Чт, 15 августа, 00:58 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Вверх и вниз по дороге забвения

Вверх и вниз по дороге забвения

17.07.2007 13:50

В 30 километрах от Шатоя, в живописном месте раскинулось селение Дай. Оно находится на пути в Шарой, и поэтому испокон веков здесь на ночлег останавливались люди, нуждавшиеся в гостеприимстве. И они его находили. В горах понятие «гостеприимство» - культовое. Любой человек, путешествующий по скалистому краю, знает, что в нужную минуту получит в горном селении пищу и кров. Оползни, селевые потоки, камнепады и прочие причуды природы могут в любой момент отрезать путника от цели путешествия. Дорога на Шарой изобилует подобными сюрпризами. Вот почему гости в Дае - обычное явление.

Впрочем, у села, раскинувшегося вдоль реки Шаро-Аргун, много проблем связано именно с дорогами. Дай, делится на две части: Нижний Дай и Верхний Дай. Если в Нижнем живет до 200 человек, то в Верхнем - 500. Но, несмотря на такую заселенность, ситуация в Верхнем Дае намного хуже, чем в менее населенной части.

Во-первых, в Нижнем Дае есть электричество. Когда после визита в горы Рамзана Кадырова началась массированная электрификация горного региона, линию дотянули до этого населенного пункта и повели дальше, к Верхнему Даю. Однако жителям этого села не повезло: электролинию бросили на полпути, объяснив, что денег для дальнейших работ нет. Вот и получается, что оптимисты могут утверждать, что свет в Дае есть, а пессимисты, что его нет. Верхнедайцам, конечно, от этого не легче. Ведь они были уверены, что энергия вот-вот дойдет до них. Сейчас всех интересует вопрос: когда возобновятся работы по прокладке электролиний. Ряд проблем существует и в социальной сфере. В селе есть фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека. Но все они ютятся в арендованных помещениях. И один Бог ведает, когда им удастся сменить съемную крышу на собственную. Местная средняя школа функционирует в сборнощитовом здании. Здесь учатся 73 школьника. Каждую зиму у руководства этого учебного заведения возникают проблемы с отоплением. И не потому, что ему не выделяют топливо, все дело в его перевозке.

- Мы выбились из сил, - говорит директор школы Сацита Косумова, - пытаясь наладить нормальное отопление. Из-за плохих дорог наш уголь выгружают в Нижнем Дае и нам приходится доставлять его в школу гужевым транспортом. А ведь это ни много, ни мало 23 тонны.

Вообще многие проблемы Верхнего Дая связаны с дорогой или точнее с ее практическим отсутствием. Ездить по дороге протяженностью в 5-6 километров от Нижнего Дая до Верхнего и в хорошую-то погоду настоящее мучение, а в дождь она размывается и превращается в сплошное месиво.

Кого ни спроси в Верхнем Дае, все отвечают, что главная проблема села - дорога. Дайцам кажется, что, если бы удалось проложить хорошую, добротную дорогу, количество проблем в селе резко поубавилось. Может быть, и какие-то новостройки появились бы, и удалось бы отремонтировать медресе, разрушенное в ходе боевых действий вместе с мечетью. Мечеть восстановили, а вот на медресе сил не хватило.

- Мы мечтаем о времени, когда в селе появится маршрутный пассажирский транспорт, - говорит местный житель Майрбек Тусаев, - а это невозможно без хорошей дороги. До Нижнего Дая дорога относительно неплохая, но ее продолжение на Верхний Дай не выдерживает никакой критики.

- Наша главная головная боль, - сетует глава администрации села Гушмирза Мурадов, - это никудышный путь на «большую землю». Я работаю главой села всего полгода, но за это время неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве нормальной дороги. Однако все бесполезно, как об глухую стену бьюсь.

Жители села знают об этих «хождениях по мукам» главы администрации. И понимают, что ему одному сложно решить данный вопрос. Верхнедайцы, живущие, как и многие горцы за счет скотоводства и земледелия, очень хотят знать, известно ли руководству района и республики об их проблемах. Почему, спрашивают они, в период возрождения Чечни, когда за считанные дни восстанавливаются многоэтажные дома, прокладываются новые дороги, у власти не доходят руки до их села? Почему путь, длиною всего-то пять километров, остался вне зоны внимания соответствующих министерств, ведомств и прочих структур? Если бы у жителей Дая хватило средств, они, не дожидаясь помощи со стороны, сами привели бы дорогу в порядок. Каждый человек, хоть чем-нибудь помогающий Дайцам преодолеть бездорожье, становится здесь героем.

Бульдозериста Умар-Хаджи Мовсуева, жителя Дая, знают все. Во время оползней и камнепадов он не раз выручал шаройцев и своих сельчан от плена стихии.

- Долгое время я работал на грузовой машине и автобусе, - вспоминает житель С.А.Шерипово Муса Ибрагимов, - и если на этой проклятой дороге автомобиль застрянет, все знают: надо идти к Умар - хаджи из Дая, и что он никому не откажет. Сколько раз он выручал нас.

Население Верхнего Дая гордится своим древним селом. В этих местах испокон веков жили их отцы и деды. Они хотят жить здесь и не желают покидать родные очаги. Но проблемы, которые не решаются десятилетиями, заставляют их думать о переселении в другие, более удобные для жизни места.

Если не принять срочные меры, то, возможно, очень скоро из Верхнего Дая на равнину потянутся первые семьи. Вот тогда уж точно дорога от Нижнего Дая до Верхнего превратится в путь забвения.

Лукман ДОКАЕВ «Грозненский рабочий» № 26, 12 июля 2007г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |