Пн, 30 сентября, 18:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » … Твой голос Шарой («Вести республики»)

… Твой голос Шарой («Вести республики»)

14.10.2010 16:46

…Край гор и древних башен… Сколько сказано о нем, сколько написано прекрасных, проникновенных стихов, песен, для скольких художников красота этих мест послужила музой, дарующей силу искусства!

«Здесь в единое целое слиты День вчерашний и завтрашний день...»

Эти слова поэта - точно о Шарое. Именно здесь проходит грань прошлого и будущего народа.

Прошлого - того, в котором башни звались боевыми, а свист отчаянных горских сабель сливался с гортанным криком победы... того, в котором горечь изгнания смешивалась со сладостью надежды на возвращение...

И будущего - будущего без войн и потрясений.

... Сегодня в эти горы пришли мир и благоденствие. И мы поднимаемся по «серпантину» вверх, в Шарой, туда, где на самой вершине горы виднеется древняя полуразрушенная крепость с застывшей ныне в спокойствии боевой башней - по соседству с «пристанищем» служителей правопорядка и белеющей неподалеку школой.

- Несмотря на то, что долгий отрезок жизни мне пришлось жить «на равнине», я горжусь тем, что Шарой - мое родовое село, - говорит глава Шаройской сельской администрации Раиса Абаева. - Я часто размышляю о том, чем жили, что делали наши предки... сама и чувствую себя более сильной. Эти горы наполняют человека уверенностью в себе, дают силу и мужество...Здесь действительно чувствуешь себя совсем другим человеком.

Юрт-да говорит так не без оснований: действительно, здешние горцы - люди особого склада души и характера. Чуть позже, когда .мы будем стоять у подножия башни, Раиса покажет мне виднеющийся в горах дом, вокруг которого на километры - ни души... В том доме живет Асет, немолодая уже горянка, которая однажды, без сожаления оставив блага цивилизации, вернулась на родовые земли. А теперь, после смерти отца, она одна содержит и усадьбу, и целое, так сказать, животноводческое хозяйство в придачу.

- Вот только электричество туда мы провести пока не успели, - скажет мне Раиса. - Но скоро проведем, обязательно проведем, уже хотя бы из уважения к мужеству этой женщины.

... Раиса Абаева - хотя Шарой ее родовое село - родилась в Ачхой-Мартановском районе, в селе Новый Шарой. Ведь после возвращения из депортации шаройцам не разрешили селиться в родных горах, а ослушавшихся - жестоко изгоняли на равнину. Именно там, на равнине, и был основан Новый Шарой, где поселили вернувшихся из Казахстана и Киргизии шаройцев.

- Но наши отцы все равно, минуя запрет властей, «поднимались» в горы, пытались восстанавливать в Шарое свои жилища, - продолжает рассказывать Раиса. - Те жилища горцев представители тогдашней власти сносили тракторами...

... Я слушаю рассказ юрт-да, а мой взгляд вновь и вновь устремляется за открытое окно ее жилища - туда, где зеленеют горы, где взметнулась под облака боевая башня, где крылья гордой птицы эрзу рассекают голубизну такого близкого здесь неба - и думаю: «До какой же степени власть, именуемая «советской», не понимала смысл и душу этого народа, который есть плоть от плоти этих гор - не понимала и не хотела понимать...».

Не до запретов стало лишь во времена «парада суверенитетов» - великодержавную власть тогда одолели совсем другие заботы. И горцы вернулись в Шарой...

... Приехала в родное село и Раиса Абаева, по окончании пединститута работала в селе учителем - преподавала биологию, затем была назначена ее директором.

- О состоянии школы и говорить не приходилось, - вспоминает юртда. - Нормальная педагогическая работа не велась, зато процветали всяческие обиды и разборки с родителями - не дай Бог поставить кому-то из учеников двойку! Тут же прибегали с претензиями...

Первое, с чего начала вновь назначенный директор школы - это сплотила педагогический коллектив. Кому-то пришлось «объяснить», кого-то и «попросить».. . Учителя нашли общий язык с родителями, преобразилась и сама школа - был сделан капитальный ремонт.

- Здание школы каменное, и продувалось всеми ветрами, - говорит Раиса. - Я обратилась к министру образования республики, и когда делали ремонт; здание обшили сайдингом.

А что же удалось сделать Раисе Абаевой на посту главы села, и что она считает самым главным своим успехом? «То, что удалось сплотить, организовать сельчан», - считает юртда. А сами сельчане называют Раису - «наша железная леди».

Что же касается обустройства села, то здесь приходится работать «на перспективу ». А перспектива эта такова, что в столь отдаленном высокогорном селе, как Шарой, ясное дело, не предвидится в обозримом будущем строительства даже маломальского производства, которое могло бы принести в местный бюджет дополнительные средства, а также создать рабочие места. А ведь, чтобы село могло нормально развиваться, сюда нужно привлекать и молодежь,.. А чем? И тут, по мысли юртда, должно сыграть свою роль наследие предков - Шаройский башенный комплекс, который относится к Аргунскому заповеднику, и кое-что еще... Ведь именно с развитием туризма - а покатить в Шарое есть что! - и связывает Раиса Абаева развитие своего села. Наверное, потому и помогает она сельчанам возводигь заборы не кирпичные, а из дикого камня - как в старину. Наверное, потому, а может в силу своей богобоязненности, юртда возрождает, заново оборудует в Шарое источник, который, по преданию, «пробил» посохом в земле один из живущих в этих краях эвлияов - и вода та целебная…

Что касается памятника древней архитектуры, то здесь Раисе помог имам Ризван Дадаев – он был близким соратником Ахмат-Хаджи Кадырова, потому обратился напрямую к Президенту ЧР Рамзану Кадырову с просьбой о реконструкции комплекса – хотя бы частично. На сегодняшний день одна боевая башня уже восстановлена.

... И - чуть позже мы с историком Рамзаном Хаджиевым поднимемся к развалинам той древней шаройской крепости, откуда весь Шарой - как на ладони. Нас окружат залегшие мягкими складками горы, тишина и - тени Вечности.

Рамзан будет рассказывать о прошлом шаройцев - о войнах, сражениях, победах, рассказывать и о том, как ныне люди сохраняют это древнее наследие, реставрируя башни, приводя в порядок то, что разрушило безжалостное Время. Затем он будет показывать мне древние петроглифы - «автографы» наших далеких предков. Я буду лишь молча слушать.

А когда Рамзан ненадолго замолкнет, я подойду к руинам одной из башен и... ... И всех слов мира станет вдруг недостаточно для той, которая, приникнув щекой к порыжелым, замшелым камням боевой башни, точно слившись с ними всем своим существом - через Время и Вечность - будет слушать твой голос, Шарой...

Марем Харсеноева №198, 14 октября 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |