Пн, 30 сентября, 06:29 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Трагический рейс («Вести республики»)

Трагический рейс («Вести республики»)

04.08.2011 12:18

27 ноября 1973 года произошла страшная трагедия, потрясшая всю республику: на горном промежутке трассы Грозный - Советское, в результате аварии пассажирского автобуса, в одно мгновение погибло 48 человек.

…Допи Ибрагимов только что демобилизовался из рядов Советской Армии. Теперь он жил мечтой скорей устроиться на работу и обязательно поступить в какой-нибудь грозненский вуз. Сначала было как-то трудно отвыкнуть от армейской выправки, забыть военные привычки, друзей, знакомых. Одолевали мысли, что он отныне должен найти свой жизненный путь, помогать старым родителям, тем более, что в семье он был старшим. Ибрагим в течение двух лет службы ни разу не дал повода ни «дедам», ни «старикам» поиздеваться над собой, кровно ненавидел неуставные отношения. Когда нужно было, смело давал им отпор, несмотря на неписанные порядки в армии. На всех армейских мероприятиях всегда числился среди лучших. Ибрагим, выросший в Итум-Калинских горах, запросто опережал всех в физической подготовке. Дисциплинированность и политическая подкованность снискали к нему уважение и авторитет среди однополчан, со стороны командира роты. Родители его неоднократно получали благодарственные письма от командира части за отличную службу и воспитание такого сына.

27 ноября 1973 года утром на автостанции «Южная» в Грозном был пронизывающий холод. Пассажиры, а их было всего семь-восемь человек, сидели, от холода съежившись и часто согревая озябшие руки. Кто-то из них воскликнул: «Хоть бы пассажиров набралось побольше, а то уж больно холодно».

Ибрагим заметил симпатичную девушку на переднем сидении, она сидела, прижавшись к плечу пожилой женщины (наверное, она была ее матерью, подумал он). Она неожиданно окинула его таким обжигающим взглядом, устремив на него свои большие голубые глаза. Ему показалось, что она смутилась. Ибрагим частенько смотрел в ее сторону, но она так и сидела в одной позе, прижавшись к этой женщине. Все-таки он дождался, что их взгляды встретились, и он почувствовал, как она засмущалась. Только тогда, когда они проехали Чишки, Ибрагим заметил, что их автобус заполнен до отказа, и в автобусе не так холодно. Рядом ребенок месяцев примерно 5-6-ти дарил ласкающей его матери улыбку. Когда ребенок улыбался, было ощущение, что у него смеются не только губы. Потом мать крепко обняла свое дитя.

В селе Зоны автобус остановился у маленького магазинчика. Когда двери автобуса открылись, из него клубом повалил пар, будто из парилки.

– На улице холодно, потеснитесь, – закричал водитель, слегка приподнявшись со своего кресла, оглядывая салон автобуса.

Кто-то рядом возмутился: «Он что, думает, этот «пазик» безразмерный»?

«Пазик», воя от перегрузки, поехал дальше, вглубь шатойских гор. «Хорошо, что дальше нет остановок», – подумал Ибрагим. Голубоглазой девчонки уже не было видно, так как он уступил свое место старику на последней остановке в Зонах. В проходе салона стояло много людей. Когда автобус проезжал зонахское кладбище, старик громко произнес: «Альхьамдулиллах1», и все пассажиры подняли руки для молитвы по усопшим. Было заметно, что двигатель автобуса, переполненного пассажирами, через силу одолевает горную дорогу, . Унылый вой двигателя и скрип старого автобуса монотонно сливались в один мотив на ходу. Примерно на 5-6 километре после Зоны автобус резко задергался и повернул к обочине дороги. В это время мимо проскочил ГАЗ-53, водитель нажал на газ. Вместо того, чтобы податься вперед, автобус стал резко сваливаться на бок. От неожиданности женщины закричали. Водитель во всю мочь закричал: «Кто может, прыгайте с автобуса, мы падаем в пропасть»! Однако сам не стал прыгать, лишь крепче держался за баранку. В одно мгновение автобус стал переворачиваться, в салоне поднялся истеричный крик. От резких ударов люди стали падать друг на друга, все звали на помощь Всевышнего.

Ибрагим, когда автобус переворачивался уже в третий раз, бросился в открывшуюся дверь, воспользовавшись тем, что стоял рядом с ней.

Ошеломленный происшедшим, Ибрагим потерял сознание.

– Когда я пришел в себя, мои ноги плескались в холодном и буйном потоке Аргуна, – вспоминает он, – я не мог шевельнуть руками, они не слушались меня. В это время рядом на камнях я услышал дотошный детский плач. Изнемогая болью, дополз до ребенка, его вот-вот волной могло унести вниз по течению. Лежа, плечом отодвинул ребенка в безопасное место. Не знаю, сколько времени прошло после этого, затем меня и других пострадавших в этой катастрофе увезли в больницу. В течение 6 месяцев лежал на больничной койке. Только потом я узнал, что в автобусе в тот день было 56 пассажиров, из них в живых остались всего восемь человек. Выжили лишь те, кто стоял в узком проходе автобуса, только лишь они смогли выбраться из упавшего в пропасть «пазика». Ребенка я вспомнил, это был тот ребенок, который дарил своей матери бесподобно щедрую улыбку. Говорили, мать ее выкинула в окно, когда автобус падал в пропасть, Аллах милостив, она выжила в этой страшной катастрофе.

Мне каждый раз трудно вспоминать эту трагедию, до сих пор перед глазами стоят образы этих людей. Все те, которых тогда зрительно запомнил, погибли. Погибла и та голубоглазая красавица и женщина, к которой она нежно прижималась, тот старик, который читал молитву, когда проезжали зонахское кладбище. И эта доа оказалась последней в жизни этих несчастных людей.

Помню, ко мне в палату приходил какой-то следователь, он почему-то старался обвинить в этой трагедии диспетчера автостанции «Южная». То, что автобус был переполнен, виноват был водитель, ведь он по пути набирал пассажиров. Водитель этого автобуса тоже погиб, рассказывали, что у него был шанс спастись. Больше судьба погибших и пострадавших никого из власть имущих не волновала. Единственное, что я слышал, министра автомобильного транспорта Алешина освободили от должности. В мире подобного рода трагедии становятся всеобщей болью и трауром, однако представители Советской народной власти предпочли молча закрыть глаза на этот трагический случай.

Действительно, погибло 48 человек, в некоторых семьях погибли все родители. Со мной в Ленинграде учился Зайнди Багаев, они с братом остались круглыми сиротами, их родители, оказывается, погибли в этой катастрофе. И, самое страшное, в этом злополучном рейсе было немало детей, и выжил из них лишь один ребенок, кстати, я до сих пор помню этого ангелочка. Теперь она выросла, имеет свою семью, слава Аллаху.

Бывший сотрудник нашей газеты Абу-Хасан Ахмадов вспоминал по этому поводу:

– Однажды я гостил в Памятое у одного знакомого. Я заметил, что он сам угощает меня чаем, и вообще все делает сам. Удивленный его поведением, спросил у него: «Что, жены нет дома?» Хозяин приставил указательный палец к губам и шепотом сказал»: «Потише, пожалуйста, всего неделю назад мы в ущелье Аргуна собрали фрагменты матери этих детей и похоронили их...»

Утренний рейс Грозный - Советское 27 ноября 1973 года принес горе многим семьям, в тот роковой день были сломаны около полусотни судеб ни в чем не повинных людей. Остались сироты, разбитые семьи.

Прошло 47 лет после этой страшной трагедии. Неизвестно, как сложилась судьба оставшихся в живых пассажиров этого «ПАЗика» и членов семьей погибших в этот день. Никто из них не обивал пороги начальства с просьбой возместить моральный и материальный ущерб, помочь обустроить сирот и т.д. Ведь в новейшей истории нашего народа это была страшная катастрофа, и очень жаль, что у государства тогда не нашлось чувства сострадания, чтобы помочь, поддержать пострадавших в то морозное утро 1973 года на трассе Грозный - Советское. А для Ибрагимова этого день стал незаживающей раной на сердце.

Анзор Давлетукаев №141 (1574) 4 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |