Пн, 30 сентября, 20:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Великий праведник и эвлия из Илсхан-Юрта («Вести республики»)

Великий праведник и эвлия из Илсхан-Юрта («Вести республики»)

10.06.2010 15:52

На долю Кунта – Хаджи выпало трудное время, и вся жизнь его проходила в преодолении всевозможных испытаний

Эвлия Кунта-Хаджи Кипшев родился в селении Мелча-Хи около 1830 года. Отца его звали Киши, мать Хеди. Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт, где и прошло детство шейха. По преданию он рос тихим ребенком, любил уединение. Обучался арабскому языку и с юности стал исполнять зикр.В18лет Кунта ушел в хадж,вовремя которого вступил в суфийский орден Кадирия.

Через несколько лет, вернувшись на Родину, Кунта-Хаджи начал проповедовать совершенно неожиданные идеи, глубоко отличные от того понимания ислама, которые озвучивались имамом Шамилем. Прежде 1 го, Кунта-Хаджи осуждал войну и вообще насилие. Это было на исходе жестокой, шестидесятилетней войны с Россией, в результате которой погибла почти половина населения республики. Вместо газавата Кунта-Хаджи проповедовал идею духовной независимости. Кунта-Хаджи отрицал не только эту, а любую войну, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, просил прощать своих врагов, идя, таким образом, против твердых установок горского и исламского сознания. При этом он обращался к отдельному человеку, а не семье, роду или тейпу. Он говорил, что спасение человека только в духовном росте. Для мира, где царили коллективная ответственность и уважение к силе, это было ценностной революцией.

Более того, шейх призывал удаляться от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь.

- Ваше оружие — четки, а не ружье, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Самоубийство — самый тяжкий грех из всех земных грехов. Подобная смерть — неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха, -утверждал Кунта-Хаджи Кишиев.

Вскоре о молодом шейхе заговорили в народе и он стал очень известен. Его глубокая набожность, искренность, желание облегчить людские страдания и способность отдаваться этому всем существом привлекали к Кунта-Хадже множество людей. У него появились мюриды. Естественно, что имаму Шамилю не понравились призывы Кишиева и новый тарикат был им запрещен, а сам Кунта-Хаджи был вынужден снова отправиться в паломничество. Вернувшись из него около 1861 года, Кунта-Хаджи снова становится очень популярным, численность его вирда достигает примерно 6 тысяч человек. К этому моменту имам Шамиль уже сдался в плен.

Проповеди Кунта-Хаджи были настоящими откровениями для соотечественников, мир которых был определен традиционными нормами адата и, отчасти, шариата. Кунта-Хаджи впервые апеллировал не к правилам, а к душе, чувствам человека. С адатом и шариатом Кунта нисколько не спорил, наоборот, всячески призывал их соблюдать. Но, в отличие от шариата, насаждавшегося Шамилем, взгляды Кунта-Хаджи не противоречили чеченским традициям. Мировоззрение Кунты выросло из традиционного миропонимания, было местным. Это и привлекало чеченцев, для которых исламский фундаментализм Шамиля был несколько чуждым. Чтобы оценить популярность проповедей у стаза, достаточно назвать цифру: в 1860 году число сторонников его учения превысило 50 тысяч.

Так же сильным фактором распространения вирда стала сама высокая нравственность и благородство шейха. Все деяния его происходили из любви, которую он исповедовал, — ко всякому человеку, его душе, ко всем живым существам. Кунта говорил, что мюрид должен жить простой жизнью, стараться делать маленькие добрые дела, любить и уважать все живое — а также землю и воду, весь мир, созданный Всевышним.

Однако такие проповеди продолжались недолго. Российская власа испугалась растущего влияния святого, усмотрев в объединении суфиев зерна сопротивления. Начальник Терской области Лорис-Меликов писал: «Учение зикр служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил». Хотя по донесению русского офицера АЛ. Ипполитова движение «ограничивалось лишь изустным чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным». Позже и сам Лорис-Меликов изменил свое мнение.

Тем не менее, 3 января 1864 года по доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован. Из тюрьмы он сразу натшсал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильственных действий. Как рассказывают историки, на этапе Кунта-Хаджи был разлучен со своими мюридами, среди которых бьш его брат Мовсар, и один направлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии.

Нужно отметить, что на долю Кунты-Хаджи выпало трудное время, и вся жизнь его проходила в преодолении всевозможных испытаний. Этому великому человеку все тяжести земной жизни помогала пройти его сильная и крепкая вера в Аллаха. Эта же сила веры, твердая убежденность в Единобожие дала шейху прекрасные плоды: нравственность, благородство, иман. Главная причина успеха проповедей шейха заключалась именно в его благородном поведении, в том, что слова и поступки в отношениях с людьми соответствовали Корану и сунне.

Кунта-Хаджи является героем Ислама и великим у стазом. Горцы поражались смиренному поведению и мудрости шейха и на его примере находили истину и прямой путь к Аллаху. Простые чеченцы, которые не могли обладать большими знаниями о религии, находили пример и отражение самой веры в поведении Кунты. Проповеди, поступки, да и вся его жизнь показывала народу, как нужно поступать, чтобы в этом мире обрести справедливость, а в следующей - Рай.

Немаловажно и то, что Кунта-Хаджи говорил, что наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями, поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь. С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца, говорил эвлия.

Интересны даже последние слова устаза Киши-Хаджи. Когда его увозили с самыми приближенными людьми в ссылку, то при прощании с мюридами Кунта-Хаджи сказал: «Следуйте шариату: то, что не из Корана и сунны - не берите». Это есть завещание и последние слова великого проповедника Кунта-Хаджи.

Да воздаст Милостивый Аллах благом в раю благородному устазу!

Подготовила Петимат ХАСИЕВА

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |