Пн, 30 сентября, 12:23 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Он сдержал клятву Гиппократа…(«Вести республики»)

Он сдержал клятву Гиппократа…(«Вести республики»)

21.03.2011 16:38

1998 год. Я, студентка медицинского колледжа (специальность медсестринское дело), была направлена на практику в 4-ю городскую больницу в ожоговое отделение. Мы с однокурсницами присутствовали при обходе врачей в отделении, при перевязках больных, получивших ожоги разных степеней. Только побыв один день в этом отделении, человек может понять, насколько важны сочувствие и сострадание к человеку, сколько понимания, терпения и выдержки необходимо и пациентам, и врачам. Несколько раз я общалась с одним девятилетним мальчиком, Адамом, получившим сильные ожоги. Мальчик легко отзывался на призыв общения, был веселым.

За зти дни мальчик проникся ко мне доверием, каждое утро звал меня в его палату, чтобы я немножко посидела с ним. В одно утро я как обычно пришла в отделение и не сразу поняла, что там происходит. Мне сказали, что маленький Адам внезапно скончался. Ком в горле мешал мне что-либо сказать. Я видела, как из палаты выкатили каталку, на которой из-под белой простыни проглядывал силуэт мальчика. В коридоре послышались рыдания женщин и встревоженные голоса мужчин. Минут через 15 люди уехали. В отделении настала мертвая тишина, слышны были тихие голоса и шепот. Старшая медсестра ожогового отделения попросила меня принести из палаты Адама штатив, к которому прикрепляют растворы для внутривенного вливания. В палате в то время не было других пациентов. И вдруг я увидела сидящего на койке мужчину в белом халате. По его щекам обильно текли слезы, которые он все время вытирал, но они лились из его глаз. Он посмотрел на меня. В его взгляде я увидела растерянность и сострадание.

- Ну, что поделаешь, на все воля Всевышнего, - тихо произнес он. Я принесла ему свои искренние соболезнования, думая, что зто родственник мальчика, и немного постояв, забрала штатив и вышла из палаты. Но оказалось, зто был вовсе не родственник, а лечащий врач мальчика. Его звали Руслан Моллаев, мой односельчанин из с. Алхан-Юрт.

Этот человек был не только лечащим врачом своих пациентов. Он был для них и другом, и братом, и отцом. Проникался к ним глубоким сочувствием, состраданием, пониманием. Переживал с ними их боль. Я помню, с каким уважением тогда еще отзывались о нем и весь медперсонал, и сами пациенты, и их родственники. Говорили, что у него рука легкая. Он был сдержанным, вообще не повышал на человека голоса. По работе, бывало, пожурит провинившегося человека - и сразу как бы начинал оправдываться.

В январе 2011 года всех потрясла трагическая гибель Руслана. В реанимацию нейрохирургического отделения 9-ой клинической больницы Руслан поступил в воскресенье, через два часа после происшествия в крайне тяжелом состоянии. У него была тяжелая, проникающая черепно-мозговая травма, а также внутримозговая гематома.

Были вызваны из дома сотрудники лаборатории «Инвитро» для проведения томограммы. При операции присутствовали заведующий нейрохирургическим отделением, главный нейрохирург Минздрава ЧР и другие специалисты. Оперировали пострадавшего опытные врачи-нейрохирурги Руслан Хамзаев, дежуривший в этот день, и Роман Умаров.

После операции сохранялось крайне тяжелое состояние, - сообщил Умаров. - Со своей стороны мы сделали все от нас зависящее. С момента поступления он находился в бессознательном состоянии. Круглые сутки около Руслана дежурили наши реаниматологи, анестезиологи, нейрохирурги. Мы хорошо знали Р. Моллаева. Он был уважаем в медицинской среде. Жаль, что его заслуги не были отмечены официально. Уверен, что он достоин звания заслуженного врача.

...В день трагедии в отделении было много посетителей. Все было как обычно, и ничего не предвещало беды. По словам главного врача больницы Магомеда Сулумова, в этот день до обеда он несколько раз звонил Руслану, чтобы узнать у него состояние интересующего его больного. Но телефон Руслана не отвечал. Тогда он позвонил медсестре и попросил узнать, почему врач не отвечает на его звонки. Но ординаторская была закрыта изнутри, на зов никто не отвечал. Когда дверь взломали, то обнаружили Моллаева лежащим на диване без сознания. В области виска была обнаружена гематома. Когда его подняли, под ним нашли металлический предмет, которым, по всей вероятности, его ударили. По данному случаю заведено уголовное дело. Никаких комментариев следователь, который расследует дело Руслана, пока не дает. Все были в недоумении, ведь дверь ординаторской почти не запиралась изнутри. Как потом стало известно, из холла больницы можно попасть на балкон, который проходит по всему фасаду здания. Ожоговое отделение находится на третьем этаже, а с балкона можно через балконные двери войти в отделение. Поэтому даже случайный человек мог туда попасть без всякого труда. Мне удалось встретиться с братом Руслана Ахампашой Моллаевым, который любезно согласится рассказать о старшем брате. Я молча слушала, как при разговоре у Ахампаши постоянно менялось выражение: от умиленной улыбки до глубокой скорби, которая вызывала у него ком в горле.

У Вахи Моллаева было две жены: Альбика и Амнат. Альбика родила Вахе четверых сыновей: Руслана, Магомеда, Ахмеда, Ахампашу, а матерью Ильяса, Ислама, Асламбека является Амнат. С детства особое внимание братья уделяли чеченскому менталитету, ответственности во всем, уважению к людям, соблюдению канонов ислама. В 1999 году в дом Моллаевых пришла беда. После тяжелой болезни скончалась Альбика.

За годы совместной жизни сердобольная Амнат старшим сыновьям Вахи стала родным и близким человеком, они во всем советуются с ней, уважают ее. В их доме царит мир и покой. У каждого из братьев своя судьба, каждый пошел своей дорогой. Как сами братья говорят, Руслан отличался мягким, но стойким характером.

В 1986 году Руслан Моллаев поступил на подготовительные медицинские курсы. После удачной сдачи экзаменов в 1987 году он поступил в Махачкалинский медицинский институт, который успешно окончил в 1993 году. Во время учебы Руслан там же, в Махачкале устроился на работу медицинским братом. Ординатуру он проходил в первой городской больнице г. Грозного, где показал себя с лучшей стороны, подающим большие надежды. После окончания ординатуры он устроился в 4-ю городскую больницу в ожоговое отделение, где его основной специальностью являлась ожоговая хирургия. В 1994 г. Руслан женился на Шамилевой Ларисе, которая тоже, кстати, работала в 4-ой больнице в глазном отделении, и работает там по сей день. Во время второй военной кампании Руслану пришлось вывезти всю семью в Ингушетию. Их мать была тяжело больна. Там же он устроился в больницу и заслужил уважение людей.

— Каким человеком был Руслан?

Нас было 7 братьев. Из всех братьев он отличался мягким, спокойным характером и старался всем помочь, был миролюбивым. Этим он всегда умел расположить к себе окружающих людей. Даже если и были моменты, когда надо было кого-то из братьев наказать, то он никогда не позволял себе повышать на нас голос. Старался искать оптимальный выход из создавшейся ситуации, направлял на правильный путь. Такие люди в мире - редкость. Он всегда был для нас примером... поддержкой... надежной каменной стеной... Когда Руслан еще учился в школе, он перенес две операции на позвоночнике. Несмотря на то, что ему нельзя было поднимать тяжести, делать физические нагрузки, он, не жалея себя, старался всем и везде помогать...

Он посвятил всего себя работе и лечению тяжело больных, заботился, навещал их, всегда беспокоился о них. В его поддержке нуждались все.

Руслан всегда жалел своих больных и с большим сожалением рассказывал, когда ему приходилось ампутировать конечность. И когда он рассказывал об этом, у него нередко глаза наполнялись слезами... Руслан не раз бывал донором для своих пациентов. Сдавал кровь выше нормы, если в этом была необходимость. А потом мы видели, как он ходил бледный от анемии, ночами не спал... не раз ругали его из-за этого, но он отвечал, что он должен помогать людям - это в первую очередь его человеческий долг.

- Каким семьянином Руслан был?

- Он был очень хорошим семьянином, чем и являлся для нас примером. Мы гордились им. После смерти нашей матери Руслан буквально заменил нам мать. Уважал свою жену Ларису и любил своих трех маленьких сыновей: Сосламбека, Денилбека и Шамиля. Со своей семьей Руслан жил в пос. Калинина. Когда собиралась вся наша семья, мы всегда смотрели на него, и каждый думал про себя: как же хорошо, что ты у нас есть...

Мне не раз приходилось слушать слова благодарности в адрес брата от совершенно незнакомых нам людей, - продолжает после недолгой паузы Ахампаша. Говорили, что он им очень помог, и что мы можем с гордостью вспоминать о нем.

- Были ли у Руслана какие-нибудь грамоты, поощрения?

- Руслана не раз поощряли и в институте, и на работе. Он работал заместителем заведующего ожоговым отделением 4-ой городской больницы, его не раз приглашали в Москву. Обещали должность и место жительства. Приглашали на разные консилиумы, где врачи обменивались друг с другом своим врачебным опытом. Так как он никому и никогда не отказывал в помощи, его не раз возили в другие регионы к тяжелобольным, где он проводил консультации, давал советы, рекомендации.

- Какие отношения у него складывались с врачами из федерального центра?

- Был такой случай, когда его больного родственники повезли в Москву и показали там одному ожоговому хирургу в степени ученого, но он посоветовал отвезти больного обратно в Чечню, потому что не был уверен, что сможет вылечить больного лучше, чем Руслан. Он был удивлен результатом лечения в тех условиях, какие были на тог момент в Чечне. В дальнейшем во время очередного консилиума этотхирург взял у Руслана контактный телефон, чтобы в дальнейшем советоваться с ним в различных сложных случаях во врачебной практике.

Он впервые в России придумал кровать-сетку для высушивания глубоких ожогов... Опыт Руслана переняли врачи из центра и начали практиковать эту сеточную кровать. Также ему не раз приходилось встречаться с немецкими хирургами, помогать при операциях, после которых ему предлагали переехать в Германию, но он отказывался, так как знал, что здесь, на родине, он нужнее.

По рассказам семьи Моллаевых, Руслана всегда хвалили больные и медперсонал в целом. Ни от кого не слышали ни одного плохого слова в адрес брата...

- Даже в голове не укладывается, не верится, что Руслана нет с нами... - сокрушается Ахам-паша. - В голове одни вопросы, на которых нет ответа: За что? Почему? Как поднялась рука? Кому мешал наш Руслан? Неужели этот человек, если его вообще можно назвать человеком, не думает, что он отнял жизнь у сына безутешного отца, брата, любимого отца у детей, мужа у жены? Он лишил людей надежды на исцеление больных. Что этим человеком двигало? Зависть? Алчность?

Руслан, ты выполнил свой человеческий долг, сдержал клятву Гиппократа...

- Ахампаша, примите мои искренние соболезнования по поводу кончины Вашего брата Руслана. Дала гечдойла цунна. Дала ийман ца духуш собар лойла шуна.

Спасибо за беседу!

Фатима Арсанукаева №47, 19 марта 2011 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |