Главная » НОВОСТИ » Чеченские раны России или паралич памяти («Вести республики»)
Чеченские раны России или паралич памяти («Вести республики»)
22.06.2011 14:25
sirotinin пишет: "Раньше в Грозном жило много русских. Сам пацаном с местными пацанами прыгал в бассейн в районе Юбилейного (был вроде кинотеатр такой у Вас) . Где они сейчас? Их выжили и поубивали....»
leko007 пишет: " Вы спрашиваете, где "они (русские) сейчас?" Отвечу, и (видит Бог) как на духу. Одних поубивала война ( к слову, вместе с чеченцами). Думаю, Вы в курсе статистики жертв двух военных кампаний. Другие бежали от войны в иные регионы, что вполне естественно (к слову, тоже вместе с чеченцами, которые сегодня разбросаны по всему миру). Третьи переехали в другие регионы уже после войны (опять таки вместе с чеченцами, которые ныне проживают по всей РФ). И это тоже вполне естественно, ибо не всем хотелось жить в до основания разрушенном городе, в котором в начале 21-го века не было ни воды, ни газа, ни электричества (не говоря уже об остальном)... "
Почему я вдруг вспомнил эту тему и вернулся к ней? Просмотрел на днях в сети Интернет фоторепортаж "Здесь живут люди", о событиях недавнего прошлого в новейшей чеченской истории, и вспомнился весь тот кошмар, который не по своей воле пришлось пережить всем жителям республики (и русским, и чеченцам, и ингушам, и евреям, и украинцам , и грузинам, и представителям всех национальностей, проживавших некогда в Грозном).
Этот мрачный фоторепортаж (кстати, не рекомендованный к просмотру людям со слабыми нервами) - яркая (хотя и суровая) иллюстрация того, что пришлось пережить республике. После просмотра становится вполне понятным (если мозги не заражены вирусом национал -шовинизма или другими извращениями) и нынешнее финансирование республики, которое злые языки называют "данью чеченцам" (город и республика-то никак не могли остаться в том ужасном состоянии). Понятно и его восстановление, которое в отличие от других регионов требует больше расходов. Понятна и естественная миграция населения - только чеченцев, по разным оценкам, война разбросала по всему миру до 300 тыс. человек ( ну кто захочет жить в полумертвом городе без элементарных норм и человеческих условий) Не зря под репортажем появилась запись блоггерши (asyabelova), которая написала: «Увидела вот это и призадумалась. Нет! Если бы я приехала сюда раньше 2003 года, я бы сошла с ума и не пережила войну, потому что слишком мягкосердечная. Простой просмотр фото наполнил мои глаза слезами и скривил рот..." Это и есть естественная и адекватная реакция вполне адекватного человека.
Тем не менее... Просматривая эти фотографии, мне почему-то вспомнилось и другое. Вспомнилось, как люди жили в подвалах. Жили вместе и не по национальному признаку. Вспомнилось, как люди делились куском хлеба, невзирая на национальность или вероисповедание. Вспомнилось и свое - личное.
Вспомнилось, как армянин Сергей Петросян (он сейчас где-то на Ставрополье) вместе с другим моим приятелем - русским телемастером Юрой через весь этот ужас пробрались на мой день рождения, чтобы просто поздравить меня. Вспомнилось, как вечером провожал их домой. Вспомнилось, как и с каким трудом они перешли улицу, потому что она методически простреливалась снайперами. Вспомнил свою русскую соседку - бабушку тетю Нину, которая в ходе зачистки спасла мою квартиру от разграбления солдатами - контрактниками. Вспомнил соседку - ингушку Ханифу, родители которой (практически незнакомые мне люди) в самые трудные минуты приютили у себя всю мою семью в селе под Малгобеком в Ингушетии. Вспомнил знакомого русского офицера Толю - медика из дальневосточного морпеха , который пришел проститься со мной перед отъездом. Вспомнил, как он густо покраснел, увидев, как пристально и с громадным удивлением я рассматриваю орден на его груди. Он тогда мне просто сказал (после небольшой заминки): «Я никого не убивал, а орден мне дали всего лишь за то, что спасал людей. Честно!». И я ему поверил. Поверил, потому что он тоже был вполне адекватным человеком. Да сколько всего было. Как говорится, «вагон и маленькая тележка». В итоге я понял одно - у всех у нас, у жителей республики, в которой шла жестокая война (вне зависимости от званий, регалий, вероисповедания, материального достатка или национальности), на тот момент была общая беда и общее горе и, как ни странно, общая беда нас и сплотила.
Как правило, нас сплачивает именно беда, а спокойная, умеренная, нормальная и сытая жизнь вдруг непонятным образом превращает в некую свору собак, которая никак не может поделить кем-то брошенную кость. Ну чего стоит хотя бы тот факт, что в годы ВОВ вся страна встала на защиту Родины и во что эту всеобщую победу (спорами о том, вклад какой национальности или региона в копилку этой победы больше) превратили сегодня узкоместечковые лжепатриоты.
Так вроде не должно быть, но так (как правило) происходит. От осознания этой "недолжности", на фоне мыслей и воспоминаний о военном Грозном становится грустно и тошно... Тошно от того, во что наше общество превратилось! Тошно от националистического угара, от коррумпированной, деморализованной и растерявшейся в этой ситуации власти. Тошно от лживой псевдодемократии, от желтой (никогда не любил этот цвет) ... продажной и якобы свободной прессы, падкой на дешевый популизм и сенсацию. Тошно от засилья жестокости и безнравственности на наших экранах, от сухого и бездушного общества. Тошно от "коротко остриженной и кожаной страны"!
Как бы мы не закрывались от всей этой мерзости и не делали хорошую мину при плохой игре, мы все прекрасно понимаем, что некогда сильная и мощная страна стоит над пропастью и находится буквально в нескольких метрах от Вавилонской башни. От всеобщего хаоса и развала. Это можно отрицать, но .... Увы!....
Говорят, у памяти есть некий инстинкт самосохранения. Чтобы не лишиться рассудка, или не привести человека к инсульту, она способна порой забывать все, что мозг может просто не выдержать. Может быть... Может, так и надо! Но по-моему, у всякого общества (как и у человека) помимо мозга есть и тело, и это тело сегодня больно и больно серьезно - на нем все еще остаются раны. Эти раны не только чеченской войны. Это раны и крутых 90-х, это раны от плодов цивилизации (и весь это список далеко не полный). В обществе бытует шутка : "Это не мы собаки, а жизнь собачья!" Жизнь будет «собачьей», пока общество не поймет необходимость залечить эти раны и лечить (как ни странно) памятью тоже. Так дальше жить просто нельзя!
Может, нам опять нужна ОБЩАЯ БЕДА, чтобы мы, наконец-таки, это осознали и поняли, как НАДО БЫ?
Лема Гудаев № 110, 22 июня 2011 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста