Вс, 24 ноября, 23:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Разящая стрела слова, романтическое состояние души («Вести республики»)

Разящая стрела слова, романтическое состояние души («Вести республики»)

04.08.2011 12:20

О новых гранях жизни и подвига Ахмат-Хаджи Кадырова – поэта и публициста исторические аналогии всегда уместны. Более того, они крайне необходимы в период крутых поворотов в судьбах народа, анализа и осмысления их причин, ибо в них, аналогиях, сокрыты гул прошедших эпох, преемственная связь времен, неизведанные и неведомые нам ранее новые грани исторических личностей, лед и пламень их идейных схваток на том или ином судьбоносном этапе в жизни народа.

Чтобы раскрыть смысл и содержание сказанного, нет пока надобности углубляться в историю Чечни: достаточно ретроспективным взглядом окинуть ХХ век, драматические события эпохи, кровавым клеймом запечатлевшиеся на судьбе народа. Четыре раза подводили к краю пропасти чеченцев архисложные, неописуемого драматизма, события в течение того века. И каждый раз из их среды выдвигалась личность, которая, жертвуя собой, спасала чеченцев от неминуемого краха их настоящего и будущего.

Образ нашей истории…

Губительные для России события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война втянули в себя веками ходившего за плугом необразованного и, следовательно, с крайним ограниченным мировоззрением крестьянина. Идеи свободы и равноправия, прозвучавшие из уст большевиков, их лозунг «Землю крестьянам!» головокружительно пленили мысли и чувства, сердца обездоленных чеченцев, и они с отчаянной решимостью, почти что единым потоком хлынули за ними за мнимыми счастьем и свободой. Однако их взгляды и устремления не стали разделять сформировавшиеся к тому времени в Чечне прослойки купечества, нефтепромышленников, царских офицеров из чеченцев и представители духовенства. Настала настоятельная необходимость в личности, которая погасила бы разгорающееся в Чечне пламя противостояния этих лагерей, сориентировав чеченскую бедноту на верный путь достижения ею свободы, разоблачив и пригвоздив к позорному столбу национальную буржуазию, ставшую в этот решающий момент истории обездоленного чеченского народа на страже наступающей белогвардейской армии А. Деникина, защищая только свои личные, эгоистические интересы, свои богатства и свои привилегии.

Такой личностью явился Асланбек Шерипов, за спиной которого не было никакого житейского опыта, кроме незаконченной учебы в Полтавском кадетском корпусе и полного курса в Грозненском реальном училище. Но этот, еще, по сути, юноша, в свои неполные 20 лет очень четко и ясно сформулировал собственное видение своего предназначения в жизни. В одном из писем к знакомой, написанное им примерно в начале 1918 года, еще до того, как он с головой окунулся в борьбу за интересы беднейших слоев чеченского народа, А. Шерипов раскрывает свой духовный и нравственный мир, свое понятие о долге человека перед народом: «Я не жалуюсь, не унываю, не опускаю рук. Моя жизнь много глубже и серьезнее, чем тебе показалось тогда. Ибо с первых дней самосознания мое сердце горит истинной, бескорыстной и горячей любовью к нашему бедному народу. Эта любовь движет всеми моими поступками, в нее я вложил лучшее из своих духовных и физических сил и хотел, и хочу, чтобы близкие мои любили меня не за то, что я – Асланбек, а за великую любовь и преданность мою народному делу. Я хочу, чтобы меня любили не как мещанина, который в будущем обзаведется семьей и будет полезным членом ее, а как человека, все, вплоть до жизни, готового отдать за народ». И он отдал ее в борьбе за свои идеалы. Таково было требование к себе, и оно совпадало с его поступками и делами во имя народа.

В этот период, как часто бывало в истории находившихся в очередной борьбе за свое самосохранение чеченцев, на их родину большой стаей слетелись очередные авантюристы, преследующие свои политические, экономические и провокационные цели.

В разоблачении их истинных намерений, а также антинародных целей нарождающейся национальной буржуазии А. Шерипов смел и беспощаден («Герои» Чечни и Дагестана»). «Вы, контрреволюционеры, враги трудящейся Чечни, готовы двадцать раз продать ее для защиты своих привилегий», – писал им А. Шерипов. В ответ они устраивали на него настоящую охоту, распространяли о нем самые невероятные провокационные слухи и гнусные сплетни.

Спустя почти 80 лет после тех событий аналогичная миссия выпала на долю Ахмат-Хаджи Кадырова, и ему тоже предстояла жестокая борьба с международными эмиссарами, террористами, национал-радикалами, ненасытными пиявками, присосавшимися к телу погибающего под бомбами чеченского народа.

По выражению другого сына чеченского народа - Таштемира Эльдарханова, Председателя Чеченского облисполкома - после окончания Гражданской войны и установления здесь советской власти, «Чечня представляла из себя одно разрушение, как будто Аттила с одного края до другого огнем и мечом прокатился по автономной Чечне». Ему предстояла архисложная задача – вдохнуть жизнь в Чечню, имевшую, образно говоря, послевоенный лунный ландшафт, заложить основы экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, культуры и науки. «Не следует забывать, что наша отсталость в школьном деле – не наша вина, - сказал Т. Эльдарханов на заседании IV сессии пленума ЧечоблЦИКА (6 января 1925 года) в присутствии секретаря бюро ЦК РКП(б) Микояна и председателя краевого исполкома Эйсмонта. – Это результат разгула царских опричников, в собственных интересах державших народ сотни лет в темноте и невежестве. Революционный чеченский народ вправе рассчитывать на более внимательное отношение к себе власти. И мы уверены, что она поможет нам победить темноту и неграмотность населения».

Советская власть не торопилась «победить темноту и неграмотность» чеченского населения, которое пять-шесть лет тому назад встало под знамя большевиков, принося себя в жертву их обещаниям. Так, даже в декабре 1924 года «народное образование в области стояло на низком уровне: 90% детей школьного возраста оставались за бортом, ввиду отсутствия школ». Т. Эльдерханов постоянно обращался в Центр с просьбой увеличить финансирование на образование в Чечне, которое было намного меньше, чем даже в соседних автономных областях: «Вся урезка сметы в 1924 году как раз более всего коснулась этих отделов (образование, здравоохранение и сельское хозяйство): по образованию смета сокращена в 5 раз, по здравоохранению в 9 раз и по сельскому хозяйству в 3 и 1/3 раза». В этих условиях он пытался вывести свой народ из темноты и невежества, желая видеть его не на обочине истории, а одним из активных участников ее. В этом направлении он много сделал за небольшой отрезок времени своего пребывания во главе Чечни (1920-1925 годы).

Темным, античеченски настроенным группировкам, не заинтересованным в развитии Чечни, удалось оклеветать Т. Эльдарханова, прервать его титаническую работу на благо своего народа.

Так, изначально драматически складывалась жизнь чеченцев на разломе эпох и в первую четверть ХХ века. И А. Шерипов, и Т. Эльдарханов приложили титанические усилия, чтобы уберечь их в то время от еще больших бед, вывести на путь, сулящий им впереди равноправное место среди образованных, социально и политически защищенных народов. Они оба, выражаясь словами А. Шерипова, «пожертвовали жизнью и всеми ее радостями для народа».

В ожидании народного заступника…

«Родину, как и родителей в трудную минуту» /А-Х. Кадыров/

Прошедшие после них десятилетия не принесли чеченскому народу ни спокойствия, ни радостной жизни; они все отмечены неслыханными по содержанию и масштабу драматическими событиями: повальные репрессии во второй половине 30-х годов ХХ в., поголовная депортация в 1944 году в Среднюю Азию и Казахстан. Изуверства, проявленные опричниками Сталина и Берии, их попытки попрать честь и человеческое достоинство сестер, матерей, отцов и дедов остались в памяти поколений и неожиданно гулко аукнулись в общественно-политической жизни России в начале 90-х годов ХХ в. «Ничто на земле не проходит бесследно…»

Именно в это время, когда очередная набегающая волна трагедии в жизни чеченцев набирала силу, появился национальный герой, которого ждали, который, саккумулировав в себе все их горести, чаяния, надежды на справедливость, взял на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.

Это был Ахмат-Хаджи Кадыров. Настроение и решительный настрой людей Ахмат-Хаджи хорошо знал. Его детство прошло в Казахстане, а юношеские и молодые годы пришлись как раз на это трудное время нарастания народного гнева. Да и сам он, по его признанию, не раз выезжал в чужие дали, чтобы обеспечить свою молодую семью хлебом насущным. Как человек, одаренный Всевышним умом и чувством сострадания к чужим болям и горестям, Ахмат-Хаджи, занятый изнурительным физическим трудом, много размышлял под жарким солнцем Казахстана над феноменом судьбы чеченского народа, над тем, какое же звено цепи исторических обстоятельств народ утерял, и потому над ним с неизбывной последовательностью нависает рок трагических событий. Он помнил, как в 60-80-е годы ХХ в. интенсивно набирались обороты антирелигиозной пропаганды, как шло разрушение некогда цельного и монолитного национального организма, всего того, чем было спаяно чеченское общество и что помогло ему удержаться на крутых виражах истории и не раствориться в ее бурлящем котле.

Ахмат Кадыров, выросший в религиозной семье, видел, как рушатся нравственные устои народа, и решил сделать все от него зависящее, чтобы способствовать возвращению его к национальным истокам, Божьему слову – правдивому и честному. Эта высокая цель заставила его сначала уехать в Бухару, учиться там, в медресе Мир-Араб, затем поступить в Исламский институт в Ташкенте, углублять свои знания в крупных религиозных учебных заведениях в странах Ближнего Востока. Он был блестяще образованный человек, стал выдающимся богословом. Обширны были также его познания в географии, астрономии и математике.

Такая редчайшая одаренность, глубокий природный ум, необычайные, редко встречающиеся в наши дни чеченская этика и учтивость, отсутствие напрочь какого-либо высокомерия сочетались у Ахмат-Хаджи с сильной волей, мужеством и отвагой. Все почти десять лет его нахождения в центре общественно-политической жизни не только Чечни, Северного Кавказа, но и России мы ежечасно и ежедневно видели проявление у него этих качеств.

В чеченском обществе в 1991-1994 гг. произошла, а в будущем продолжала нарастать поляризация позиций, принципов, мнений, оценок происходящих событий. У народа в условиях усиливающегося хаоса обострилась историческая память. Авантюристы всех мастей – «свои» и чужие – умело манипулировали его сознанием, ссылаясь на трагедии, случившиеся с ним в XIX в. и за годы Советской власти. Идеологи захватившего власть антинародного режима целенаправленно подогревали чувство мести, реванша за жесткости, допущенные царизмом и Советской властью по отношению к чеченскому народу.

Разящая стрела слова

В 1995 году, как правильно пишет известный писатель Леча Яхьяев, когда Ахмат-Хаджи «пришлось взять на себя обязанности духовного лидера народа», когда он «искренне поверил в идеи национальной независимости и государственности», но очень скоро убедился, что эти идеи являются блефом, игрой в прятки политических авантюристов и карьеристов, вот тогда Ахмат-Хаджи направил на них разящие стрелы обличения.

А оно было сродни низвергнувшемуся вулкану: с юношеских лет впитавший в себя протестную энергию народа, окунувшись в события 90-х годов ХХ в. и увидевший лицемерие и предательство «защитников» народа, он лавиной обрушился на них, отстаивая правду и справедливость, право народа на мирную и созидательную жизнь. Улавливаете, читатель, повторяющуюся в истории чеченцев преемственность, известную нам по периоду гражданской войны и отчаянной борьбы А. Шерипова за свой народ?

В том, 1995 г., и появился в общественной и литературной мысли Чечни новый и блестящий боевой публицист. Имя его было Ахмат-Хаджи Кадыров. Его обширное творческое наследие сохранено для исследователей и читателей благодаря усилиям Л. Яхъяева и А. Каримова.

С конца 1994 до 12 июня 2000 г. – время крушения надежд нации на дальнейшие перспективы своего будущего и будущего своих детей. Это привело к массовому оттоку населения из республики не только в соседние регионы России, но и за рубеж.

Но вместе с тем именно в эти годы смело и настойчиво звучали голоса русских правозащитников, представителей русской художественной интеллигенции, в чьих душах и действиях была видна православная духовность, присущая истинно русскому человеку. Так, в газете «Известия» за 4 января 1995 года появилось обращение ста представителей русской интеллигенции и общественных деятелей к президенту Ельцину с требованием «Остановить чеченскую войну». Честную и мужественную позицию в так называемом «чеченском вопросе» заняла тогда «Литературная газета». На ее страницах только за первую половину 1995 года были опубликованы статьи Аркадия Удальцова («Вечная война после Великой Победы», 9 мая 1995 г.), Олега Мороза «Чечня. В океане безумия есть и капля пользы», 18 января 1995 г., «Чеченские неврозы г-на Наврозова», 19 апреля 1995 г.), интервью академика Никиты Моисеева («Армия 45-го не убивала женщин и детей», 26 апреля 1995 г., подготовленное Олегом Морозом), интервью Булата Окуджавы и другие. Эти и другие публикации других гуманистов России показали просвещенному миру бесчеловечность и недальновидность тогдашних российских политиков, «пустившихся в кровавый поход против своего народа».

Да, в ходе первой чеченской войны и после нее, особенно в течение 1995 г. передовая общественность России резко протестовала против действий федерального центра в Чечне. Политико-пропагандистская позиция, присущая фактически всем ведущим средствам массовой информации страны и в первую очередь самым действенным из них - телевидении, пробуждала гражданские чувства смелых и совестливых людей России, считавших, что путем войны против собственного народа нельзя укрепить единство и неделимость России. Так, великий аварский поэт Расул Гамзатов, выступая на встрече с представителями интеллигенции Северного Кавказа в Совете Федерации 14 января 1995 г., говорил с болью: «В ущерб интересам народов, нанеся удар по доброте и благородству русского народа России, развязали войну… Говорят, отстаивают целостность России, а Дудаев отстаивает независимость Чечни. Уничтожая народ Чечни, целостность России не сохранишь. Целясь в Россию, независимость не приобретешь».

Традиции названных авторов были продолжены и в начале второй чеченской войны. Видные писатели, журналисты, актеры театра и кино, певцы и общественные деятели России вновь обратились к общественности страны с призывом «Остановим чеченскую войну» («Новая газета», 20-23 марта 2003 г.).

1995-2000 гг. – особый этап в биографии Ахмат-Хаджи Кадырова, годы закалки его политической воли, углубления его гражданской позиции и понимания им опасности для России, исходившей от международного терроризма, годы укрепления в нем решимости все, вплоть до жизни, отдать в борьбе за свой народ, за сохранение единства России. Процесс формирования этой уникальной личности во многом ускорился, в частности, в результате его смелых и решительных схваток со СМИ, которые стремительно занимали диаметрально противоположную позицию по сравнению с той, на какой они стояли в 1994-1995 гг. искажая облик его народа и в прошлом, и в настоящем.

Все перечисленные и неназванные здесь вопросы были один сложнее другого в стократ, и Ахмат-Хаджи, очутившись в центре этих проблем, не только не сробел: решая их, проявил недюжинную волю, широту мировоззрения, мужество и смелость. Население Чечни, сумевшее перешагнуть пламя первой войны, но понесшее огромные безвинные жертвы, хорошо помнит его частые выступления по местному и центральному телевидению, пронизанные идеями пацифизма, разоблачающие как хулителей традиционного ислама, так и военных с обеих сторон, совершавших насилие над гражданским населением, помнит его частые поездки в составе официальных делегаций за рубеж, где он выступал перед международным сообществом с государственных позиций.

Есть такая наука, как сопротивление материала. Сопротивление человеческого материала, состоящего из разных слоев социальной иерархии, политической и, довольно часто, экономической ориентации, испытывали и А. Шерипов, и Т. Эльдарханов, руководители национально-освободительного движения в XIX в. Довольно часто неприятие частью общества передовых идей личности, вставшей во главе своего народа, происходило из-за провокаторских действий разного рода чужеземных эмиссаров, разбивавших больное общество на множество осколков. Эмиссары разных мастей и разных стран наводнили Чечню, начиная с 1991 и до окончания здесь контртеррористической операции. Результаты разрушительных идей, впрыскиваемых ими в сознание чеченского общества, можно, пожалуй, сравнить с людскими потерями в двух фазах этой операции.

За указанные годы одной из главных среди множества неотложных и сложных проблем для Ахмат-Хаджи Кадырова явилась проблема нейтрализации воздействия пришельцев и местных «идеологов» на умы и сознание чеченского народа. Он был один в этой неравной и смертельной схватке, но нравственные и интеллектуальные силы Ахмат-Хаджи были столь сокрушительны, что никто не смог противостоять ему на этом поле боя. И он победил. «Но что моя жизнь, жизнь одного человека, по сравнению с судьбой моего народа», – говорил он, находясь на пике этой борьбы.

Его постоянная готовность к самопожертвованию во имя народа проявлялась во всех его действиях, высказываниях, речах, выступлениях перед народом на митингах, на радио и телевидении, на международных форумах, интервью с корреспондентами всех уровней, политическими и духовными лидерами многих народов и стран. «Я уже поставил свою голову на карту, и единственно, что я хочу – это не пролить братской крови и не пасть от братской руки… Чем все это закончится, не знаю, но отойти в сторону и оставаться безучастным зрителем событий, имеющих решающее значение для нашей родины, я не могу и не хочу, самым категорическим образом», - писал А. Шерипов в период стодневных боев в Грозном в 1918 году. Такая вот перекличка мыслей и чувств, гражданского горения и отваги двух исторических личностей чеченского народа, появившихся на гребне исторического разлома его судеб.

Проблемы, легшие на плечи Ахмат-Хаджи Кадырова, были, думается, неизмеримо сложнее и тяжелее, чем те, над решением которых бился 21-летний А. Шерипов: одурманенный и разобщенный советской идеологией чеченский народ, обожженный в 90-е годы пламенем первой чеченской войны, находящийся в некотором оцепенении от гибели десятков тысяч своих соплеменников, потерявший всякое доверие к федеральной власти, находившийся в безысходной тоске по мирной жизни, – этот народ Ахмат-Хаджи предстояло вывести из оцепенения, собрать его, открыть перед ним ясные и четкие перспективы завершения войны, возвращения в общероссийский социум, возрождения его былого доброго имени, пробудить его национальное сознание.

Ахмат-Хаджи осознавал свое предназначение именно для этой цели. Поэтому не случайно первым документом, подписанным им как Главой Администрации Чеченской Республики (июнь 2000 года), было «Обращение к чеченскому народу».

«Соотечественники! – писал он. - На протяжении веков, передавая от поколения к поколению, мы гордились тем, что вели национально-освободительные войны за свою независимость и свободу. Наши матери, склоняясь над колыбелью, пели нам песни о легендарном Шейхе Мансуре, о бесстрашном Бейбулате, об отважном Алибек-Хаджи Зандакском, о благородном и могучем предводителе Зайтин Шихмирзе, о справедливом и самоотверженном Адин-Сурхо… Вся наша отечественная история есть история непрекращающихся восстаний, бунтов, мятежей, набегов, сражений и кровопролитных стычек. Ратные подвиги наших предков становились достоянием военной науки, художественных произведений и фольклора. Все это так. Я не берусь опровергать очевидное. Не хочу ставить под сомнение воинскую славу наших отцов и дедов. На этих примерах выросли целые поколения, в том числе и я сам.

Волею Всевышнего, ставши во главе чеченского народа в переломный момент его истории, когда решается вопрос «быть или не быть» чеченскому этносу, я считаю своим долгом и выстраданным правом задать вам несколько вопросов.

Вопрос первый. В результате всех этих бесконечных войн, потрясений, бунтов и смут что получили мы, чеченцы, взамен неимоверных страданий, крови и лишений, которые преследуют нас по сей день?

Вопрос второй. Кто из нас может похвастаться тем, что знает, где расположены могилы наших национальных героев, чтобы хоть раз почтить их память своим посещением и словами благодарности за их великие дела? Наш великий современник Абдурахман Авторханов лежит в немецкой земле.

Вопрос третий. Когда Всевышний и история предоставили нам, наконец, уникальный шанс осуществить вековую мечту своих предков о независимости и свободе, как мы распорядились милостью Аллаха и плодами беззаветной храбрости лучших сынов и дочерей чеченского народа?

Я знаю, никто не захочет ответить на эти вопросы. Всякий, кто возьмется за это, вынужден сказать правду. Суровую правду. Она заключается в том, что сегодня мы пожинаем горькие плоды непродуманной, безответственной и близорукой политики наших лидеров и предводителей, которые всегда делали ставку на силу, пытались мечом разрубить запутанный чеченский узел и принести счастье своему народу на кончике окровавленного кинжала….

Своей милитаристской политикой, своим упорным нежеланием шагать в ногу с другими народами, своей навязчивой идеей о богоизбранности мы поставили народ на край пропасти. Израненная, истерзанная, истоптанная земля чеченская захлебывается сегодня в потоках человеческой крови. Наши города и села лежат в руинах. Счет убитых и раненых исчисляется тысячами. У людей пропали улыбки с лиц, в их глазах медленно гаснет огонь надежды, огонь веры в завтрашний день, нас постигла не национальная трагедия, нас настигла национальная катастрофа…»

Вот такие жгучие для народа, откровенно смелые, давно мучавшие Ахмат-Хаджи Кадырова вопросы прозвучали из его уст в первые же дни, когда ему Всевышним была доверена судьба народа, вновь оказавшегося в пламени второй чеченской войны. Собственно, это были вопросы и тягостные размышления Ахмат-Хаджи Кадырова, краткий, но очень верный анализ истории народа. Никто и никогда до него из руководителей Чечни не проявлял такой озабоченности о чеченском народе. Никем и никогда об этом народе не были сказаны такие слова, которые сказал Ахмат-Хаджи Кадыров: «Я всегда гордился своим народом. И в дни, когда гремела добрая молва о нем, и в дни, когда на него обрушилась дурная слава». Они были сказаны в то время, когда СМИ страны на весь мир распространяли об этом народе самые невероятные, самые страшные информации, делая из него врага – изгоя общества.

В судьбоносный для чеченской бедноты 1918 год, когда она находилась в смертельной схватке с Добрармией А. Деникина и к тому времени уже всесильной чеченской буржуазией, юный Асланбек Шерипов своим обращением к ней сплотил эту бедноту и указал верную дорогу к своему счастью. В обращении «Ко всем честным чеченцам» он говорил: «Мы готовы все принести в жертву для народной свободы.

Мы пойдем на смерть за народ, не по обязанности, а с наслаждением и радостью. Мы верим в то, что народ проснется, он уже просыпается, возьмет в свои руки власть и сам будет творить свою жизнь».

Существует в природе все же некая заданность свыше, которая наделяет народных заступников почти одинаковыми волевыми качествами и готовностью жертвовать собой за народ! В истории много тому примеров.

Весь этот неодолимый груз проблем, обозначенный в своем обращении к соотечественникам, Ахмат-Хаджи Кадыров, словно мифический герой Антей, взвалил на свои плечи. Перво-наперво он сказал народу: «Счастье чеченцев в их собственных руках. Нам надо четко отмежеваться от тех, кто, прикрываясь красивыми фразами и громкими лозунгами, продолжает творить зло на нашей земле». И еще он четко озвучил мысль, живущую в сознании чеченцев: «Чеченский народ и русский народ никогда не были врагами. Это их правители никак не могут договориться между собой. Из-за своих политических амбиций и близорукости они бросают народы в пожар войны». Сам Ахмат-Хаджи Кадыров с отчаянной решимостью боролся с этими провокаторами, будучи и Муфтием, и Главой, и Президентом Чеченской Республики.

Вместе с тем он был глубоко обеспокоен исходом многонационального населения из республики. «Словно листья с могучего дуба, злой ветер судьбы разбросал нас по всему свету», - говорил он, обращаясь ко всем, кто покинул Чечню. - Где бы ни находились в эти минуты, Чечня нуждается в ваших трудолюбивых руках, в вашем остром уме, в вашей железной воле и выдержке».

Сам выдающийся богослов, Ахмат-Хаджи для сплочения разобщенного советской идеологией и съездами тейпов в первой половине 90-х годов ХХ в. народа особую миссию возлагал на тех, кто трактовал нормы ислама, религии и национальной этики. Но и здесь, столкнувшись с глухой стеной безразличного отношения отдельных слоев общества к этой проблеме, вынужден был с горечью признать: «Некоторые наши имамы, муллы и алимы считают своей главной обязанностью приводить цитаты из Корана и хадисов, призывать других к благочестию, справедливости и доброте. Но при этом сами они освобождают себя от соблюдения этих правил в повседневной жизни» (Из обращения Главы Администрации ЧР А-Х. Кадырова). Беспредельно честный и чистый человек, Ахмат-Хаджи насквозь видел ханж и лицемеров. В тот исторически ответственный отрезок времени он особенно остро нуждался в честных, преданных и откровенных единомышленниках…

Для него не было вопросов, терпящих свое решение. В этом легко убеждаешься, когда вспоминаешь, что он в этом грохоте войны и горя, как чуткий музыкант, распознавал звучание той или иной неотложной проблемы.

Вспомним: Ахмат-Хаджи Кадыров, хорошо знавший продажный нрав олигархических СМИ, в своих публичных выступлениях, в том числе по центральному телевидению, разоблачал ужасающую ложь этих средств пропаганды, направленную на дальнейшее обострение межнациональных отношений, локальных конфликтов. Обо всем он, помнится, сказал тогдашнему президенту РФ В.В. Путину на одной из встреч с ним в г. Сочи.

Но при всем при этом, выступая во время своих частых поездок в составе официальных делегаций за рубеж, в «демократический Страсбург», Ахмат-Хаджи ни разу не отозвался плохо о СМИ России, русском народе: он всегда мыслил себя патриотом России и защищал ее национальный престиж от ее недоброжелателей, пекшихся о необходимости соблюдения «прав и свобод человека».

Таковы традиции чеченских мыслителей и общественных деятелей: они всегда мыслили широко и смотрели на судьбу России через призму будущего своего народа в ее составе. Буду конкретным: если в начале 90-х годов, в период развала советской империи, некоторые национальные политики взывали к США «помочь им освободиться от гнета и эксплуатации русского народа (см. Бурлацкий Ф.М. Проблема прав человека в СССР и России, М. 1999), то в трудах выдающегося историка, политолога, публициста Абдурахмана Авторханова нельзя найти каких бы то ни было прямых или скрытых выпадов против России и русского народа. Это является одной из самых притягательных сторон научных и публицистических книг А. Авторханова, характеризующих его как демократа, но не как националиста. В ходе первой военной кампании в Чечне А. Авторханов в своих письмах на родину советовал тогдашним национал-радикалам «не воевать с Россией, а дружить с ней».

Такая же честная и бескомпромиссная позиция была у Ахмат-Хаджи Кадырова в вопросах взаимоотношений России и Чечни: его мировоззренческий потенциал был огромен, он мыслил судьбу своего народа в контексте истории России.

«Триста лет мы шли по ложному пути, полагая, что войной можно сделать чеченцев счастливыми», - столь откровенное и смелое признание исторического пути своего народа ложным за всю историю общественной и публицистической мысли Чечни принадлежит именно Ахмат-Хаджи Кадырову: «Хочется, чтобы каждый гражданин республики задумался, почему в Чечне за последние несколько лет идет уже вторая война, а в соседних республиках люди спокойно живут. Я считаю, что самый главный вопрос: Почему они созидают, у них растут города, села, новостройки? Если мы поймем это, то сможем поставить точку на прошедшем и перейти к будущему. Чтобы опять через 50-100 лет не объявился какой-нибудь имам, который снова развяжет «священную войну», обещая всем «золотые краники с верблюжьим молоком» - то, что обещали последние лидеры». («Беседа Ахмат-Хаджи Кадырова и Доку Завгаева». 11.01.2002 г.) Так, во имя «высокой ставки – дальнейшая судьба народа» (А.Кадыров) – он применял порой неординарные приемы, использовал неизбитые примеры, чтобы пробудить гражданское сознание этого народа, чтобы он сам задумался о путях и формах своего дальнейшего пребывания на земле. «Беда чеченцев – что слепо верят чужеземцам», - говорил Ахмат-Хаджи чеченцам. - Почему к нам приходят имамы и легко поднимают чеченцев на войну? За всю историю моего народа ни один из тех, кто поднимал людей на войну, не был чеченцем – все как один были пришлые. Я много думал, почему чеченский народ постоянно использовали? Да потому, что чеченцы – воины. И очень наивные. Мы друг другу не верим. Друг друга подозреваем. Зато слепо верим чужеземцам, их слова принимаем за истину. Это, к сожалению, наша беда».

Так он собирал народ, так он пробуждал его национальное сознание и достоинство, так он приучал его заботиться о самом себе, о своем будущем, о своих потомках. Он вселял в то огненное время, время пулевых дождей и раскатов орудий залпового огня, в свой народ уверенность в собственных силах, в счастливом завтрашнем дне. «Народ распрямляет свои плечи и на земле своей поруганной родины строит новый очаг, как это делали наши предки после нашествия пришельцев». («Новогоднее обращение к народу Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова»). «Мое оружие – правдивое слово, и с этим оружием я одолею любого врага», - говорил Ахмат-Хаджи Кадыров. Разящая стрела этого слова проникала в самое сердце слушателей, задевая тонкие струны души, направляя его на путь истинный, правдивый. Ярчайшим образцом его блестящей и отчаянно бесстрашной публицистики являются, в частности, «Обращение к чеченскому народу Главы Администрации Чеченской Республики А. Кадырова (приуроченное к годовщине «так называемой» «независимости» Ичкерии), «Обращение к чеченскому народу Главы Администрации Чеченской Республики А. Кадырова. В них он сдернул маски с лиц «отцов народа», «добродетелей и борцов за свободу народа».

«Я посчитал нужным принять, как говорят, нестандартное решение и во имя защиты истерзанного чеченского народа взять на себя ответственность возглавить Чеченскую Республику и попытаться убедить руководство России и всю российскую общественность, что чеченский народ хочет мира, а не войны. Что чеченцы ни на кого нападать и не думали… Возможно, и у меня получается не все так, как хотелось бы?»

У него получалось. И получилось, но цена за осуществление этого великой значимости для чеченского народа дела была слишком высока – его жизнь.

Но Ахмат-Хаджи знал, на что шел. Во многих его выступлениях, обращениях, статьях он, помимо своей воли, сам создал свой портрет политика, духовного лидера, говоря о цели своей жизни, о своем предназначении для народа и своем предчувствии своей судьбы. Так, в своем ответе на заданный ему вопрос: «Какой президент нам нужен?» – Ахмат-Хаджи ответил: «Нам на этот высокий пост нужен человек чести, а это понятие включает все: и честность, и справедливость, и ответственность, и твердость в решении вопросов, требующих жестких мер. Соответствие этим требованиям – моя главная забота». Именно из такого нравственного кодекса и состоял духовный мир самого Ахмат-Хаджи Кадырова.

Что ожидало его на этом пути?

«Никто не вечен, кроме Аллаха… Сколько раз меня взрывали... Сколько раз стреляли в упор. Так что готов ко всему. Больше всего я боюсь, что не успею довести до конца начатое дело. Хотя главного я уже достиг – республика стала другой, и люди стали другими». Он сделал республику, и людей другими ценой неимоверных усилий, преодолевая также девятибалльные препятствия, воздвигаемые чиновниками из многих федеральных министерств, занятых восстановлением Чечни. Он находился с ними в ожесточенных спорах, из-за того, что они не всегда и в срок выполняли возложенные на них Постановлением Правительства РФ обязанности по целевой Федеральной программе по Чечне, компенсационным выплатам за утерянные жилье и имущество. Он добивался от Правительства РФ для разрушенной войной Чеченской Республики экономических, финансовых, налоговых и иных льгот. Его очень беспокоило положение чеченских беженцев в регионах России и за ее пределами.

Вот такая яркая и драматическая палитра красок в его выступлениях, речах, интервью и статьях. Они – бесценные документы для изучения эпохи России 90-х гг. ХХ – начала XXI в. и роли личности Ахмат-Хаджи Кадырова в ее истории.

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы»

Ахмат-Хаджи в те огненно военные годы подавлял в себе «души прекрасные порывы», не давая им вырваться наружу в поэтической форме, но превращал их в чеканные, упругие и горячие слова публицистики. Этот боевой жанр в драматические годы любого народа всегда выдвигается на передний край литературы и, по сути, берет на себя по значимости и весомости функциональной роли не меньшую, но, может быть, и большую роль, чем окопные баталии, ибо пробуждает национальное самосознание и патриотические чувства современников, занятых тяжким трудом защиты своего Отечества от его недругов.

Так было, например, в русской и советской многонациональной литературе периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Однако, помимо внутрилитературных закономерностей развития жанров, обусловивших лидерство публицистики в творческом наследии Ахмат-Хаджи Кадырова, этот процесс им самим был регулируем: он не мог позволить себе расслабить стихами свою как тетива натянутую душу, когда он один воевал почти что на всех направлениях фронтовой и мирной жизни.

Вот когда был проведен Референдум, когда он единодушно народом был избран Президентом Республики, когда, по его словам, «республика стала другой и люди стали другими», тогда Ахмат-Хаджи позволил себе поэтическим словом воспеть красоты жизни, осмыслить свое предназначение в ней. Какие же темы волновали Ахмат-Хаджи, и в какой форме они обильно хлынули из его переполненной желанием служить родному народу души? Главной среди них является, конечно, тема судьбы малой родины – Чечни, ее прошлого, ее будущего.

Во имя тебя живем мы, не страшась смерти,

Во имя тебя трудимся, не считаясь со временем,

Наши силы, наши таланты нацелены на тебя,

Горячее твое сердце нас вдохновляет.

(подстрочный перевод)

Для лирического героя поэзии Ахмат-Хаджи Кадырова, «во дни торжеств и бед народных» размышляющего о судьбах своего народа, не существует в жизни иных целей, иных ценностей, чем его счастье и свобода («Мой путь», «Слово к народу», «Моя гордость», «Дети», «Молитва», «Вдали от родины», «Желание сердца», «Хамелеоны» и многие другие стихи).

Накопленное в жизни богатство -

Уважение народа ко мне,

Дороже золота оно.

Что же еще нужно мужчине?

(подстрочный перевод)

Духовный мир лирического героя особенно емко осмыслен поэтом в стихотворении «Молитва»:

Горе потерявших брата – сестру.

Разрушенные и раненые города,

Не вмещаются в сердце моем,

Незатухающая боль моя.

Форма многих стихов Ахмат-Хаджи, особенно его лирические миниатюры, живо напоминают форму и стиль арабской поэзии. Это и естественно, ибо, как известно, он был глубоким знатоком арабского языка, арабской словесности, и воздействие их традиций на его поэтическое мышление было естественным явлением в литературе.

Единственный сборник стихов Ахмат-Хаджи Кадырова «Родина – песнь сердца моего» издан в 2006 году. В него включены в основном стихи, написанные им в 2003-2004 годы. Не суждено было долгие годы сдерживаемой им в груди теплой поэтической волне широко и вольно разлиться…

Мы потеряли не только политика, сыгравшего свою выдающуюся роль в истории современной России, но и выдающегося публициста и поэта, который, останься он в живых, обогатил бы чеченскую литературу произведениями глубинного, философского содержания.

«Безумству храбрых поем мы славу!...»

«Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!...»

«Безумству храбрых поем мы песню!...»

(А.М. Горький. «Песня о Соколе»).

Хасан Туркаев №141 (1574) 4 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |