Вт, 01 октября, 00:28 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Доброволец из Надтеречного («Молодежная смена»)

Доброволец из Надтеречного («Молодежная смена»)

22.04.2010 16:20

Уже в юности Лечи выделялся активностью. Выступал зачинщиком всех общественных дел в родном селе Надтеречное. В 16 лет стал комсомольцем. Бойкого паренька сразу же приметили в райкоме. Тогдашний первый секретарь Надтеречного РК ВЛКСМ Усам Тарамов пригласил молодого парня на должность инструктора, и уже вскоре он стал работать там.

Было это накануне начала войны с фашистской Германией. Усам ушел на фронт. На пленуме райкома ВЛКСМ Закаева выдвинули на должность первого секретаря, и он был избран единогласно.

Многих своих товарищей Лечи проводил на фронт, он и сам рвался туда, но не отпускали, так как руководил ходом работ по сооружению противотанковых рвов вдоль правого берега р.Терек. Кроме этого он организовал мероприятия по сбору средств для фронта, за что был отмечен на пленуме обкома ВЛКСМ.

Выступая на этом пленуме, Лечи Магомадович Загаев в категоричной форме заявил: «Сегодня, когда страна испытывает нехватку в живой силе, считаю, что я не вправе сидеть здесь, в тылу, уверен, что мое место на передовой. Пленум должен одобрить мое заявление о добровольном вступлении в ряды Красной Армии».

...В январе 1943 года Л. Загаев был зачислен в состав действующей армии на Кубани. Первое боевое крещение он получил освобождая город Славянск. Вместе с ним были жители родного района и односельчане - братья Тапир и Арби Акаевы, Сулман Закаев, Муса Хасуев. Это те, кому посчастливилось дожить до Дня Победы. Но, к сожалению, многие из его земляков не вернулись с фронта. Геройски погибли, сражаясь с фашистскими захватчиками, Мовлди Дзухаев, Ахмед Магомедов. Они похоронены там, на кубанской земле. Лечи вспоминает, как, превозмогая невероятные трудности, красноармейцы, призванные из его района (а их было более ста человек), проявляли мужество, героизм и храбрость.

- Наши командиры всегда говорили нам, - рассказывал Л. Загаев, - что надеются на нас и верят, что мы не подведем.

Но были и такие офицеры, которые с настороженностью относились к чеченцам. Лечи вспоминал, как в первое время их перебрасывали с одного места на другое, ссылаясь на нехватку оружия, потом уже стали использовать в качестве объездчиков лошадей для формирующегося кавалерийского эскадрона. Одним словом, чувствовалось неприветливое отношение некоторых командиров к чеченцам. «Правда, такое отношение, как правило, было не к тем, кто находился на передовой, в действующей армии, а к тем, кто «обеспечивал» тыл, - подчеркивал Загаев в своих рассказах о фронтовой жизни. - На передовой все находили общий язык, благодаря уважительному отношению друг к другу, мужеству и отваге, желанию одержать победу над общим врагам немецко-фашистским захватчиком».

В ноябре 1943 года подразделение, в котором служил Лечи, десантом было высажено в тыл врага. Каждый день метр за метром с боями, потерями среди личного состава они освобождали родную землю.

11 апреля 1944 года немцы отступили по всему южному берегу Черного моря. 696 стрелковый полк Отдельной приморской армии, в составе которого воевал Лечи, участвовал в освобождении Крыма, Феодосии, Севастополя.

Здесь же, в Крыму, Лечи был дважды ранен, но он каждый раз возвращался в строй. Даже тогда, когда он получил тяжелую контузию, настоял на том, чтобы его вернули в строй. На тот момент он уже был кандидатом в члены КПСС.

В начале 1944 года, уже став членом КПСС, уверенный в том, что исход войны очевиден, Лечи стал думать о том, как будет налаживать жизнь дома, в Надтеречном районе. Но вскоре пришло письмо из Казахстана от сослуживца Лечи - Арби Акаева. Он после тяжелого ранения был демобилизован из рядов Красной Армии и знал, на какой адрес прислать письмо. Из письма Лечи узнал о том, что весь чечено-ингушский народ выселен в Среднюю Азию. Через некоторое время Лечи, в числе других воинов-чеченцев, был направлен в Горьковскую область на заготовку леса.

- По прибытии к месту назначения, - вспоминал Л. Загаев, - я был вызван к начальнику политического отдела Управления НКВД и с пристрастием допрошен. Изучив мое дело и биографию, меня назначили заместителем по политчасти начальника трудового лагеря.

В 1946 году Лечи получает отпуск и разрешение выехать в Казахстан на поиски родных. Прибыв в Осакаровский район Карагандинской области Казахской ССР, он нашел практически всю свою родню. И вернувшись обратно к месту службы, добился разрешения на воссоединение с родными, после чего сразу же выехал к своим.

По прибытии в Казахстан, Лечи был принят на работу учетчиком, затем переведен бригадиром, а чуть позже избран на должность секретаря парторганизации колхоза. В этой должности он состоял до выезда на родину - декабря 1958 года.

Дома Лечи на протяжении нескольких лет работал на руководящих должностях в райкоме партии, райисполкоме. Ушел на пенсию с должности председателя комитета народного контроля Надтеречного района, являясь членом бюро РК КПСС. Но он даже на пенсии остался таким же инициативным и активным, как в юности. Без дела сидеть не мог. Так стал председателем Совета ветеранов войны Надтеречного района. Сделал много для тех, кто отстоял свободу страны, для патриотического воспитания молодого поколения.

- Для меня дед был примером во всем, - рассказывает внук Лечи Магомедовича Зураб Загаев, старший оперуполномоченный службы специального назначения Управления наркоконтроля Чеченской Республики. - Мой выбор полицейского тоже одобрил он. Он был справедливым и правдивым, учил быть такими и нас, молодых.

Ушел из жизни Лечи Загаев, не дожив всего год до 65-летия Великой Победы.

И Исаев №32, 22 апреля 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |