Главная » НОВОСТИ » Кто не помнит своего прошлого, тот обречён пережить его заново («Вести республики»)
Кто не помнит своего прошлого, тот обречён пережить его заново («Вести республики»)
28.07.2011 15:56
Как и любое другое, наше вайнахское общество "заражено" стремлением к богатству и достатку, т.е. делать деньги. Это, наверное, нормально. Но при этом мы зачастую забываем, что не все способы и методы для этого хороши, в противном случае нормальное стремление к богатству переходит незаметно к "жажде наживы". Отсюда все наши беды. Особенно ярко это выразилось во времена перестройки.
В ходе развития народного хозяйства в 60-80 годах прошлого века происходило естественное разделение общества на трудящихся и руководителей, на интеллигенцию и обывателей, то есть на «власть имущих» и «неимущих».
«Власть имущие» и «власть предержащие» всякими правдами, а чаще неправдами становились богатыми. В обществе шёл процесс расслоения на богатых и бедных. В результате этого происходит возмущение и недовольство основного населения трудящихся масс. Гордыня «власть имущих» порождает зависть и недовольство «неимущих», которая постепенно в ходе эволюции переходит в ненависть. Несправедливое распределение и перераспределение общественных благ с конца 50-х до начала 90-х годов, когда те, кто трудом своим создавал эти блага, еле зарабатывал на существование, а результатами этого труда пользовались другие, которые «умели жить», умели «делать деньги», зародило в республике неправильное экономическое развитие.
Те, кто не хотел с этим мириться, уезжали за пределы республики и становились, в лучшем случае, «шабашниками» и спекулянтами, а в худшем – аферистами, «кидальщиками» разных мастей и окрасок, рэкетирами, бандитами и киллерами…
Были, конечно, отдельные "возмутители спокойствия", которые пытались в 60-80-х годах бороться с этой несправедливостью путем выступлений в печати, обращений в вышестоящие инстанции. Но таких быстро и умело исключали из общественной жизни, лишали возможности быть услышанными широкой аудиторией, а затем целенаправленно преследовали, начиная от неприятностей на работе или увольнения и заканчивая всевозможными преследованиями близких и родственников; на "законных основаниях" творилось цинично вопиющее беззаконие…
В период перестройки пошёл отток молодёжи в коммерческие структуры и разного рода маргинальные объединения. После распада СССР и парада суверенитетов нарушились многие производственные и хозяйственные связи, сезонные работы резко сократились. Инфляционные процессы развились до галопирующего темпа. Дефицит товаров, дефицит наличности, денежные реформы, неуверенность в завтрашнем дне - все эти новшества перестройки и рыночной экономики увеличили в народе социальное и политическое напряжение.
И вот не занятая трудом, да и занятая тоже, основная масса народа кинулась на очередную провокацию в 1991 году, не задумываясь, чем это всё может кончиться. Надеясь в основном на то, что "скинем старых директоров, начальников и министров, их прислужников и приспешников, посадим новых, своих, порядочных руководителей и вся республика, и весь народ заживут честно и богато". (Из выступлений на митингах того времени). Подогревая извне валютой и обещаниями, этот момент был умело использован третьими силами для своих далеко идущих целей. Тем более, что с экранов телевизоров звучали призывы на самом высоком уровне: "Берите суверенитета столько, сколько хотите, сколько унесёте". В этой стихийной, всё сметающей суете мы услышали первую часть гибельного для нас призыва, а задуматься над второй - нам уже было некогда. Взяли всё: власть, землю, недра земли, заводы, фабрики, банки и суверенитет - все без остатка. А правильно перераспределить и пользоваться этим разумно опять не смогли. И пошли по пути толпы "грабить награбленное!"
« Гений, ум и дух нации познаётся в её поговорках, пословицах и стихах ». Давайте вспомним те поговорки и пословицы, которые бытовали в народе, на которых выросли целые поколения наших соотечественников 60 - 80-х годов: "Хочешь жить - умей вертеться", "Наглым будешь - все добудешь", "Наглость - второе счастье", "Нынче зама такая" и т.д. В конце 80-х и начале 90-х годов: "Деньги не пахнут". (Подобно древнеримскому императору Веспасиану, которому принадлежит эта фраза, когда он ввёл налог на общественные туалеты). И далее: « Къонахой - сатоха, къенти-катохьа». И после первой "чеченской" войны: "Миру - мир, чеченцам - деньги". Задумайтесь над всем этим, уважаемые...
Наш недавний скандально известный «кормчий», который любил повторять «собака лает, а караван идёт», иногда, среди прочих высказываний, повторял две фразы: "къоман къайле" (Тайна нации) и "гнилая интеллигенция". Первая фраза - по простоте душевной нам наивно казалось, а отчасти так оно и было, что здесь речь идёт о нефти и деньгах. Но истинный смысл и содержание её хорошо раскрывают в своих произведениях писатели С-Х. Нунуев, И.М. Сигаури, Д. Баксан.
Вторая фраза - "гнилая интеллигенция", что вкладывал в смысл этих слов или, что стояло за этим, или на основе каких фактов и мыслей говорил наш «кормчий» - это лучше спросить у него.
Мы зададим себе несколько вопросов и попытаемся на них ответить.
Интеллигенция - что это за категория людей?
"Интеллигенция - социальная прослойка, состоящая из лиц, специально занимающихся умственным трудом". В нашем понимании интеллигент - порядочный человек, который не использует служебное положение в корыстных или личных целях, не желает и не делает зла никому, никогда не поступится своими принципами справедливости и честности, даже если это не в его пользу. То есть, это всё то, что мы вкладываем в понятие человечность — адамалла.
Может ли государственный служащий или чиновник, использовавший своё служебное положение хотя бы раз в своих корыстных целях, считаться интеллигентом? Может ли интеллигент дать взятку? Может ли интеллигент вымогать что-либо за ту или иную услугу? Может ли интеллигентом считаться преподаватель, получающий мзду за положительную оценку студенту? И после этого, какие специалисты и интеллигенты вырастут из этих студентов? Да, уважаемый читатель, Вы правы - не может! Т.е. наша "интеллигенция" явилась той благодатной почвой, из которой произросло недовольство и недоверие народа. Социальное противостояние искусственно подогревалось извне, и произошёл "общественный взрыв", что привело к власти "интеллигентствующее быдло". Примером подражания для них явилась предыдущая "интеллигенция", в которой они видели «культурных» взяточников и «культурных» воров. Именно это, в свою очередь, как в кривом зеркале, породило вседозволенность, мракобесие и вакханалию 90-х годов. Потом мы недоуменно задавали себе вопрос: "Как это могло случиться? И откуда они взялись?".
Много их или мало, интеллигентсвующих, подсчетами никто не занимался, и нет необходимости это делать. Главное, что интеллигентствующие "умеют жить". Они живучи, ловки и изворотливы. В целях достижения выгоды для них все способы и средства хороши, ведь "деньги не пахнут". Они всегда на виду, они у "руля", они у "кормушки"...
Чеченцы здесь не оригиналы. Проблема эта стара, как мир. В Древней Греции сложилась наука, и Аристотель назвал ее хрематистика, т.е. наука о том, как нажить состояние, обогатиться любым способом. Но развития эта наука по понятным причинам не получила.
Но, к счастью, не все люди одинаковые. Есть и те, которых действительно можно назвать Интеллигентами с большой буквы. Таких мало, но они есть и среди нас, их нужно просто поискать. Искать потому, что порой мы их не замечаем или быстро забываем. Они не выпячиваются, они скромны и немногословны. В худшем случае они с грустью смотрят на окружающую их действительность, сопереживая все в себе и готовы помочь добрым словом или разумным советом. А в лучшем случае, у них добродушная и неиссякаемая ирония, зачастую грустная, на все окружающее их.
В рассматриваемый период у вайнахов не было ни национальной концепции, ни национальной идеи. Многострадальный наш народ за многотысячную свою историю не выработал в себе чего-то такого, что было бы действенным в тяжелые времена и объединяло бы вайнахов в единое целое, как инстинкт самосохранения. Единственное, что удерживало вайнахов от исчезновения как этнос – это адаты наших предков, дошедшие до нас из глубины веков. На протяжении почти всего прошлого столетия официальная власть делала всё, чтобы мы предали забвению народные обычаи и традиции как пережиток прошлого. Беда нашей интеллигенции, следовательно, всего народа в том, что она не выработала этой концепции и идеи после 1956 года и далее в 60- 90-х годах. Не было в эти годы того "маяка", необходимого всему народу, на который бы шли и который был понятен, объединяя простых людей - "неимущих" и представителей "власть имущих". Остановиться, подумать, перестроиться и выработать соответствующие времени другие институты культуры, сохраняя лучшие традиции предков и принцип преемственности, наш народ не сумел и физически – это было невозможно.
Совестью народа, несомненно, являются писатели и поэты. Они и пытались бороться с социальной несправедливостью в своих произведениях, которые не были в большинстве своём востребованы официальной властью. Если и издавались, то сильно обработанные цензурой. Единственным светочем, каким-то образом прошедшим цензуру, с 1972 года для нас была книга Абузара Айдамирова - "Еха буьйсанаш". Но, вместо того, чтобы понять основной смысл книги, наши горячие головы поняли её как призыв к оружию! Что и сделали в известный период. На 1-ом съезде чеченского народа в 1990 году и позже патриарх чеченской литературы чуть ли не со слезами на глазах пытался нас убедить, что нашим главным оружием должны быть бумага и ручка, т.е. образование. Но тщетно. Не послушались...
К сожалению, нет и сейчас этой общенародной идеи. Концепция есть, а общей национальной идеи нет. Выработать и претворить её в жизнь должна интеллигенция, и не завтра или в обозримом будущем, а сегодня – сейчас. Иначе завтра может и не быть или в лучшем случае всё это может повториться через определенный промежуток времени.
Что это за идея? Что-то одно, какой-то один лозунг или одно предложение, которое было бы понятно и доступно всем вайнахам без исключения и которое автоматически объединяло бы нас в единое целое.
Диагноз "болезни" установлен. Причины ее возникновения очевидны. Необходимо назначить точный "курс лечения", но и этого мало. Обязаны строго соблюдать "назначенный курс" и при этом придерживаться "диеты".
Каким видится "курс лечения"?
В обществе, где кончается порядок, установленный Всевышним, начинаются светские законы (юриспруденция). То есть, где кончаются совесть и истина, там начинается юриспруденция. Есть высказывания арабского философа: "Государство и народ, не умеющие подчиняться законам, обречены на короткую жизнь». И наоборот: "Государство и народ, выполняющие и следующие законам, имеют долгую жизнь». У нас не было с начала 90-х годов ни государства, ни законов, и мы не были хозяевами в собственном доме. И продолжалось это до 12 июня 2000-го года, тогда Главой Администрации Чеченской Республики стал Ахмат-Хаджи Кадыров.
Исторически так сложилось, что для любой власти мы становились "пасынками", будь то царская, большевистская, коммунистическая, а теперь и "демократическая". В свою очередь она нам - "злой мачехой". Власть на нас шла неоднократно войной, выселяла, переселяла, подвергала репрессиям и опять войны, и опять явные и тайные преследования. Нам пытались навязать и навязывали огнем и штыком, кнутом и пряником, репрессиями и геноцидом, бесконечными унижениями и оскорблениями свои законы. Но вайнахи свои законы считали лучше и не хотели подчиняться.
Они и были одними из самых лучших - законы-адаты нахских предков, как и законы-адаты горцев всего Кавказа: закон гостеприимства, закон почитания старших, законы уважения природы и сохранения окружающей среды, законы дружбы и братства, законы семейных взаимоотношений и многие другие.
Однако, что это за институты культуры, которые вайнахской интеллигенции не дали развить и привить в народе в соответствии с меняющимся современным миром? На наш взгляд это:
Культура общественных взаимоотношений; т.е. охрана, сбережение и приумножение общего богатства: денег, капитала, финансов, земли, недр, памятников культуры, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка и т.д.;
Культура и этика деловых отношений;
Культура и этика зарабатывания денег или «делания» денег;
Традиционная культура чеченского этноса – АДАТЫ.
Знание и исполнение законов рыночной экономики являются особенно актуальными на современном этапе развития чеченского общества. И тем более для того, чтобы быть готовыми достойно войти в мировые рыночные отношения. В то же время было бы целесообразно собрать свод вайнахских адатов, доработав их применительно к современным условиям развития. Пора уже наконец-то неписанный закон, адаты вайнахов, изложить на бумаге и представить для общего обозрения и применения...
Что такое ПОЛИТИКА? Политика в переводе с греческого - общественное устройство. В корне ошибаются те, кто говорит: «Политика -грязное дело». Нет! Устройство общества - это благородное и богоугодное дело. И это благородное и богоугодное дело становится грязным, когда мы допускаем к устройству общества «грязных» людей, пекущихся только о собственном благе. Политиков выбираем мы сами. Они выходцы из нашей среды, наше порождение. Мы заслуживаем тех политиков, которых выбираем сами, какими мы являемся на самом деле. Глубоко заблуждается тот, кто говорит: «Я не политик». Мы с вами, в силу занимаемого общественного положения, хотим того или нет, являемся - политиками. Ученые, врачи, преподаватели, деятели искусства и обыватели, трудящиеся и служащие, те, кто ведет домашнее и сельское хозяйство, все – политики.
Для претворения в жизнь любой блестящей программы необходимы не только деньги, но и такая важная экономическая категория, как людской ресурс. Кадры, как известно, решают всё. Квалифицированных рабочих рук и специалистов любого ранга у нас в избытке. Проблема не в этом. Проблема в том, как мы относимся к своим должностным и служебным обязанностям. И в том, как наша интеллигенция уживается с теми или иными моральными нормами нашего общественного сознания, и на каком уровне это самое общественное сознание находится.
Государственный бюджет и внебюджетные фонды - это деньги на год всего населения страны: детей, стариков, инвалидов, больных, сирот, женщин, рабочих, служащих и государственных чиновников, начиная от тех, кто еще не появился на свет, и кончая теми, кого мы провожаем в последний путь. Тогда как нам называть работника, служащего или чиновника, который получает заработную плату с бюджета и в то же время «запускает руку» в государственный бюджет или вымогает что-то за выполнение своих прямых должностных обязанностей? Всё общее предназначено для устройства нашего общества и лучшего ведения домашнего хозяйства каждой семьи. «Беря» по чуть-чуть от всеобщего - все по чуть-чуть, мы обворовываем своё общество и самих себя. Парадокс. Нонсенс!
Потом мы удивляемся: «Почему же у нас всё так плохо? Почему же за нас народ не вступается?» Виним в этом всех и вся, кроме самих себя. Больше всего из-за незаконных, неправовых действий или бездействия государственных служащих и работников достается критики, причём незаслуженно, первому лицу в государстве, республике, области, районе.
У каждого из нас свои проблемы и заботы. Решать их следует не за счёт кого-то и тем более не за счёт всего народа, а за свой счёт. Есть очень много цивилизованных способов зарабатывания денег. Благо, в наше время все методы рыночных, финансовых и денежно-кредитных взаимоотношений доступны по закону как юридическим, так и физическим лицам. В этом и состоит преимущество перехода страны от административно-командной к рыночной системе хозяйствования (просьба не путать с «диким рынком» или «базарной экономикой»), но для этого необходимы культура и этика деловых отношений, культура зарабатывания денег. Обворовывая и обманывая, перетягивая и вымогая, мы становимся «рабами денег и богатства».
Только подлинно экономический подход ведёт к процветанию и домашнего хозяйства, и предприятия, и государства. И, наоборот, хрематистика, даже если она и создает видимость обогащения, в конечном счёте, чаще всего оказывается разорительной и для предпринимателя, и для общества, и для страны в целом. Разумное ведение государственного хозяйства – это и есть политическая экономия.
Не надо бояться опоздать или отстать разбогатеть. Наша сила и богатство в справедливом распределении общественных благ, что неизбежно повлечёт за собой объединение - единство народа.
В конце-то концов – это наша обязанность перед Всевышним, народом, конституцией и будущим детей и внуков.
Да поможет нам АЛЛАХ! Да ниспошлет ОН нам разум, понимание и терпение.
Хамзат Джамалов №136 (1569), 28 июля 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста