Пн, 30 сентября, 12:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Не упустить бы время…(«Вести республики»)

Не упустить бы время…(«Вести республики»)

29.03.2011 13:47

Хорошо, когда открываются учебные заведения. Совсем плохо, если их закрывают. Вроде бы, аксиома; кто с этим поспорит? Однако есть ситуации, при которых оба утверждения, взятые отдельно, оказываются неправильными.

На днях Президент Д.Медведев провел встречу с представителями одного из подмосковных профессиональных колледжей, в ходе которой заявил о необходимости способствовать повышению образовательных стандартов в России, для чего «придется сократить количество университетов» и обратить особое внимание на профессионально-техническое образование.

Еще в прошлом столетии, после публикации повести Максима Горького «Мои университеты» это словосочетание прочно вошло в русский язык и, что особенно забавно, начало служить всем, кто хотел бы получить документ о высшем образовании, неким символом, маяком, если хотите. Учиться, так в университете -ни больше, ни меньше! Каждый областной город или столица республики считали себя обязанными иметь по университету. В итоге учебные заведения именно с таким названием стали самыми популярными в прошлом веке.

И до сегодняшнего дня остаются таковыми. С той лишь разницей, что еще два-три десятилетия назад в стране их насчитывалось лишь несколько десятков, самым престижным из которых был МГУ им. Ломоносова. А теперь их трудно сосчитать. Грозный, кстати, в этой череде оказался, кажется, самым последним, из-за чего бывшая Чечено-Ингушетия долго считала себя обделенной.

В начале 90-х, когда стал необычайно актуальным лозунг «Разрешено все, что не запрещено», первой стала ощущать на себе бурное наступление частных и коллективных новаций система высшего и среднего образования. В результате количество «высших учебных заведений» во всех уголках страны начало расти, как на дрожжах. Самые разные, но все - обязательно штатные, университеты и институты в огромном количестве стали появляться не только в Краснодаре, Махачкале, Грозном или Нальчике, но и в самых незаметных в этом смысле городишках: в Хасав-юрте и Урус-Мартане, Малгобеке и Беслане, Гудермесе и Ведено и т.д. и т.п...

Чему, правда, предшествовало сначала повальное открытие повсюду филиалов известных и зарекомендовавших себя в стране вузов, а потом только - отпочкование от них всех .этих отделений и превращение в самостоятельные «университеты» и «институты». Сколько людей, не выезжая за пределы своих населенных пунктов и в глаза не видевших маститых профессоров и кандидатов, получило дипломы престижных вузов, теперь и сосчитать невозможно.

Понятно, что дипломы предлагалось получать самые на тот момент популярные - о юридическом, экономическом и медицинском образовании.

Тот факт, что такая невероятно простая доступность получения документа о высшем образовании начала быстро приводить к деградации всего процесса обучения и девальвации самого понятия с названием «высшее образование», начал давно тревожить научную общественность страны. Однако государственные институты, коим по статусу было положено бороться с совершенно Новым для страны явлением, почти ничего в этом направлении не делали.

Первым регионом, где решительным образом была прекращена деятельность эрзац-университетов, стала, как ни странно, именно Чеченская Республика, из-за известных событий меньше всех пострадавшая от их нашествия. Волевое и, как теперь уже все поняли, очень своевременное решение о закрытии конвейера по выдаче ничего не значащих дипломов сразу после своего избрания принял ее Глава Рамзан Кадыров.

В принципе, в стране был создан механизм выдавливания денет из карманов людей, на самом деле совсем не мечтавших об учебе, но страстно желавших получить вожделенный диплом о высшем образовании. Действовавший бею всяких проблем много лег, этот всероссийский конвейер дал первый сбой в Чеченской Республике, что долго оставалось незамеченным в других регионах. Хотя в определенных кругах в связи с нарастающей угрозой полной деградации всей вузовской системы обучения и девальвации высшего образования, как такового, тревогу били давно.

Но наступил-таки день, и теперь Президент Медведев заявил, что нужно способствовать повышению образовательных стандартов в России, для чего необходимо сократить количество университетов и обратить особое внимание на профессионально-техническое образование. «Что касается платных вузов, вы знаете мою позицию по этому вопросу. Их все нужно постепенно закрывать. Потому что во многих случаях это ужасно. Это безответственное и низкокачественное образование. Однако мы можем с легкостью превратить часть этих учреждений в хорошие колледжи. Мы должны вернуться к гюофессионально-тех1шческому образованию. Способствовать этому процессу - в интересах бизнеса».

Это стало его ответом на заявление, сделанное на упомянутой встрече с ним директором одного из подмосковных профессионально-технических училищ: «Высшее образование в стране совершенно обесценилось. И пора уже что-то с этим делать! Бывают такие специалисты с дипломами, что я даже не могу себе представить, что они изучали в университете. Квалифицированный труд перестал быть престижным. Вместо рабочих после распада Советского Союза мы начали выпускать десятки тысяч адвокатов и бухгалтеров. Теперь их слишком много. На рынке труда они не востребованы».

Приятно в данной ситуации констатировать, что на фоне различного рода нападок на Чеченскую Республику со стороны не самых здоровых слоев российского общества, именно в этом регионе серьезно озаботились проблемами молодежи и первыми отказались от всех видов азартных игр, игровых автоматов и деятельности всяческих казино. Именно здесь, предварительно создав для молодежи центры интересного и полезного досуга, нанесли мощный удар по наркомании, максимально ограничив доступ к спиртному, сделали его употребление совсем не престижным занятием.

В республике не пошли по пути перепрофилирования профтехучилищ и различных колледжей в фиктивные университеты, но создали условия для работы над подготовкой рабочих и технических кадров.

«В России девятьсот профессионально-технических училищ. - сказал на встрече Д. Медведев. - Двадцать лет назад их было более пяти тысяч. Две трети россиян по-прежнему считают, что учиться в ПТУ - не престижно. Теперь правительство хочет, чтобы большее число компаний участвовало в распределении и гарантировало трудоустройство лучшим студентам. Других будут лучше консультировать о том, как открыть собственное дело».

Три государственных вуза Грозного - университет, педагогический и нефтяной (с недавних пор - нефтяной технический университет) институты, а также одиннадцать профессионально-технических колледжей и училищ, тоже сталкиваются с проблемой трудоустройства своих выпускников. Республика строит свою стратегию в этом направлении. Обладатели красных дипломов распределяются в первую очередь на производство. Но если там мест не хватает; предоставляют рабочие места на государственной службе. Однако, раз уж «правительство хочет», то судьбой чеченских выпускников, их знаниями, остается надеяться, заинтересуются и далеко за пределами региона.

Ранее правительство уже обещало повысить привлекательность заведений профтехобразования, но для большинства регионов - пока безрезультатно. Тем не менее, сейчас, когда появляется реальная экономическая потребность в навыках, которым они обучают своих питомцев, может быть, для этих учреждений, наконец, настанут другие времена. Не упустить бы их...

Руслан Караев №52, 29 марта 2011 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |