Главная » НОВОСТИ » Свидетельница трех веков ("Вести республики")
Свидетельница трех веков ("Вести республики")
22.11.2010 17:22
По поручению главного редактора и сгорая желанием своими глазами увидеть свидетельницу трех веков, я отправилась в Гойты. Сначала побывала в администрации села и поинтересовалась, есть ли такая жительница в селе и как она проходит у них в похозяйственном учете, на что мне представили запись: Каруева Кеси проживает по улице X. Гончаева, дом 114, и дата её рождения 1895 год. Даже если и так, ей сейчас уже 115 лет. И она вполне заслуживает к себе особого внимания. Людей, подобных ей, которым посчастливилось жить в трех веках, которые пережили годы: первой мировой войны, революцию, гражданскую войну, годы коллективизации, Великую Отечественную, репрессии и стали свидетелями событий последних лет Чечни, увидев своими глазами, как изменилась наша жизнь в последние годы. Скольких интересных, а порой трагических событий она была свидетелем, со сколькими людьми была знакома!
Я отправилась к Кеси домой. И первое, что мне пришло на ум, когда я только зашла в комнату, где на белоснежной постели, ухоженная, в чистом одеянии, в уюте и стерильной чистоте лежала Кеси, - если бы все люди в старческом возрасте содержались так, то и они, наверное, жили бы долго. Живет она с сыном и снохой. В семье два взрослых внука, есть правнук. По паспорту Кеси с 1895 года. Родилась она в Шатойском районе, замуж вышла в Гойты. В 1944 году со всем народом была репрессирована в Казахстан. Там семья оказалась в тяжелейших жизненных условиях. Кеси с мужем вплоть до возвращения на родину работала на кирпичном заводе. У них было 12 детей, на сегодняшний день живы только двое: дочь и сын. Девять детей умерли в младенческом возрасте, один - после возвращения на Кавказ. Муж умер в 1973 году. Есть у Кеси сестра, которой тоже уже около ста лет. Живет она тоже в Гонгах. До самых последних дней, пока позволяло здоровье, Кеси работала техническим работником в одной из школ села Гойты. Хотя она больше времени проводит в постели и слышит плохо, но часто встает, сама принимает пищу, смотрит телевизор. По словам сына, когда память становится ясной, она вспоминает и рассказывает о случаях и событиях из своей длинной и не очень сладкой жизни, но это случается не часто.
Все пережитое она ставит ни во что по сравнению с тем, что ей пришлось пережить несколько лет назад. Со слезами на глазах Кеси рассказала, что в 2001 году, когда в республике объявили первый призыв на военную службу, её внук Адлан, добровольно изъявив желание служить, пошел в военкомат. Попал он в Бурятию. Служба проходила нормально, он был на хорошем счету у командования. Но один из командиров из офицерского состава, контрактник, воевавший в Чечне, из личной ненависти постоянно придирался к нему. Итогом стала драка, при которой контрактник сильно избил Алдана. Отбил ему почки и печень. Адлан перенес пять операций. Ему удалили одну почку, вторая тоже была повреждена. Пока Адлан лечился в больницах Бурятии, родители несколько раз ездили к нему. Потом Алдана привезли домой. Он длительно лечился в различных лечебных учреждениях Грозного, Владикавказа, Нальчика. На лечение нужны были деньги. Сноха с сыном продали все, что можно было продать, даже корову, которая была кормилицей семьи. Занимали деньги у родственников. Но Адлан не поправился... Его смерть сильно подорвала здоровье Кеси. Она два года не вставала с постели, постоянно плакала, ослабла, сильно сдала.
Удивилась опрятности и чистоте в комнате, где находилась Кеси (это благодаря снохе Макке, хотя сама она является инвалидом первой группы), но оказалось, что вся семья живет в одной комнате, которая является и кухней, и спальней, и комнатой отдыха. Основной дом разбит во время войны. Начали восстанавливать своими силами, но средств нет, так и стоит в незавершенном состоянии. Со слов Макки, Кеси все время
получала пенсию в размере 3 500 рублей. Недавно повысили. Никакой иной помощи от государства не получает. Один раз первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров выделил ей 50 тысяч рублей. Даже доплату к пенсии, как репрессированному лицу, приходится получать, выстаивая длинные очереди (ей-то можно было приносить её домой). Ни продуктами, ни деньгами она не имеет никакой помощи. С просьбой оказать помощь семье сноха обращалась в различные инстанции. После одной жалобы выделили земельный участок, но построить дом, хотя бы одному сыну, нет средств. Вот так и живут в одной, кое-как сколоченной комнате. Условия, конечно, ужасные. «Бабуле необходим покой. Вот если бы достроить дом, тогда у неё была бы своя комната»,- говорит Макка. Но Кеси сама ни на что не жалуется. Говорит, не знает, за что Всевышний дал ей такую длинную жизнь. И при этом хвалит свою невестку: «Макка яцахьара, со тоххара еллахиряра».
Так хотелось помочь и сделать приятное Кеси и её близким, но на все воля Аллаха!
Малика Абалаева №222, 22 ноября 2010 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста