Вт, 16 июля, 15:40 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Пограничники призывают горцев поселиться по соседству

Пограничники призывают горцев поселиться по соседству

17.07.2007 13:47

А те почему-то не хотят!

На минувшей неделе жителей Итум-Калинского района вновь призвали обживать брошенные горные села и тора. Как сообщил глава местной администрации Рамзан Терлоев, пограничники дают горцам «зеленый свет» и выражают удивление поводу их настороженности недоверия к федеральным структурам, наводнившим высокогорную Чечню. По той же информации, на данном этапе возвращение местных жителей носит ознакомительный характер. Люди приезжают, осматривают разрушенные жилища, посещают заросшие бурьяном кладбища, и, пообщавшись с представителями районной администрации, отправляются в обратный путь. По сути, выбора у них нет, если не считать перспективы возвратиться на территорию села, к пепелищу своего 10ма. В горах все безлюдные большие и малые населенные пункты представляют из себя руды развалин.

Выживали их жестоко и методично - «зачистками», водами мужчин, обстрелами, бомбежками. Пик военных «спецопераций» причелся на 2002-й. Бесчинства федералов и вызвали массовый исход местного населения, опустошив горы за считанные недели. Люди покидали свои дома, спускались на равнину автотранспортом и тешим ходом, погоняя скот.

«Горек хлеб изгнания, круты чужие ступени...». Впереди их ждало дозированное гостеприимство родственников, посторонних людей, властей населенных пунктов. Скудная продовольственная помощь от международных организаций - единственное средство выживания сотен людей в течение пяти лет. Пытаясь «пустить корни» на равнине, горцы рассматривали возможность возвращения к живописным скалам и ущельям лишь в долгосрочной перспективе. И сегодня, спустя годы, свежи воспоминания о ночных облавах военных, гибели и страданиях родных и близких. И все же, как сообщил «ГЧР» заместитель главы администрации Итум-Калинского района Амхад Каримов, люди преодолевают страхи, убеждаясь в том, что ситуация в горах изменилась.

- Местные жители приезжают, пишут в администрации заявления установленного образца. После того, как мы передаем их в погранотряд, они рассматриваются в течение недели и вновь поступают к нам с соответствующими разрешениями. Как видите, механизм допуска горцев в места постоянного проживания отлажен.

В какие населенные пункты чаще всего выписываются пропуска? В первую очередь, в Хильдехарой. Там, судя по нашей информации, обустроятся около 20 семей. Остальные населенные пункты остаются, скажем, так, невостребованными. С одной стороны, люди рвутся на землю предков, с другой по-прежнему опасаются соседства с федеральными структурами. Хотя обстрелы в горах давно прекратились, контакт с пограничниками налажен, и они не против возрождения населенных пунктов в горах - даже обещают помочь в строительстве дорог, - сказал Амхад Каримов.

Впрочем, в каждом селе и хуторе своя ситуация. Если в развалины административных единиц Итум-Калинского района местных жителей не зазвать, то застроенный пограничной инфраструктурой Тусхарой давно стал объектом раздора между пограничниками и бывшими сельчанами. Готовые возвратиться Тусхаройцы, требуют сноса казарм и ухода людей в форме. «Вершина горы слишком мала для военных и мирных людей», - говорит выходец из Тусхароя Мохаддин Абастов.

Пограничники, напротив, совсем не против соседства с «гражданскими». Может быть оттого, что землю застроили незаконно - тут бы свое у гражданских властей Чечни, непредвиденно окрепших в последние годы, отстоять. Тем более что «зеленые фуражки» неплохо устроились в условиях девственной природы, чистейшего горного воздуха, живописных гор и ущелий... Не зря федералы всех мастей не желают уезжать из горной Чечни. И впрямь - как такой благодатный край променять на родное, но Простоквашино?

Остается констатировать: гражданская власть ЧР, в самом деле, окрепла для того, чтобы отправить пограничников с территории, занятой ими самовольно, без заключения договора об аренде, но еще не накачала таких «мускулов», чтобы сравнять с землей казармы, как незаконные постройки. Именно поэтому у пограничников из Тусхароя свой выход из создавшейся ситуации: отдайте, мол, затраченные на строительство инфраструктуры 600 млн. рублей, и мы «свалим».

Выход, как понимает читатель, теоретический. Поэтому чеченская сторона ищет свои пути выхода из спорной ситуации. Рассказывает директор Аргунского природного и историко-архитектурного музея-заповедника Сайд Саратов:

- У проблемы Тусхароя есть два решения: во-первых, оплатить средства, затраченные на строительство пограничной инфраструктуры, и выделить под заставу другой участок, земли, во-вторых, огородить казармы, предоставив местным жителям возвратиться и обстроиться на свободной территории села. Конечно, в республиканском бюджете не найдется таких денег, которые компенсировали бы пограничникам затраты на строительство. Так что в существующих условиях единственно реальным представляется второй вариант. Посмотрим, к какому выводу придет правительство, - заключил Сайд Саратов.

Чем выше в горы, тем меньше шансов на то, что здесь когда-то вновь поселятся местные жители или их потомки. Историческая область Чечни Малхийста пустует со времен депортации 1944- года. Около 30 жилых и боевых башен, Мертвый город Цой-пхеда (средоточие 42-х склепов) рассматриваются сегодня правительством ЧР в числе главных достопримечательностей высокогорной Чечни и основных «опорных пунктов» развития индустрии туризма республике. Еще бы: прародина чеченцев, уникальная архитектура со следами древних верований на стенах каменных строений, в том числе христианской и языческой символикой... Как пишет Ахмад Сулейманов в своей книге «Топонимия Чечни», «вплоть до 1944 года почти во всех селениях Малхийсты жили горцы, имелась даже школа-интернат в Саханах. После выселения жителей в 1944 году многие боевые и жилые башни были взорваны, а некрополи разграблены».

И все же, как выяснилось, нынешняя бесхозность башен и земельных наделов Малхийсты несколько преувеличена. Сулумбек Татарашвили - выходец из «Страны Солнца», как в средние века называли Малхийсту. Ныне Сулумбек живет с семьей в Грозном и на вопросы друзей о возможности возвращения на землю предков ссылается на то, что его примеру последовали бы очень немногие, да и то в лучшем случае... Ведь Малхийста - это рядом с Грузией. Погранзона. Безлюдье на десятки километров вокруг. Ни школ, ни больниц, ни другой социальной инфраструктуры. Только башни и склепы - опустевшие обители живых и усеянные останками пристанища мертвых...

Как рассказал Сайд Саратов, единственное место обитания человека в этом районе - строящаяся погранзастава в местечке Тараты. Пока идет строительство, пограничники живут в старинных башнях. В общей сложности используют под казармы 7-8 средневековых каменных строений.

- Я часто там бываю, и могу уверить: с башнями все в порядке. Во всяком случае, фактов демонтажа не установлено, а это главное. Скоро строительство погранзаставы завершится. Я поеду туда, чтобы удостовериться в том, что средневековой архитектуре не нанесен ущерб, и принять все по акту, - сообщил «ГЧР» директор Аргунского музея-заповедника.

Еще в 70-80-х годах 20 века выходцы из Малхийсты и их потомки посещали землю предков, дружили с грузинами из приграничного с Чечней Шатили и даже сдавали им в аренду земельные наделы. Выпасали скот на альпийских пастбищах и сами чеченцы. И не только новые поколения горцев. Как вспоминает Сайд Саратов, в советские времена альпийские пастбища использовались для выпаса КРС животноводческих хозяйств всей республики. Территории Итум-Калинского, Шаройского и Галанчожского районов были даже распределены между плоскостными районами. (Например, Сунженский отправлял своих буренок на лето в Тусхарой). Живой груз отвозили до Итум-Кале, оттуда перегоняли на пастбища по горным тропам.

В советское время, с его «табу» на поселение в высокогорной Чечне, стадам КРС вольней жилось выше Итум-Кале, чем выходцам из этих мест. Войны конца XX века вовсе выдавили горцев из привычных мест обитания. Третье за последние полвека возвращение кого-то из них на землю предков грозит неизбежной географической приближенностью к российским пограничным и военным структурам. Кто бы сомневался, что это соседство не к добру.

Амина ВИСАЕВА «Голос Чеченской Республики»! №11, июль 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |