Пн, 30 сентября, 10:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Долг платежом красен

Долг платежом красен

03.06.2011 14:43

Исполнилось 20 лет со дня выхода Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». До этого, 47 лет назад, состоялась акция поголовной депортации чечено-ингушского народа в Казахстан и Киргизию

Указанный Закон вышел на основе «стремления советского общества к демократии и формированию правового государства», процесс которого требовал «очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей». Политика произвола, беззакония и репрессий, практиковавшаяся в годы Советской власти на государственном уровне, являлась противоправной, осуждалась на 20 съезде КПСС. Признав эту политику, оскорбляющую достоинство не только репрессированных народов, но и всех честных, здравомыслящих граждан, незаконным и преступным, правительство страны, надо полагать, в благих намерениях решило реабилитировать все репрессированные народы и жертвы политических репрессий. Нельзя отрицать и влияющие на это решение позицию и требования международных правозащитных организаций и внутреннего процесса обновления общества. Сам закон разъяснил, что означает «реабилитация репрессированных народов» и провозгласил необходимость возмещения ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.

3 мая 1994 года за № 149 вышло Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий». В этом же году под №926 вышло Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путём из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости, выплате денежных компенсаций».

В то время, подстрекаемые враждебными России силами и воспользовавшись самоотстранением кремлевских властей от контроля над одним из субъектов России власти, в Чечне лишили «господин народ» реализации указанных правовых документов, играя на лжепатриотических чувствах сепаратизма. Предложенные 10 тысяч рублей в качестве компенсации, хоть и были оскорбительно неадекватны понесенным убыткам, но и их чеченцы не получали в «лихие» 90-е годы. Не пользовались они и другими льготами, установленными для реабилитированных. Это продолжалось и после возвращения Чечни в правовое поле России и ратификации Россией Венской Конвенции по правам человека.

В целях наиболее полного восстановления прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, согласования с общепризнанными нормами, относящимися к защите прав человека, в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Законом № 5698-1-ФЗ от 03.09.1999 г. были внесены изменения и дополнения, имеющие важное значение. Согласно этим внесениям, реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами (ч.1 ст. 16).

Часть 2 этой статьи рекламировала право на:

а) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

б) внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

в) бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии медицинских показателей на мотоколяску при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля;

г) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;

д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

е) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;

ж) снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

з) первоочередную установку телефона;

и) бесплатную установку телефона;

к) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;

л) внеочередной приём в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии;

м) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;

н) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. «Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, за исключением пунктов «в», «е», «и» и «м», распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии со статьёй 21 настоящего Закона и являющихся пенсионерами и инвалидами.

В случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счёт государства».

Не могу судить, претворялся ли данный закон в жизнь в других регионах России. Известно лишь, что в различные исполнительные органы России и правозащитные организации, в том числе и в Европейский Суд по правам человека, поступали частные жалобы на препятствия в реализации этого закона. Закон имеет силу, если он живет и действует. Для представителей чеченского народа этот закон существовал мертвой схемой, регламентирующей лишь право без реального применения. Закон принимался в кризисное для экономики России время и представлял желание оказать посильную помощь пострадавшим за многолетний террор и массовые репрессии со стороны государства. И 10 тысяч рублей тогда являлись более значительной платежеспособной суммой, чем сейчас. Кроме того, надо отметить и многократное увеличение экономической возможности России и ее бюджета. По словам руководства страны, Россия входит в пятёрку экономически развитых стран мира. На этом фоне весьма странными, неадекватными и неправомерными выглядят нормативные акты, предусматривающие льготы реабилитированным лицам.

22 августа 2004 года вышел ФЗ №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых, законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов...», согласно которым реабилитированным лицам устанавливались вышеуказанные льготы. Перечень этих льгот из ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» ФЗ №122 от 22.08.2004 г. был исключен, и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки, а расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов РФ. Исключение указанных льгот и передача регулирования, защиту прав и свобод человека и гражданина субъекту РФ противоречит статьям 2, 17, 19, 42, 45, 52, 55, 71, 72, 76 Конституции РФ и не способствует надлежащему возмещению вреда, причиненного репрессиями государственными органами власти.

В соответствии с ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. вышел Закон ЧР 17-РЗ от 20.02.09 г. «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Спустя время, 09.06.09 г. за № 100 вышло Постановление Правительства ЧР «Об утверждении порядка начисления и осуществления единых денежных выплат (ЕДВ) реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий». Затем 05.07.2010 г. вышел за № 25-РЗ Закон ЧР «О мерах социальной поддержки». Согласно этим нормативным актам, льготы репрессированным урезаны, выплата компенсации в 10 тысяч рублей приостановлена, социальная мера защиты представляет ЕДВ в сумме 300 рублей, многочисленными жалобами индексированная и состоящая из 320 рублей в месяц каждому реабилитированному с 1 февраля 2011 года. Таким образом, в единой России нарушены единое поле правового пространства, принципы индивидуальной (персональной) ответственности виновного лица, равенства, правовой справедливости, повышения уровня материального благосостояния, а также многие принципы реализации правового положения, предусмотренные в вышеуказанных статьях Конституции РФ.

Закон «О реабилитации репрессированных народов» от 1991 г. и Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 1991 г. предусмотрены для защиты реабилитированных лиц в соответствии с нормами международного права и в целях восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной на тот период компенсации материального ущерба. Все народы реализовали эти законы, кроме чеченского народа. В настоящее время посильная возможность России увеличилась, но те же суммы не индексируются, несмотря на инфляции денежных сумм в десятки раз и увеличения прожиточного минимума. Играя изменениями терминов, привлекательными и красивыми, кажущимися правомерными и отвечающими интересам государства и личности, спекулируя ими и имитируя защиту прав и свобод граждан, Правительство России уходит от реальной защиты нарушенных государством прав, незаконно переложив эту обязанность на субъект государства. А между прочим, необходимость компенсации возникла по вине государства, а не его субъекта. Ответчиком в Европейском суде, если ущемленные в своих правах граждане обратятся туда, будет Правительство РФ, чей бюджет зависит от налогоплательщиков и их экономического (материального) состояния.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. По смыслу правовых позиций Конституционного Суда РФ при переходе к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учётом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности и т.д. Это означает, что в случае изменения форм предоставления мер социальной поддержки объем ранее существовавших льгот в денежном выражении не может уменьшаться, т.е. совокупный объем финансирования не может быть понижен, а условия ухудшены. Однако следует признать, что передача субъектам РФ регулирования и обеспечения льгот жертвам политических репрессий противоречит объективной логике, здравому смыслу и Конституции РФ - высшей юридической силе в РФ.

Законы должны быть не только доступными, но и должны иметь единое правовое пространство и быть одинаково равны для всех граждан. Необлюдение этих принципов позволяет иметь законы Рязанские, Калужские, Чеченской Республики и т.д., что приводит к нарушению вышеуказанных принципов Конституции РФ и международных актов. Кроме того, социальная защита - это мера гражданского регулирования правовых отношений, не связанных с незаконными, неправомерными действиями органов власти. Нельзя «мерами» подменивать или ликвидировать льготы, назначаемые за какие-то заслуги или унижения, репрессии. Поэтому Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не предназначался для регулирования социальной защиты или социального обеспечения и его нельзя применять в регулировании отношений, не предусмотренных в нем, т.е. он не должен подменивать соответствующее отраслевое законодательство. Несоблюдение данного и вышеуказанных утверждений привело к тому, что инвалид, чьи права регулируются отраслевым актом о пенсиях и не связаны с виной самого государства, и реабилитированный, являющийся еще и инвалидом труда, ветераном труда, приравнены в правах на получение ЕДВ. Поэтому ликвидация льгот и замена их на «меры социальной поддержки» - ЕДВ (в Чеченской Республике они самые низкие – 320 рублей) породила необходимость оспаривания ее обоснованности, объема, содержании и адекватности таких «мер» прежним льготам, ибо исключили, по сути, льготы реабилитируемым из механизма компенсации. Весьма ограниченные (особенно в ЧР) денежные компенсации и льготы для репрессированных были для последних более значимы.

Тут уместно вспомнить, как писал политолог, знаток технологии власти А. Авторханов в книге «Империя Кремля» (издательство «Прометей» 1988г., с.308), «В августе 1988 г. американский Конгресс принял закон, согласно которому американцы японского происхождения, которые были заключены в лагеря после объявления войны Японией Америке, получают вознаграждение по 20 тысяч долларов на человека. Сам факт заключения в лагеря (без конфискации имущества) этих людей президент Рейган назвал великой трагедией. Конечно, никакого сравнения не может быть со сталинским народоубийством в СССР и временным лишением свободы общения американских японцев с внешним миром с целью обезопасить страну... Горбачев легко мог бы положить конец этой непонятной кампании по «духовному геноциду» чечено-ингушского народа, назвав сталинский геноцид сталинским преступлением...». Кроме того, американские японцы не лишались имущества. Но 20 тысяч долларов, выданных американскому японцу, и 15 тысяч дойчмарок, выданных всем еврейским узникам Холокоста, далеко несоизмеримы с предложенными Россией реабилитированным лицам и только главе семьи 10 тысячами «деревянными». Правда, Парламент ЧР делал робкую попытку убедить Госдуму РФ о необходимости пересмотреть этот вопрос и поднять выплачиваемую сумму до уровня 180 тысяч рублей. Однако, несмотря на инфляцию, подорожание продуктов, товаров и других жизненно важных потребительских материалов, спад дефицита бюджета России и его нынешний профицит, чиновники парламента России, утопающие в безделье, льготах и высоких зарплатах, не почувствовали эту необходимость: они далеки от народа, от его чаяний и нужд. Некоторые из числа реабилитированных чеченцев в знак протеста такому положению фактически и практически несправедливо, скрытно лишающего возможности полнотой и адекватно реализовывать свои права, отказываются от унизительно предлагаемой суммы. А между тем, время проходит, уходят из жизни лица, подвергнутые депортации и даже родившиеся в высылке. У многих в местах высылки умерли близкие родственники, знакомые. Хочется побывать на их могилах, поминать по традиции, прочитать дуа и т.д.

Учитывая, что за 20 лет чеченцы не могли пользоваться теми льготами, предусмотренными законами о реабилитации, справедливо было бы им в порядке исключения предоставить ликвидированные льготы, например, п.«е» ч. 2 ст. 16 закона, предусматривающий бесплатный проезд (туда и обратно) 1 раз в год. Моя мать 13 лет работала на шахте Киргизии подземной откатчицей. Это тяжелейшая работа, дающая право на льготную пенсию, возможность ухода на пенсию в 45 лет при наличии общего стажа 15 лет, 6,5 лет из которых в указанной должности. Она умерла в 1999 году в возрасте 80 лет и никаких льгот не имела, 33 года незаконно не получала заслуженной пенсии по вине чиновников собеса и лиц, установивших срок исковой давности в 3 года. Так почему же я, как наследник первой очереди, не могу наследовать ее права, ведь я страдал вместе с ней и был лишен вместе с ней реализации важнейшего правового положения? Неужели думают, что Бога нет, человек умер, потому нет проблем? Проблемы есть, но нет нерешаемых: есть нерешенные.

Ликвидация федерального перечня льгот в Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и попытка замены части из них региональными выплатами противоречит требованиям ст. 52,53 и 55 (ч. 2) Конституции РФ, что реально приводит к умалению прав жертв политических репрессий на возмещение причиненного им физического, материального и морального вреда. Законодатель, таким образом, заведомо создал положение, при котором в отношении той существенной части возмещения вреда жертвам и пострадавшим от репрессий, которая имелась ранее в единых для всех федеральных льготах, теперь утрачивается принцип равенства (ст. 19 Конституции РФ). Так называемые меры социальной поддержки, призванные заменить прежние льготы, их перечень, порядок предоставления и обеспечения, а также их объём в разных регионах России различны, а денежные компенсации, как указано выше, отличаются в несколько раз. С точки зрения принципа равенства недопустимо различие в защите жертв преступлений и в праве на возмещение государством вреда в зависимости и от места проживания, расовой, национальной или иной принадлежности. Это вытекает из ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

И в заключение. Депортация 1944-1957 гг. – незаживающая рана в сердцах и душах чеченцев. Россия должна признать, что она в долгу перед депортированными чеченцами и принять все меры политико-правового характера, исключающие различные толкования и применения права в едином правовом пространстве страны, что очень важно для торжества справедливости.

С. Лулуев «Вести республики»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |