Пн, 30 сентября, 12:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Для жизни нужна башня… «Молодежная смена»

Для жизни нужна башня… «Молодежная смена»

29.04.2011 18:01

18 апреля отмечено в международном календаре как День охраны памятников и исторических мест. В Чечне реконструкция материального культурного наследия является приоритетным направлением (постановление Правительства ЧР об утверждении республиканской целевой программы «Культура Чеченской Республики в 2008-2011 годы)». А в ноябре 2010 г. Рамзан Кадыров призвал население республики оказать посильную помощь в восстановлении средневековых башен, расположенных на территории региона и представляющих историческую ценность. В настоящее время восстановлены три боевые сигнальные башни, расположенные в окрестностях села Сатты Шатойского района, каменный исполин в с. Тазбичи Итум-Калинского района, Хаскалинская башня на очереди - реконструкция Ушкалойской башни, также расположенной в Итум-Калинском районе.

Одна из последних по времени спасенных от разрушения камен¬ных исполинов - Хаскалинская башня. Ее реконструкция прове¬дена в рамках Республиканской целевой программы «Культура Чеченской Республики (2008- 2011гг.)» Департаментом по охра¬не и использованию культурного наследия Министерства культуры ЧР.

Несколько лет башня находи¬лась в аварийном состоянии. Тре¬бовалось проведение незамедли¬тельных аварийно-спасательных работ. Нижняя часть северо-восточного угла башни в резуль¬тате артиллерийского обстрела имела пробоину размерами до 3 х 3,6 метров. Кровля была дефор¬мирована, межэтажные проемы и лестницы отсутствовали. Как со¬общает пресс-служба Министер¬ства культуры ЧР, спасение па¬мятника истории стало возможным после того, как администрацией Итум-Калинского муниципального района была проведена дорога к памятнику, расположенному на скалистой поверхности.

Ныне восстановленный Пакочский замковый комплекс еще несколько лет назад активно ис¬пользовался военными в качестве казармы. Частичный демонтаж башни преобразил ее облик до не¬узнаваемости. Постройка датиру¬ется XIII-XIV веками. В нескольких метрах от Пакочского замкового комплекса располагается боевая башня с одноименным названием.

Около трех месяцев понадоби¬лось реставраторам, чтобы вер¬нуть историческому памятнику былой вид. Сложившие эти башни люди были не только отважными воинами, но и умелыми зодчими. По словам специалистов, несмо¬тря на возможности современной техники, в точности повторить прежний облик оказалось нелегко.

Стоит отметить, что Мини¬стерством культуры ЧР ранее были проведены ремонтно-восстановительные работы Шатойской боевой, Химойской жилой, Саттойской боевой башен и бое¬вой башни «Дере-1».

Как рассказывает директор Ар¬гунского музея-заповедника Сайд Саратов, основной фронт работ практически на всех архитектур¬ных памятниках - это реконструк¬ция кровли, межэтажных перекры¬тий. Чеченские башни строились с соблюдением зеркальной сим¬метрии и пропорциональности всех частей постройки, в удиви¬тельной гармонии с окружающим ландшафтом. Даже строитель¬ный раствор средневековые зод¬чие использовали необычный. На основе яичного белка (желтка) и извести.

До нашего времени в республи¬ке в различном виде сохранилось более 200 боевых башен. В гор¬ной части ЧР немало усеянных ими труднодоступных территорий. Одна из них - Майста, располо¬женная вдоль границы с Грузией. Как пишет известный историк Леча Ильясов, в своем исследовании «Тени вечности» - это самый су¬ровый и одухотворенный вели¬чественной красотой край горной Чечни: «Вечные льды, громады скал, глубокие пропасти, дикие горные реки удивительным обра¬зом сочетаются здесь с густыми буковыми и сосновыми рощами, зарослями диких фруктовых дере¬вьев и кустарников, морем цветов в летнее время. А над всем этим возвышаются древние башни - молчаливые хранители вековых тайн», - пишет Ильясов.

По его словам, сохранились за¬писки русского офицера Л.А. Зиссермана, посетившего историче¬скую область ЧР Майсту в конце 40-х годов XIX века. «Он восхи¬щается удивительным гостепри¬имством майстинцев. Во время праздника, устроенного в честь гостя, стали состязаться в стрель¬бе из винтовки. Когда гость про¬махнулся, никто из майстинцев, которые во все времена считались отличными стрелками и искусны¬ми охотниками, не попал в цель, чтобы не унизить достоинство го¬стя. Показать свое мастерство по¬ручили десятилетнему мальчику, который без труда поразил цель.

Кроме всего прочего, майстинцы были еще и прекрасными строите¬лями. Согласно фольклорным ис¬точникам, они строили башни не только в горах Чечни, но и в Хевсу - ретии и Тушетии.

Селения Ца-кале, Пуога, Туга были разрушены в 1944 году при выселении чеченцев войсками НКВД. У башен были взорваны перекрытия и кровли, а затем они были подожжены изнутри.

Безжизненны сегодня ущелья Майсты. Молчат мрачные тени Васеркел, суровые башни Пуога, величественные руины Ца-кале. Солнце зашло над Майстой, погру¬зив в безмолвие этот удивитель¬ный край. От былого величия Май¬сты остались не только предания и воинственный характер ее жите¬лей, но и огромное количество ка¬менных построек, относящихся, по мнению ученых, к XII—XIV векам.

Особенно поражают воображе¬ние развалины средневекового ба¬шенного селения Васеркел, лежа¬щего на высоком каменном утесе. Руины каменных башен сливаются с серыми скалами, образуя при¬чудливых очертаний замок. На са¬мой вершине утеса стоит боевая башня, с которой просматривается вся окрестность».

Еще одно уникальное сооруже¬ние сохранилось в другой исто¬рической области - Нашх, в пе¬чально известном всем чеченцам местечке Хайбах. Все жители его были высланы в 1944 году, а села разрушены войсками НКВД. Как известно, выселение сопрово¬ждалось массовыми убийствами жителей, в одном только селении Хайбах было сожжено живьем 700 человек.

Многие жилые башни взорваны. И сегодня в Нашхе при большом количестве древних селений поч¬ти не осталось памятников архи¬тектуры. Как известно, современ¬ный Нашх совершенно безлюден. Здесь нет жизни, здесь только история: каменные исполины, служившие укрытием для многих поколений, - единственные мате¬риальные свидетельства истори¬ческого прошлого чеченского эт¬носа.

Как отмечает в своей работе «Средневековая архитектура Чеч¬ни и Ингушетии» Леча Ильясов, кавказский регион всегда был пе¬репутьем великого переселения народов, мигрировавших как с вос¬тока на запад, так и с юга на север. «Когда по предгорьям прокатыва¬лась очередная волна кочевников, от нее вверх по ущельям взлетало множество племен. Последующая жизнь этих племен в малодоступ¬ных местностях способствовала обособлению и консолидации в особые этносы, история которых еще очень далека от полной ясно¬сти. Культурным контактам горцев с внешним миром способствова¬ли такие разнородные факторы, как караваны Великого шелково¬го пути или приход христианских миссионеров.

Выживая в неимоверно трудных условиях, вайнахи сумели создать архитектуру, которая сегодня по¬ражает нас функциональностью и своей художественной вырази¬тельностью, идеально соответ¬ствующей красоте окружающей горной природы.

Вайнахи всегда селились родовыми гнездами. В больших аулах проживало по несколько тейпов (родов). Жили в башнях. Рядом с жилой башней ставили боевую Фактически - это дом-крепость, столь характерный для быта свободных людей в средневековой Европе.

За надежными каменными стенами проходила не только земная жизнь - ингушская пословиц гласит: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти - склеп. Обряд захоронения в склепах предопределен, не в последнюю очередь, малоземельем. Лучшие угодья отводились под сельское хозяйство, а башни и склепы ставили на скальном основании. Склеп - это родовая усыпальница вайнахов. В склепы уходили больные во время эпидемий, которые периодически выкашивали людей. Выжившие возвращались домой.

На основных тропах ставили святилища. По праздникам сюда отправлялись шествия в белых одеждах. Здесь вымаливали у бога урожай и приплод. После молитвы совершались жертвоприношения, а затем и трапезы».

Напомним, что на одном из правительственных совещаний в ноябре прошлого года Рамзан Кадыров сказал, что «... средневековые! башни в горах - жемчужины нашей национальной архитектуры. Практически у каждого тейпа есть родовые башни. Их разрушает не только деятельность человека, но и время. Поэтому я прошу всех – и жителей, и органы местной власти, и государственные ведомства по охране памятников истории оказать помощь в восстановлении башен", - заключил Р.Кадыров.

"Нет разницы, большая или маленькая башня: каждая из них представляет для нас историческую ценность. Каждый камень этих башен несет информацию об истории нашего народа. В сохранении и восстановлении исторических башен может принять участие каждый житель республики. Мы должны сберечь нашу историю и передать эти уникальные архитектурные творения подрастающего поколению, чтобы оно гордилось своим прошлым, своими предками", - констатировал Глава ЧР.

Зарина Висаева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |