Главная » НОВОСТИ » Они были первыми («Вести республики»)
Они были первыми («Вести республики»)
06.06.2011 14:58
Истоки горского просвети¬тельского движения были свя¬заны с развитием письменности на языках народов Северного Кавказа. До начала XIX века горцы пользовались в основном арабским алфавитом. Книги му¬сульманского содержания явля¬лись основой обучения местной элиты. Именно в этот период в среде северокавказской интел¬лигенции начинается движение за создание письменности на местных языках.
Значительный вклад в разви¬тие культуры северокавказских народов, в том числе Чечни, внес русский военный инженер, впоследствии член Кавказско¬го географического общества барон Петр Карлович Услар (1816-1875). Он был человеком широкого кругозора и большого научного интереса.
Первые школы для чеченцев были открыты сразу после завер¬шения Кавказской войны. В1862 году П.К.Услар предпринял по¬пытку открыть школу, где заня¬тия велись на чеченском языке. Услар и сам изучил чеченский язык при содействии муллы Янгулбая Хасанова и прапорщика Кеди Досова, составившего пер¬вый чеченский букварь. После закрытия временной школы в крепости Грозной Услар писал о проделанной работе: «Школа просуществовала около 7 недель. Как я полагаю, образцы письма чеченцев свидетельствуют, что они в этом отношении сделали значительные успехи, принимая во внимание, что не далее как в начале июля ни один из них не держал пера в руках, многие, я думаю, никогда не видывали чиненого пера. Распростране¬ние грамотности идет весьма быстро и пойдет еще быстрее, когда напечатан будет в Тифлисе чеченский букварь...».
Среди просветителей Чечни выделяется также имя Умалата Лаудаева, чеченского этнографа, первого из чеченцев в 1872 году написавшего исследование о соб¬ственном народе - «Чеченское племя». В своей работе он сделал попытку дать общее представле¬ние о прошлом края, его истории, культуре. Лауцаев внес немалый вклад в дело изучения истории чеченцев. С его именем связано развитие просветительской мыс¬ли в дореволюционной Чечне.
У. Лаудаев родился примерно в 1830 году в с. Ногай-Мирза-юрт в семье влиятельных и передо¬вых для своего времени людей. В июле 1838 года он был зачислен на учебу во 2-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Получив военное образование, в середине 50-х годов Умалат вернулся на родину. Его имя навсегда внесе¬но в историю просветительской мысли и культурной жизни че¬ченского народа.
В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века начинается педа¬гогическая и просветительская деятельность Т. Эльдарханова. Таштемир Эльдарханов родился 1 апреля 1870 года в с. Гехи Урус- Мартановского района в семье крестьянина-середняка. Окончил Горскую школу в г. Грозном. В 1889 году Таштемир поступает в Тифлисский учительский инсти¬тут. Уже через год в «Сборнике материалов для описания мест¬ностей и племен Кавказа» он публикует свои первые работы. Собранный им фольклорный материал имеет научное значе¬ние в плане изучения истории и культуры вайнахов, а также представляет большой интерес как литературный опыт. С 1898 года Эльдарханов работал учителем в Грозненской горской школе. Старшеклассники, кото¬рым он преподавал математику, отмечали: «У него будешь знать предмет, объясняет он легко и по¬нятно. Мы не смеем приходить на уроки неподготовленными».
Основную задачу - свою и на¬циональной интеллигенции - Т. Эльдарханов видел в организа-ции общества распространения и создания национальной пись¬менности среди чеченцев. По его мнению, это общество могло бы заниматься составлением и изданием букваря, грамматики, 'этнографических изданий.
Просветительством не огра¬ничивалась деятельность Таштемира Эльдарханова. В 1906 году он был избран депутатом Государственной Думы 1-го со¬зыва от народов Терской области. В феврале 1907 года переизбран в состав II-й Государственной Думы. Будучи депутатом, Т. Эльдарханов защищал интересы народов Кавказа.
В годы, предшествовавшие революции, во Владикавказе и в Грозном проводятся различные просветительские мероприятия, распространяются недорогие книги, пособия для народных школ, организовываются раз¬ные встречи и вечера, разво¬рачивается благотворительная деятельность. В этот период Т. Эльдарханов много сделал для приобщения горцев к просвеще¬нию. В 1911 году (сто лет назад!) им был издан первый чеченский букварь. Он на своем опыте знал, какой вред приносит неграмот¬ность, отсутствие знаний. После роспуска II-й Государственной Думы Т. Эльдарханов возвра¬щается в Грозный, но власти запрещают ему преподавание в Терской области. Он уезжает в Баку, где работает в области про¬свещения, вплоть до февральской революции 1917 года.
После окончания Граждан¬ской войны на Северном Кавказе Таштемир Эльдарханов был вос-требован на родине.
В апреле 1920 года в Грозном состоялся съезд представителей чеченских селений, который про¬возгласил передачу всей власти Чеченскому революционному комитету из пяти человек. Пред¬седателем первого Чеченского ревкома стал Т. Эльдарханов. Этот орган получил практически всю полноту власти на терри¬тории Чечни, кроме Грозного и казачьих границ.
В Чечне, как и в других гор¬ских районах, на протяжении 1920-1925 годов ревкомы не¬сколько раз сменялись исполко¬мами. Т. Эльдарханов возглав¬лял окружной ревком Чечни с 3 апреля 1920 года. В августе 1921 года он был председате¬лем Чеченского окружного ис¬полкома. 4 сентября 1921 года вновь сформированный ревком возглавил Х.Д. Ошаев, а "с 11 января 1922 года главой Чечен¬ского окружного исполкома стал Ахмет Мутушев. 13 июля 1922 года исполком снова заменили ревкомом во главе с Исрапилом Курбановым. 30 ноября 1922 года Т. Эльдарханов стал пред¬седателем Чеченского областного ревкома, - последнего ревкома Чечни, который окончательно передал власть Чеченскому об¬ластному исполкому (ЧечЦИКу), который до 27 сентября 1925 года возглавлял Т. Эльдарханов, после чего председательство перешло к Дауду Арсанукаеву.
Решением Оргбюро РКП (б) и VII пленума областного исполкома в сентябре 1925 года было заменено руководство облисполкома. Т. Эльдарханов был снят с поста председателя Чеченского исполкома и «ото¬зван» из Чечни в распоряжение Северо-Кавказского краевого исполкома. Ранее он был осво¬божден и с должности первого руководителя чеченской партий¬ной организации. Т. Эльдарханов смог вернуться в Чечню только в 1929 году, а спустя пять лет он скончался.
К числу ярких представите¬лей чеченской интеллигенции относятся также Ибрагим-Бек Саркаев, братья Денильбек, Заурбек, Асланбек Шериповы и другие. Это была славная когорта представителей общественно- политической и просветитель¬ской мысли Чечни, получивших блестящее образование в Рос¬сии и впоследствии проявив¬ших себя патриотами не только Чечни, но и всей страны. «В их книгах, статьях и речах по¬ставлены насущные вопросы социально-экономической и политической жизни народа. Суцьбы многих из современни¬ков Т. Эльдарханова были ис¬коверканы Гражданской войной (Т. Чермоев, возглавлявший Гор-скую Республику, эмигрировал во Францию, И. Мутушев был расстрелян белогвардейцами в 1919 году в грозненской тюрь¬ме, А. Мутушев был вынужден уехать из Чечни, репрессирован в 1938 году), поэтому их творче¬ский потенциал полностью не раскрылся», - отмечает исследо¬ватель Х.В. Туркаев в своей книге «Жажда неутоленная».
М.Нагаева №99 ,4 июня 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста