Главная » НОВОСТИ » Праведный путь («Вести республики»)
Праведный путь («Вести республики»)
13.07.2011 13:07
Это высказывание Ахмат-Хаджи произнес в своем обращении в Ливии, где собрались религиозные деятели из 128 стран для решения важнейших проблем, назревших в исламском мире.
Сегодня мы цитируем изречения богослова Ахмата-Хаджи, философа, заглянувшего в будущие проблемы подрастающего поколения. Духовность, искренняя вера во Всевышнего, соблюдение национального менталитета, способность осознать неправильность своего поступка, глубокая порядочность, граничащая с отвагой справедливость именно так охарактеризовал Гайбуллаев Изитулло Аманович А-Х. Кадырова. Его друг, сокурсник по медресе «Мир-Араб» (с 1979 года), который недавно неожиданно посетил наш музей, чтобы передать редкие фотографии, где запечатлен Ахмат-Хаджи во время учебы, в Бухаре, в медресе «Мир-Араб», Мы приносим огромную благодарность уважаемому Изитулло мановичу за предоставленную нам информацию о жизни и деятельности Ахмат-Хаджи в юношеские годы. Да пребудет ним воля Аллаха! Небольшой жизненный эпизод из юности
Ахмат-Хаджи является наглядным примером того, что он жил так, как этому учил нас с вами. Чистота помыслов, его души и уникальная память подтверждаются в воспоминаниях друга юности. Вот его рассказ.
«Учились мы с Ахматом в одно время с Равилем Гайнутдином, сейчас это известный богослов, муфтий России, а в те далекие годы юности мы все были на равных. Несмотря на то, что Ахмат был старше нас по возрасту, он никогда не пользовался своим положением. Разве что был один случай, который в дальнейшем раскрыл перед нами одну немаловажную черту в его характере, - он чист был и душой, и делами. При медресе, в специально отведенном помещении - худжере - проживали студенты, приехавшие на обучение со всех концов тогда еще Советского Союза. Хочется добавить: в 1946 году по разрешению Сталина в Бухаре было открыто медресе «Мир-Араб» - единственная школа богословов в СССР, где начинал свою трудовую деятельность мой отец, благодаря которому я и получил образование.
Отец был хозяйственником, следил за порядком, и часто учащиеся получали нарекание за то, что в том месте, где отдыхают, было не убрано. С приездом в медресе Ахмата все изменилось, он по графику всех заставил дежурить, поблажек никому не делал и сам неукоснительно соблюдал свое дежурство. Амон-Хаджа, так звали моего отца, не мог нарадоваться порядку, говорил: «Посмотри, какой чеченец приехал на обучение чистоплотный, толк с него будет». А еще отличался Ахмат добротой. Бывало, приходит ему посылка из дома, он ее с почты принесет, откроет и со всеми делится. Мне всегда перепадал кусочек сушеного мяса. Ох, до чего же у вас его вкусно умеют делать! Мы, молодые парни, недопонимали в те годы, что значит студенту вдали от родины на стипендию жить. Но щедрость Ахмата была настолько искренняя, что он удовольствие получал от того, что делился последним. Радовался - гостинцы с родины пришлись собратьям по вкусу, весь добротой неподдельной парень светился!
О многом и бесконечно можно рассказывать про наши студенческие годы. Но человека можно оценить по его поступкам. С четвертого курса Ахмата за его незаурядные умственные способности перевели в Ташкентский исламско-шариатский институт.
В последний раз встретиться нам довелось в 1998 году в Хадж-Арафат, в Мекке. Я увиделся с ним случайно, когда Ахмат со своим братом Магомедом отдыхал после молитвы. При встрече он искренне обрадовался и сказал: «Накройте для моего друга дастархан и не забудьте его угостить сушеным мясом, которое ему, как мне помнится, очень нравится». Я был приятно удивлен, что мой друг, брат, помнит даже такую деталь, значит, несмотря на разлуку и время, в его сердце жила искренняя студенческая дружба. Мы говорили в этот день о многом, а о том, что на его родине настали тяжелые
времена, он более всего. Также я узнал, что Ахмат-Хаджи стал муфтием республики, чему был рад и обеспокоен одновременно, понимая, как непросто в тяжелое время возглавлять духовенство. Когда расставались, Ахмат- Хаджи проговорил: «Если что, Изитулло, приезжай к нам в Чечню, бизнесом займешься, понадобится - поможем».
Это была наша последняя встреча с Ахматом. Перед приездом в Грозный вижу Ахмат-Хаджи во сне, проснулся и думаю, не знак ли это свыше? Вечером того же дня нашли меня знакомые и говорят, что человек из Чечни приехал в Бухару, ищет встречи со мною, хочет узнать, как я с Ахмат-Хаджи в медресе учился. По его приглашению я и оказался на родине своего друга, словно хадж совершил. А еще очень хотелось мне его сына Рамзана повидать, передать дар от нашей семьи, а главное, сказать: «Рамзан, мы смотрим твои выступления по телеканалам. Пусть благословит и приветствует тебя Аллах! Ты очень похож на Ахмата и душой, и делами. Достойный сын поистине Великого человека! Для меня большая честь, что наши жизненные пути переплелись с твоим отцом, и сегодня я удостоен чести называть легендарного героя своим другом! Если я понадоблюсь тебе, Рамзан, ты только скажи, и я буду рядом. Этому меня обязывает долг перед памятью друга. Ты живешь для своего народа, продолжая дело отца, я воочию в этом убедился! А чеченскому народу желаю мира и процветания, со своим Рамзаном вы не пропадете. Да сохранит Всевышний вашу землю от бед и благословит на праведные дела!»
Наталья Викиева №125 (1558) 13 июля 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста