Пн, 30 сентября, 06:29 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Подаренный Махмудом «Золотой Бог» («Вести республики»)

Подаренный Махмудом «Золотой Бог» («Вести республики»)

14.07.2011 14:54

В концерте по случаю открытия в Грозном . 111-го Международного фестиваля-конкурса сольного танца имени гениального чеченского танцора с мировым признанием Махмуда Эсамбаева, который проходил с 26 по 28 июня и где принимали участие 25 участников из шести стран мира и восьми регионов Российской Федерации, было предоставлено почетное право выступить единственному ученику и последователю М. Эсамбаева, нашему земляку Сулумбеку Идрисову, ныне проживающему в Королевстве Дания. Им были великолепно исполнены индийский танец «Золотой Бог», посвященный памяти учителя. Его танцевал великий мастер хореографии М. Эсамбаев и передал его Сулумбеку. С. Идрисов исполнил также аргентинский танец «Маламбо» из своего сольного репертуара. А на 11-ом фестивале-конкурсе в 2010 году, по приглашению Министерства культуры ЧР, С. Идрисов как талантливый специалист по мировым танцам входил в состав жюри.

Сулумбек Идрисов родился в 1951 году в многодетной чеченской семье. Родители Гилани и Заза с самых малых лет приучали своих детей быть трудолюбивыми, с уваже-нием и почтением относиться к близким и старшим по возрасту, требовали хорошо учиться и приложили много сил и стараний, чтобы они стали полезными для своего на-рода людьми.

Младший из братьев Идрисовых Су¬лумбек, с детских лет увлекшись танцами, сумел это увлечение воплотить в творче¬скую реальность и стать танцором высшего класса.

Любовь к искусству и особое желание научиться танцевать привели его после окончания 8 классов на хореографическое отделение Чечено-Ингушского культурно- просветительного училища, где он успеш¬но, под руководством признанных и опыт¬ных педагогов Отари Мунджикашвили, Сайд-Эмин Януркаева, Николая Шарипова, овладел азами хореографии. У этих пре¬подавателей брали уроки и признанные танцоры Тапа Элимбаев, Магомед Дидигов, Казбек Арсаханов, Дока Кагерманов. Надо сказать, что в те годы это было одно из самых престижных средних специальных учебных заведений республики, где пре¬подавание как по классу хореографии, так и другим дисциплинам вели великолепные мастера своего дела. Из стен данного учи¬лища вышло много одаренных специали¬стов различного жанра искусства. Среди них ныне широко известные музыканты, танцоры, работники клубных учреждений, библиотекари.

Обучаясь в этом учебном заведении, Сулумбек убедился в правильности своего выбора, а желание научиться танцевать по¬добно великому Махмуду Эсамбаеву в душе юноши становилось все острее.

После окончания училища, его, как преуспевающего выпускника и отличного танцора, бывший руководитель ансамбля Тапа Элимбаев приглашает в «Вайнах», и с 1970 года С. Идрисов - солист балетной труппы Государственного ансамбля песни и танца.

Затем была служба в рядах Советской Армии, где Сулумбек продолжил занятия танцами в качестве солиста Краснознамен¬ной Каспийской флотилии. После службы, решив, что знаний по избранному делу недостаточно, он поступает в Московский государственный институт культуры.

В танцах народов мира, взяв направ¬ление великого танцора М. Эсамбаева, Сулумбек постепенно овладевает глубина¬ми пластики и хореографии. Великолепно танцуя вайнахские танцы, он успешно овладел и танцами народов мира, включая самые сложные элементы. Каждое движе¬ние в любом танце для Сулумбека - это образное выражение реальных событий, перевоплощение человеческого бытия в язык танца. Углубив свои первоначальные знания в хореографии, и, приобретя новые познания в постановке мировых танцев, Сулумбек возвращается в республику, в свой коллектив, и становится 2-ым балет¬мейстером и солистом Государственного ансамбля «Вайнах».

Об успехах молодого танцора прослы¬шал М. Эсамбаев и пригласил его в «Театр танца», который в 80-е годы им был создан при Чечено-Ингушской филармонии. Зна¬комство и сближение Сулумбека с мэтром мирового танцевального искусства сыграло огромную роль в его дальнейшем творче¬ском развитии. Махмуд стал для него куми¬ром. Находясь рядом с ним и постепенно перенимая его опыт, он прекрасно овладева¬ет многими танцами народов мира. Концер¬ты на сценических площадках республики, городов Советского Союза, приглашения и поездки в зарубежные страны дали возмож¬ность С. Идрисову заявить о себе как о ма¬стере мирового танца. И в 1982 году, будучи солистом балета Московской филармонии, Сулумбек удостаивается «Права сольного отделения концерта». Его приглашают сни¬маться в кинофильмах. Хотя его первая роль в 1976 году была в телефильме «Даймохк», но серьезные работы в кино начались позже - С 1983 года, когда он снялся в роли князя Чхеидзе в фильме «Мертвые души». Затем были роли американского матроса в худо¬жественном фильме «Крик дельфина» (1984 г.), Мансура в художественном фильме «Созвездие любви» (Узбекфильм» 1986 г.). В 1986-1989 годы он - участник программ Всесоюзного центрального телевидения СССР «Шире круг», «Ваш выход, артист», «Ба! Все знакомые лица!»

В 1989 году С. Идрисов удостаивается звания «Заслуженный артист ЧИАССР». И в том же году становится лауреатом Международного конкурса артистов балета в Австралии. По приглашению руководства этой страны в 1990 основывает в городе Брисбан «Школу русского танца». В 1992 году ему присуждается звание «Заслужен¬ный артист Российской Федерации», а в 1996 году за вклад в содружество народов мира Сулумбек удостоен звания «Академик Международной академии духовного един¬ства народов мира». Но, страстно желая вернуться на родину и приносить пользу своему народу, передавать накопленный опыт и свое мастерство чеченским детям, в 1996 году С. Идрисов возвращается в республику. Короткое время работает заме¬стителем министра культуры. Но не найдя никакой конкретной поддержки заниматься творческой деятельностью со стороны тог¬дашнего руководства республики и спасая свою семью, он вынужденно уезжает. Осно¬вывает «Школу русского танца» в Канаде. Его приглашают работать в различные страны. С 1990 по 1996 гг. он - солист Польского Большого театра оперы и балета, где исполняет главные партии: грек Зорба в одноименном балете; бразилец Бачидо в балете «Бразилец в.Париже»; тореадор в балете «Дон Кихот» и др.

В программы сольных концертов С. Идрисова входят многие танцы, которые исполнял великий Махмуд, и танцы на¬родов мира.

С гастролями С. Идрисов побывал в более 130 странах мира, его сценическому мастерству рукоплескали ценители высоко¬го классического искусства. И всегда, на какой бы сцене ему ни приходилось вы¬ступать, концерт он начинает с чеченской лезгинки и достойно представляет свой народ в любой стране. Благодаря ему на многих языках мира с восхищением про¬изнесено имя чеченец.

И, наверное, не случайно он - мастер мирового танца, продолжатель дела велико¬го танцора - оказался в составе оценочного жюри фестиваля-конкурса имени М. Эсам¬баева 2010 года.

Сулумбек, как было сказано вначале, живет и работает в Королевстве Дания, но никогда не теряет связи с родиной. Часто бывая в республике, всячески оказыва¬ет помощь танцевальным и творческим коллективам по вопросам хореографии и сценической культуры.

В нашей беседе он изложил свою давнишнюю задумку - открыть в нашей республике театр «Танцы народов мира» подобной тому, который когда-то при филармонии открывал М. Эсамбаев, и тел самым продолжить дело великого танцора

- Нам уже пора выходить на мировой уровень в танцевальном искусстве - за дожить основу сюжетных танцев, что дает возможность воплощению исторических художественных образов на сцене. Танец - это образ, - говорит Сулумбек. - В балет есть широкая возможность воплотить классическом искусстве персонажи, таких как Тайми Биболт, Ади Сурхо и др. А ставить балет можно так, чтобы танцор не коснулся даже пальцем танцовщицы.

Он также высказал свои мысли и суждения по вопросу организации фестиваля - конкурса имени М. Эсамбаева: «Ее сравнить два предыдущих конкурса с тем что состоялся в этом году, конечно, ее позитивные изменения. Во-первых, он стал шире по количеству участников. В 111-ем конкурсе были и танцоры из Турции, Испании, Таджикистана, Республики Тыва, Москвы. Это хорошо. Но охват участников может быть гораздо шире. Неплохо было бы учредить дополнительные призы конкурса.

Например, приз «Зрительские симпатии «За актерское мастерство», «За техни исполнения», «За лучший костюм».

А пока Сулумбек Идрисов дает маете класс в Королевстве Дания. Стремясь, 41 бы оказавшиеся вдали от родины чеченские дети не оторвались от культуры свое народа, открыл школу танцев в Бельгии и учит желающих вайнахским танцам танцам народов мира.

Вот так наш земляк, ученик и последователь Махмуда Эсамбаева, прославленный танцор, блиставший своим искусством на мировых сценах, живет за кордоном одной единственной мечтой, как сказал с скорее вернуться на родину. А еще больше беспокоит Сулумбека судьба его пятерых детей, которые растут в чужой стране, вдали от культуры и истинных чеченских корней. А приехать в никуда он не может...

Сулумбек, мы желаем, чтобы ты в cкором времени вернулся на родину и наш достойное применение своему таланту! Поверь, такими сыновьями и творчески дарованиями как ты, всегда гордится наш народ! Успехов тебе!

Малика Абалаева №126 (1559) 14 июля 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |