Главная » НОВОСТИ » История народа, ставшая личной жизнью («Столица плюс»)
История народа, ставшая личной жизнью («Столица плюс»)
21.06.2011 13:17
Магомед Музаев родился 12 июня 1941 года в Грозном. В казахстанской ссылке по¬гибла мать Магомеда, в связи со сложными обстоятельс¬твами того периода какое-то время не было рядом и отца, а потому воспитывали его дедушка и бабушка, которых мальчик долгое время считал своими родителями.
Мы так тосковали по родине, и хотя я мало что о ней помнил, из рассказов родных и близких Чечня представлялась мне не ина¬че, как настоящим раем на земле. В те годы нередко, встречаясь, чеченцы, прежде чем поприветствовать друг друга, спрашивали: «Слышно ли что-либо о нашем возвра¬щении домой?» Безусловно, эта тоска, огромное и единс¬твенное стремление вернуться на землю отцов, страстное желание если не пожить, то хотя бы быть похороненным на родине, передавались нам, детям, - вспоминает Магомед Музаев.
Семья Музаева вернулась в республику, обстановка в которой в то время была не¬простой, в конце 1958 года.
Поскольку для нас воз¬вращение на родину было величайшим праздником, казалось, что его должны разделить все, - рассказывает М.Музаев. - К своему удивле¬нию, мы повсюду встречали недоброжелательное отноше¬ние к нашему народу. В любом происшествии или конфликте виноватым всегда оказывался чеченец, поражала неспра¬ведливость происходящего. Став старше, я понял, что разного рода нападки не огра¬ничиваются только бытовым уровнем. Тогда мы услышали россказни о белом коне с се¬ребряными подковами, якобы подаренном чеченцами Гит¬леру. Потом выяснилось, что в этом же упрекали и другие высланные народы.
Странно, но попытки при¬писать сей дар чеченцам, яв¬ляющиеся очевидной чушью, продолжаются и по сей день. Недавно за рубежом вышла энциклопедия, подготовлен¬ная московским издательс¬твом, в редакционный совет которой вошло одиннадцать российских академиков. На страницах издания, кроме другой откровенной грязи, выливаемой на наш народ, вновь повторяется эта бредо¬вая история со злосчастным белым конем.
По окончании историчес¬кого факультета Грозненского педагогического института Магомед Музаев начал рабо¬тать в краеведческом музее. Именно там он приобщился к научной деятельности: был старшим научным сотрудни¬ком, заведующим отделом, заместителем директора этого учреждения.
В этот период работы Ма¬гомед Музаев серьезно увлекся историей Гражданской войны на Северном Кавказе, и в 1968 вышли получившие широкий резонанс и высокую оценку его первые труды, посвящен¬ные названной теме.
Вскоре М.Музаев перешел на работу в Чечено-Ингуш¬ский научно-исследователь¬ский институт истории языка и литературы, где за первое же свое исследование был отмечен как лауреат Всесо¬юзного конкурса молодых ученых, что для Чечено-Ин- гушетии того времени было событием далеко не рядовым. В научно-исследовательском институте он проработал несколько лет.
- Самым интересным и притягательным делом для меня всегда была работа с историческими документами. Познание нового, уход с го¬ловой в работу - что может быть прекраснее? Но вместе с тем в советское время приходилось противостоять различным инициированным националистически настроен¬ным руководством ЧИАССР
античеченским кампаниям, направленным на дискре¬дитацию народа, изменение и переписывание заново фактологии исторических событий. Вспомнить хотя бы приписываемую чеченским ис¬торикам, писателям и другим представителям науки, культу¬ры и искусства пресловутую «теорию единого потока» или маскирующуюся под «концеп¬цию добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России» попытку изобразить всех вайнахов историческими реакционерами, оклеветать всех исторических и фольклор¬ных народных героев, вместо них представив «выразителями народных интересов» царских генералов, кровавых пала¬чей народно-освободительной борьбы и их прислужников из числа чеченцев и ингушей
предателей своего народа,
говорит Магомед Музаев.
Общеизвестно, что многие
исторические заключения и оценки делаются вовсе не на основе достоверных источни-ков, а в угоду господствую¬щей в обществе идеологии, требований власти и прочего. Понятно, что процесс искаже¬ния истории того или иного народа очень опасен, так как способен нанести этносу серь¬езный ущерб.
Из-за активного проти¬водействия подобным по¬пыткам искажения истории чеченского народа, всяческим националистическим выпа¬дам, клевете на духовную и материальную культуру чечен¬цев Магомеда Музаева не раз пытались заставить замолчать и разлучить с любимым делом. Но сломить его не удалось, и сегодня ученый продолжает свою исследовательскую де¬ятельность вместе с другими специалистами, по крупицам восстанавливая подлинную историю своего народа.
Адам Исламов №47, 21 июня 2011 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста