Кавказа», учитывающую принцип модернизации экономики и управления на основе антикризисных и антикоррупционных механизмов.

В редакцию нашей газеты обратилась депутат Парламента ЧР М. Этиева с просьбой проинтервьюировать Д. Н. Умарпашаева - автора научных статей об организации производства, реформе управления экономикой в целом и отдельных сфер народного хозяйства. Данча Насрадиевич Умарпашаев - участник второй Всероссийской научной конференции, организованной Центром стратегического развития ЧР в декабре 2005 года. На той конференции прозвучал его доклад «О необходимости проведения административных реформ и внедрения института государственного и общественного контроля на пути преодоления коррупции в Чеченской Республике». Доклад вызвал в свое время достаточно высокий интерес в научных и управленческих кругах.

В рамках выполнения депутатского поручения наш корреспондент побывал в гостях у Д. Умарпашаева с несколькими вопросами, на которые наш визави охотно ответил. Знакомя читателей с точкой зрения Д. Умарпашаева на вопросы реформирования управления экономикой и повышения интенсификации производства, считаем возможным предложить широкой аудитории и его доклад, опубликованный в нашей газете 20 января 2006 года № 5 (367).

- Данча Насрадиевич, суть всех Ваших предложений - модернизация данной сферы в той или иной степени. Однако, если обычно реформаторы формулируют свои идеи на путях неких ограничений - полномочий, властных возможностей - то Вы предлагаете модернизовать экономику методами выравнивания систем и законов. Кроме того, Вы предлагаете целый спектр новых нормативных механизмов: антиинфляционные, антикризисные, нормативно-налоговую систему и т.д. В этой связи, не думаете ли Вы, что предлагаемые меры усложнят и без того непростую систему управления?

- Мы не предлагаем ликвидировать существующие системы, в частности, экономическую систему. Суть предложения в том, чтобы выравнять ее, т.е. привести в соответствии содержания данной сферы с законодательством, с нормативно-правовыми актами. Ведь сколько хороших начинаний и идей, действительно полезных и необходимых в настоящий момент, пропадает впустую, не будучи приведены во взаимосвязь с принятыми и устоявшимися актами, старыми и фактически отжившими параграфами отживших постановлений. Выровнять их, значит - привести в соответствие с новыми потребностями, новыми возможностями, нуждами человека и экономики. Вместе с тем, эти новые потребности формируются и формулируются как задачи, возникающие в зонах особого экономического развития. В наших условиях это - Зона особого экономического развития Северного Кавказа или отдельной республики - Чеченской Республики. Привяжем это рассуждение к практике: при новой налоговой системе объем налогов остается прежним, заданным, но исполняется по новой схеме - по нашей. Ее суть?! Об этом говорить рановато. Об этом мы скажем, когда нашими предложениями заинтересуются компетентные органы и государственные руководители.

- Вы предлагаете коренным образом модернизировать и управление экономикой. Какими объективными причинами это вызвано? И сохранятся ли в предлагаемой Вами новой схеме управления министерства и ведомства с их функциями финансирования, организации, контроля и подотчетности государству?

- Существующая система управления - это старая командно-распределительная система. По этой системе ни государственные, ни частные предприятия не могут работать результативно. Один из пороков этой системы - финансирование по принципу «отката», это ни для кого не секрет, об этом говорит и глава государства. Но на практике это ведет к громадным потерям бюджетных средств, которые ни найти, ни просчитать невозможно. Поэтому, как исполнители программ министерства не будут выступать. За ведомствами останется роль социальной и экономической политики и в соответствии с существующим законодательством. Но тяжесть исполнения конкретных действий по реализации программы будет перенесена на районные и местные органы. То есть, зональные или районные представительства будут осуществлять уже выработанную и утвержденную программу действий в данной сфере не на командно-распределительных отношениях, а только на договорных. В этой схеме надо подчеркнуть обязательность одного важнейшего условия - госзаказа на произведенную продукцию.

- Могли бы Вы пояснить данный тезис на конкретном примере?

- Конечно. Прежде всего, подготовка любой программы требует тщательного сбора исходных данных о ресурсах: природных, материально-технических, финансовых и т.д. В горных районах республики, к примеру, нет возможности выращивать товарное зерно: не те площади, не те природно-климатические условия, не тот рельеф. Но тот же рельеф, те же площади - пастбищные, те же природно-климатические условия во весь голос диктуют производство мяса, молока и других продуктов животноводства. Это по-другому называется «размещение производственно-транспортных мощностей». Зачем в таком горном районе держать даже несколько тракторов для пахоты, уборочных комбайнов, когда можно их использовать на равнине, а здесь заняться животноводством?

Кстати, типовой коровник на 200 голов КРС стоит примерно 200 млн. рублей. Такие огромные комплексы тоже пока нашей республике не нужны. Для интенсивного развития агропромышленного сектора предпочтительней пилотные программы, которые дают немедленную отдачу. Тем более что производство будет основано на госзаказе. А там, где куплю-продажу ведут условно два партнера, никакой коррупции не возникает.

- Все Ваши предложения о модернизации экономики и управления сопровождаются антикоррупционными, антикризисными, антиинфляционными схемами. Не считаете ли Вы, что реформировать сферу управления экономикой такими методами будет несколько, скажем, трудновато или даже нереально?

- Реформировать экономику невозможно без самой беспощадной борьбы с коррупцией, строгих мер против кризисных явлений и более совершенной, чем сейчас, методики индексации финансовых спадов в государстве. Поэтому, мы предлагаем механизмы борьбы со всеми этими явлениями. Чтобы разработать программы в этих областях, опять же необходимы исходные данные - о производственно-транспортных мощностях, о числе занятых на различных производствах, объективные данные об уровне инфляции, твердая информация о технико-экономическом состоянии территорий. Когда наши предложения будут востребованы, мы готовы изложить системный взгляд и систематизированные планы по всем этим вопросам. Кстати, в республике громадное число управленческих органов, которые просто дублируют друг друга, а в итоге какой-либо ответственности не несут. Результат - неэффективная экономика, она не терпит властных команд, здесь должны действовать договорные отношения, экономические рычаги должны действовать автономно и независимо от чьей-либо воли. Кстати, понятие «социально-экономический» абсурдно и противоречит само себе по внутреннему своему содержанию. Социальная сфера у нас - распределительная, напрямую зависимая от человека. Но она ничего не производит. Экономика же, наоборот, все производит, но не любит вольного распределения. Вопрос: как привести в соответствие две эти взаимоисключающие тенденции? У нас есть реальный ответ.

- В нашей беседе Вы постоянно употребляете местоимение «мы». У меня сложилось впечатление, что Вы располагаете целым коллективом единомышленников-специалистов, готовых подготовить развернутые программы по всем изложенным вопросам. Так ли это?

- По всем обсужденным вопросам мной разработан и подготовлен 51 механизм воздействия на экономику и управление экономикой. Уточню: эти механизмы распространяются на всю Российскую Федерацию по территориально-зональному принципу: по району, области, региону, округу. Каждый механизм выполняет особую задачу и имеет свое специфическое назначение и содержание. Пока озвучиванию подлежит небольшая часть этих предложений - в пределах 5-6 механизмов, о которых и идет речь. Подытоживаю: без глубокой и принципиальной реформы всех сфер и направлений хозяйства модернизация экономики просто не удастся. Антикризисные программы и антикоррупционные меры, инфляция и управление секторами экономики, социальная политика государства и финансирование, кадровая политика и законодательное обеспечение - все это звенья одной цепи. Успех в одной какой-либо области невозможен без решительного успеха в другой. Поэтому необходимы цельные, взаимосвязанные, взаимообусловливающие механизмы модернизации, а не отдельные потуги в отдельных областях экономики. На Ваш вопрос отвечу так: у меня есть достаточно большое число единомышленников - ученых, экономистов, специалистов-практиков в тех или иных областях экономики и управления, которые при условии востребованности наших идей, готовы засесть за самую тщательную разработку программ модернизации и предложить их государственным руководителям.

В завершение скажу еще вот о чем. У читателя - высокопоставленного чиновника, управленца или рядового читателя может сложиться мнение, что эти программы и схемы представляют собой что-то недоступное рядовому пониманию: сложное и громоздкое, требующее больших затрат и много времени. Нисколько. Мы готовы провести эксперимент в отдельном районе с учетом статуса экспериментальной зоны. Кстати, в России на сегодня одна из самых совершенных схем - ОМС (Обязательное медицинское страхование). Речь идет о самой трудной сфере проникновения коррупции. Но из-за непривязанности пяти или шести федеральных законов к системе ОМС и схеме финансирования, система медицинского страхования РФ стала коррумпированной. Любой принятой на вооружение и в настоящее время действующей в государстве программе мы предложим свою - альтернативную и посмотрим результаты. Всегда интересно сравнить, не правда ли?

P.S. Все эти взгляды и выкладки на модернизацию экономики с реформированием существующей схемы управления, финансирования, производства Д. Н. Умарпашаев изложил в письме к Полномочному представителю Президента РФ в СКФОА. Г. Хлопонину. Наш собеседник сообщил также, что письмо находится в стадии рассмотрения и изучения. Вероятно, в скором времени мы будем иметь возможность ощутить результаты научного вмешательства в привычную для нас действительность. Если, конечно, воззрения ученого будут благожелательно восприняты.

- Спасибо, уважаемый Данча Насрадиевич, за подробную и содержательную беседу. Надеемся, что Ваш труд будет по достоинству оценен, а Ваши расчеты и выводы учтены при формировании новой экономической политики Российского государства.

А. Катаев №69, 15 апреля 2010 г

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |