Пн, 30 сентября, 06:24 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Путь для истинных мужчин («Вести республики»)

Путь для истинных мужчин («Вести республики»)

14.07.2011 14:57

« О, Созидатель мира! Если мой обет чист, дай мне силы для созидания….»Ахмат-Хаджи Кадыров

С тех пор спектакль не раз с большим успехом ставился на сцене Национального театра. В мае этого года в День памяти и скорби этой постановкой завершилось театрализованное представление, посвященное всем трагическим событиям в истории чеченского народа, в том числе и гибели 9 мая 2004 года Ахмат-Хаджи Кадырова.

Спектакль не оставляет зрителя равнодушным, так как воспроизводит тот отрезок жизни, когда судьба чеченского народа в который раз оказалась картой в чьих-то грязных руках и когда ему грозило полное уничтожение. Жители республики хорошо помнят ту тревожную общественно-политическую обстановку 1991-2003 годов, трагичность которой ощущается с первых минут спектакля благодаря мастерскому режиссерскому решению Руслана Хакишева художественного воплощения драматического произведения на сцене. Скупые декорации, тревожная музыка, игра света и теней, переднего и заднего плана – все вызывает тревогу и предвещает тяжелые испытания. Приковывает взгляд одинокая башня - немая свидетельница не раз повторяющейся трагедии многострадального чеченского народа…

И еще одна находка постановщика – застывшие юноши в национальных бурках – гордые, мужественные. Это олицетворение лучших сынов Чечни, готовых встать на ее защиту и отстоять честь и достоинство своей Родины.

Первые слова спектакля – слова песни о мужской чести доблестного сына чеченского народа. Имя его еще не произносится, но зритель уже знает, что это тот человек, который в самую роковую минуту, когда чеченский народ находился на грани уничтожения, взял на себя смелость пойти против тех, кто толкал его в пропасть. Человек, который взял на себя ответственность за судьбу республики и в буквальном смысле спас ее, остановив кровопролитную войну. Этот герой на сцене еще не появился, зритель еще не видит его лица, но каждый сидящий в зале знает, что этим человеком является Ахмат-Хаджи Кадыров, который выбрал «путь для истинных мужчин». И именно о нем звучит эта песня.

Вообще музыкальное оформление спектакля заслуживает особого внимания – оно своеобразное и, можно даже сказать, уникальное - ведь все песни, звучащие в спектакле, созданы на стихи Ахмат-Хаджи Кадырова. Таким образом, автор пьесы Леча Яхьяев раскрывает зрителю еще одну грань таланта этого выдающегося человека. А режиссер-постановщик Руслан Хакишев выбирает для исполнения песен не просто певицу, а певицу с великолепными артистическими данными – Аймани Айдамирову, которая является и автором музыки в спектакле. Чеченские женщины всегда воспевали и прославляли народных героев. Вот и в начале спектакля преамбулой ко всему действию звучит песня о доблестном сыне чеченского народа Ахмат-Хаджи в исполнении знаменитой певицы, народной артистки ЧР Аймани Айдамировой.

Вслед за этим идут кадры кинохроники событий 1993 года – военный парад, митинги, Грозный – еще красивый и родной, толпы людей, поддавшихся безумию… Все в предвкушении свободы и независимости. А у зрителей в зале сжимается сердце – каждый знает, какой катастрофой все это обернется.

Использование кинохроники в спектакле – тоже интересное режиссерское решение Руслана Хакишева. Режиссер как бы дает возможность сидящим в зале, глядя на экран, задуматься о том, что каждый мог сделать, но не сделал для того, чтобы предотвратить трагедию.

Затем на сцене, как будто сошедшая с экрана, появляется толпа людей – старики и женщины. Образы их реальны, красочны, точно такие, как с улиц Грозного 1993 года – ослепленные бравадой генерала, обещавшего верблюжье молоко из кранов.

Одни их них собираются сбивать самолеты врага посохами, другие – рубить кому-то головы, третьи – воровать нефть.

И только один человек среди них мыслит трезво: «Нельзя допустить вражды в народе».

Так первый раз на сцене появляется Ахмат-Хаджи. Его образ сразу приковывает к себе внимание – высокий, статный, одет соответственно чеченской традиции. В нем чувствуется рассудительность, порядочность, сдержанность, религиозность, мужество.

Все эти качества, присущие первому Президенту Чеченской Республики, достоверно, ярко, убедительно сумел воплотить в образ Ахмат-Хаджи Кадырова народный артист ЧР, лауреат Государственной премии ЧР Хамид Азаев.

С первого своего появления на сцене до последнего Ахмат-Хаджи думает только об интересах народа. Он убеждает каждого, с кем ведет разговор, в том, что нельзя допустить войну, которая обернется катастрофой для чеченского народа:

- Если мы не избавимся от мстительности и обид, то придет беда, которая окажется намного страшнее…

Он глубоко убежден в простой истине – все, что происходит на чеченской земле, касается каждого ее жителя:

- То, что сегодня мы не сделали, завтра обернется для нас бедой…

Но его не слышат: народ все меряет мешком сахара и муки, у Дудаева одна навязчивая мысль только о победе, Масхадов же обеспокоен только тем, как бы угодить пришлым «братьям по вере».

Глубоко символично в спектакле и то, что после каждого диалога со своими оппонентами Ахмат-Хаджи остается на сцене один – все как в жизни: он один отважился взять на себя трудное бремя защитника интересов народа, один принимал важные решения. Когда он понимает, что войны не избежать, – принимает решение быть со своим народом. Когда он понял, что у власти оказались вооруженные бандиты, он, опять-таки один, решается пойти против них, очистить республику от ваххабизма, международных террористов и спасти свой народ от окончательной гибели. Ведь теперь каждый понимает, не останови тогда Ахмат-Хаджи безумие, то от чеченского народа не осталось бы и 30 обещанных Дудаевым процентов.

Все решения Ахмат-Хаджи даются нелегко. У него нет пока единомышленников, они появятся, но позднее. А пока он один. В одиночку стать на путь борьбы с врагами народа может только человек мужественный, решительный, человек, сердце которого наполнено состраданием к своему народу. Таким человеком был Ахмат-Хаджи, и образ именно такого человека мастерски создал на сцене Хамид Азаев. Вообще, реальный образ для актеров, наверное, играть сложнее всего. Можно добиться внешнего сходства, можно подражать своему герою голосом, двигаться, как он.

Но Х. Азаеву удалось не только это, ему удалось самое главное – передать внутренний мир своего героя. Особенно это удалось актеру в последней сцене, в молитве Ахмат-Хаджи – и самое яркое впечатление создают глаза актера: в них и боль, и сострадание, желание быть услышанным и понятым, в них желание и надежда на спасение своего народа.

Бесспорно, образ Ахмат-Хаджи в исполнении Хамида Азаева является страстным соединяющим духовным центром всего сценического коллектива исполнителей в спектакле.

Как в жизни, так и на сцене Ахмат-Хаджи противопоставлен и самоуверенному Дудаеву, и нерешительному, беспомощному Масхадову. Очень точно передан образ Джохара Дудаева в исполнении народного артиста ЧР и Республики СО Алания Амрана Джамаева. Актер мастерски сумел передать сущность человека, волею зачинщиков войны в Чеченской Республике оказавшегося у власти. Ни тревоги, ни горечи, ни боли за судьбу чеченского народа не читается на лице Дудаева, и в голосе его не слышится. Одна военная бравада…

Амран Джамаев великолепно передал отсутствие внутреннего мира у этого человека, равнодушное отношение генерала российской армии к интересам чеченского народа, сконцентрировав внимание на его командном голосе. Этим голосом он вещает от имени народа: «Нам нужен суверенитет, нужна свобода». Разрешили ему покомандовать, определили цель – вот он ее и добивается, совершенно не задумываясь, какой ценой она может быть достигнута. И игрушечный самолетик в его руках весьма символичен – такой же игрушкой в руках Дудаева стал весь чеченский народ, который он, играючи, возможно, даже не задумываясь – так, проходя мимо, подставил под бомбы, столкнул в бездну.

В спектакле выверено каждое действие, каждый образ, каждое движение. Выверено согласно реальным событиям.

И этот леденящий душу каждого зрителя приказ о вводе войск в Чеченскую Республику, и снова кадры кинохроники уже военных действий: Грозный в огне, убитые на его неузнаваемых улицах, слезы женщин и детей. Гордых юношей в бурках сменяют скорбные силуэты девушек в белых нарядах – символы печали и скорби по убитым или пропавшим без вести мужьям, отцам, братьям, по истерзанной чеченской земле, на которую война все же пришла.

И на фоне этой истребляющей чеченский народ войны противоестественно, но реально смотрится беспринципная, глупая толпа людей, перекатывающаяся по жизни-сцене в поисках блага для себя – они там, где им что-то перепадет, и все равно что: будь то оружие, деньги, мука, сахар. И даже на кусочек яблока из рук пришлого эмира (вот еще одна удачная сцена режиссера-постановщика!) они покорно открывают рот.

Пришлый эмир – еще один образ из жизни, точно сыгранный народным артистом ЧР Бай-Али Вахидовым. Актер в мельчайших подробностях передал образ одного из многочисленных кровожадных воронов, слетевшихся в республику «забрать свой кусок, свою долю» - для них это нефть, выкупы за похищенных людей, имущество фабрик и заводов. Для народа же – подачка в виде кусочка яблока.

Б-А. Вахидов передает образ эмира очень достоверно, порой даже забываешь, что перед тобой актер, настолько сильные отрицательные эмоции вызывает этот персонаж, утверждающий, что приехал укреплять веру, и бросающий вызов:

- Кто посмеет мне сопротивляться?

Он думает, что его окружают только такие, как продажный подхалим Тур-Сайфулла (актер Мовсар Амаев), нерешительный Масхадов (народный артист ЧР Успа Зубайраев).

Но в республике был человек, который бросил вызов бандитам и который посмел им сопротивляться. Ахмат-Хаджи в очередной раз появляется на сцене в решающий момент, после призыва эмира убивать и арестовывать всех неугодных, после его фразы «Я ваш мулла, ваш отец».

Но ему противостоит человек – сын своей земли, своего народа, «в седьмом колене живущего в исламе», человек, выступающий против раздора и насилия, против всего, что противоречит традициям и менталитету чеченского народа. В этой сцене Х. Азаеву особенно удалось передать величие Ахмат-Хаджи, его мужество, непоколебимую веру в свой народ и готовность любой ценой спасти его.

Противостоит Ахмат-Хаджи и генералу федеральных войск Рязанцеву – народный артист ЧР Султан Докаев. С. Докаев продемонстрировал зрителям образ типичного военного генерала федеральных войск, который командует артобстрелом мирного чеченского села. Для него все чеченцы – боевики. От образа генерала Рязанцева, созданного С. Докаевым, так и веет хладнокровием и безразличием к сельчанам, а где-то даже ненавистью и желанием отомстить простым мирным людям за смерть своего сына. Поэтому генерал, не задумываясь, дает команду стрелять в упор по мирным жителям – старикам, женщинам и детям.

И вновь, когда грозит людям опасность, им на помощь приходит Ахмат-Хаджи.

И именно в этот момент звучит ключевая фраза, обращенная к Ахмат-Хаджи и воплотившая в себя основную тему спектакля:

- В этот страшный день никого не нашлось, кроме тебя, чтобы защитить нас!

И фраза эта не только из спектакля – это реальность жизни, истина, признанная и временем, и народом.

Ее произносит ветеран Великой Отечественной войны Исмаилов – заслуженный артист РФ, КБР, СО-Алания, Абхазии Дагун Омаев. У такого заслуженного артиста в спектакле сравнительно небольшая роль, но огромно его мастерство, и он произносит эти слова так, что не остается никаких сомнений в их правоте. Ведь не зря эти слова и автор, и постановщик вложили в уста ветерана – с ветеранами считаются все, даже генерал федеральной армии.

Артобстрел остановлен…

Спектакль закончен…

Отдельной строкой надо отметить в спектакле еще один ключевой образ, созданный Аймани Айдамировой. Вначале ее появление на сцене воспринимается только в связи с музыкальным оформлением спектакля.

А потом понимаешь, что она олицетворяет собой самоотверженных чеченских женщин, которые мужественно вынесли военное лихолетье и послевоенную разруху, которые потеряли в эти трагические годы своих сынов, братьев, мужей, но не сломились под тяжестью этих потерь, выстояли и стали опорой мужчинам, детям, Родине своей.

Зритель, пожалуй, не воспринимает спектакль «Нигат» как сценическое действие – скорее он переживает все увиденное как реальные события, бывшие в республике совсем недавно и коснувшиеся каждого из нас.

Художественно-эстетическую доминанту спектакля нельзя назвать ни трагической, ни драматической. Безусловно, в реальных событиях, воспроизведенных в спектакле, трагизма в избытке, но сам спектакль заканчивается на оптимистической ноте: народ спасен, и есть человек, который поведет его к мирной жизни и созиданию.

«О, Созидатель мира! Если мой обет чист, дай мне силы для созидания», - это слова молитвы, которую произносит главный герой пьесы Лечи Яхьяева «Нигат» Ахмат-Хаджи Кадыров в начале пути, выбранного им. Это был путь борьбы за мир и процветание в республике, за благополучие и спокойствие чеченского народа. Сегодня каждый из нас знает, что этот путь был единственно правильным, единственно верным, и он привел республику к созиданию и процветанию.

Ведь не зря на заднем плане снова высвечивается вайнахская башня – символ непоколебимости чеченского народа, символ незыблемости и вечности земли чеченской.

Лили Магомаева №126 (1559) 14 июля 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |