Главная » НОВОСТИ » Чеченские ковровщицы («Вести республики»)
Чеченские ковровщицы («Вести республики»)
17.01.2011 17:15
Вайнахская земля всегда изобиловала самобытными умельцами народного промысла.
Среди чеченцев издавна известны имена мастеров по железу, дереву, камню. В селах и деревнях были люди, которые, благодаря своим природным данным умели лепить выделывать из глины различные предметы бытовой утвари, красочно разрисовывать, украшать орнаментом строения, жилые дома и т.д. Особым почитанием и уважением среди людей пользовались ковровщицы. Мастерицы, обладавшие высоким самобытным талантом, умели изготовить высокого качества и небывалой красоты ковровые изделия. Ручная работа стоила дорого, славилась в народе, и о мастерах слагались песни, ходили легенды. Самобытными мастерами и в настоящее время богата наша земля.
Недавно в нашей редакции побывала Раиса Усманова, бывшая работница коврового цеха, располагавшегося в Грозном, в районе остановки «8 Марта».
Из рассказа Раисы я узнала, что ковровый цех, относился к фабрике «Силуэт», где директором был Муса Дошукаев, человек, болевший душой за состояние дел на производстве, прекрасный руководитель, добрый наставник, заботливый старший коллега и прекрасной души человек. В его бытность и под его руководством открылся и долгие годы просуществовал ковровый цех. Здесь работали настоящие мастера своего дела, прекрасные умельцы ткать ковры. Среди них, по воспоминаниям Раисы, были Хазан Матаева, сестры Тангиевы Роза и Фатима, Зайнап Ахматханова, Бэла Гакашева, Тамара Зубарева. А также художник Магомед Ясаев, который талантливо владел кистью и делал эскизы для будущих ковровых изделий. Ковры ткались из настоящей шерсти, на специально оборудованных станках, но вся работа проделывалась вручную. Рисунки ковров были разные: кавказский пейзаж, величественные башни старины, танцующие джигиты с кинжалами, групповой чеченский танец. Чаще ковры ткали по заказу с изображением портретов политиков и правителей государств. Их доверяли ткать только самым одаренным мастерам.
Прежде чем ковер был готов, он проходил множество процедур, и, наверное, поэтому получался очень красочным. Цвета были яркие рисунки сочные. Ковровые изделия выставлялись на республиканских и российских выставках изделий самобытных мастеров. Покупали их организации. «Помню, - говорит Раиса, - два ковра закупил у нас Грозненский аэропорт для украшения интерьера». В 1984 году на Лейпцигской ярмарке-выставке ковер Грозненского коврового цеха завоевал престижную на мировом уровне медаль. Раиса Усманова работала в ковровом цехе до самого начала военных действий и считалась одной из лучших мастериц по ковроткачеству. Она с сожалением говорит: «Вместе со всеми другими производственными участками пришел в забвение и наш ковровый цех. Заказов не было, ковры никому не были нужны. Распался и коллектив цеха. В настоящее время бывшие мастера кто стоит на рынке, кто перебивается случайными заработками, а они все - настоящие мастера своего дела. Бывший работник цеха - художник по эскизам для ковров также нигде не работает. Неужели ковроткачество в республике не возродится?» - сокрушается она. Будет очень обидно, если такой народный промысел, как ковроткачество, предастся забвению.
Малика Абалаева №7, 17 января 2011 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста
Добавить комментарий
Комментарии
- Никнейм
Mar 11 2023 1:49PM В настоящее время где либо эти ковры делаются?