Вс, 24 ноября, 22:48 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Легких дорог не искал («Молодежная смена»)

Легких дорог не искал («Молодежная смена»)

11.08.2011 13:35

История Чеченской Республики знала много трагических событий, коренным образом менявших ее ход, наносивших невосполнимые по силе утраты и поражения, но, несомненно, во все времена в ее лоне находились такие пассионарные личности, как Шейх Мансур, Байсангур Беноевский, Бейбулат Таймиев и многие другие, масштаб которых был способен обратить ход истории в иное русло, течение которого отвечало как чаяниям народа, так и нелегким задачам времени.

К личностям такого масштаба, безусловно, можно отнести и имя первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова, ставшего у истоков вывода чеченского народа из затянувшегося военного геноцида, обусловившего в конце 20-го - начале 21-го столетия его историко-культурную и социально-экономическую катастрофу. «Именно вооруженные конфликты и общественно-политический хаос, являющиеся причиной разлада общества, - пишет И.С. Данилов, - становятся условием появления героико-эпических личностей, как правило, способных принимать на себя тяжелое бремя ответственности за будущее истории, идеала, став символами веры и чаяний простого народа. Это явление не относится к исторической сущности какого-либо конкретного народа, а является ярким отражением патриотического потенциала любого зрелого общества, готового стать на новый путь процветания, формирования новых идеалов для дальнейшего развития».

Появлению на политической арене Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова в течение многих лет предшествовала война, разрушения, социально- экономический и общественно- политический хаос, полное беззаконие, падение нравственности и диффузия национально- культурной идентичности.

Как некий объективный ответ на социально-политический хаос 12 июня 2000 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о назначении Ахмата-Хаджи Кадырова Главой Администрации Чеченской Республики. Несомненно, это был смелый шаг со стороны российского руководства. Ахмат-Хаджи Кадыров не имел политического опыта, не обладал аурой политического тяжеловеса. Но за его плечами было высшее духовное образование, бесценный опыт Верховного муфтия Чеченской Республики, реализованный им в условиях беззакония так называемой Чеченской Республики Ичкерия. Поистине, появление Ахмата-Хаджи Кадырова на политической арене Чеченской Республики стало знаковым событием, которое происходило на фоне контртеррористической операции по наведению так называемого конституционного правопорядка в Северо-Кавказском регионе, инициированным тогдашним руководством страны. В этот самый переломный момент в истории чеченского народа, когда федеральные силы не могли найти конкретного пути выхода из сложившегося беззакония, социально-экономического и политического хаоса, Ахмат-хаджи Кадыров обратился к тогдашнему президенту российской федерации В.В. Путину, о чем впоследствии засвидетельствовала сама история. «Народ поддержит меня. Я могу разговаривать с ними на их языке... Я знаю их сильные и слабые стороны. Наша война идет давно. Я с этим злом начал бороться, и я должен довести дело до конца».

Сегодня с уверенностью можно сказать, что это было началом новой страницы в истории Чеченской Республики. Так, Чеченская Республика, находившаяся в условиях конституционной подвешенности, вошла в правовое пространство Российской Федерации и начала занимать свое достойное место в семье российских народов, тем самым показав свое желание жить в мире и процветании.

Политическая состоятельность Ахмата-Хаджи начала проявляться сразу после его назначения на руководящую должность региона. Его первые призывы были не остановить войну, а покончить с ней окончательно. Это, несо¬мненно, вселяло в души людей надежду на мир и дальнейшее процветание. В одной из сво¬их ранних книг воспоминаний Ахмат-Хаджи писал: «Я не родился политиком. И стать государственным деятелем не думал никогда. И политиком, и государственным деятелем меня сдела¬ло наше смутное и беспокойное время, которое перевернуло сознание целого поколения, подвергло переосмыслению понятия и ценности, казавшиеся до этого незыблемыми и не подвергаемыми сомнению».

Да, порою, судьба сама определяет наши пути, и нам не дано предопределять личностную историю, как и любую другую. Это коснулось и масштаба личности Ахмата-Хаджи Кадырова, который избрал свой жизненный путь в служении Богу и своему много-страдальному народу. Но судьба поступила иначе - Ахмату-Хаджи было суждено переиначить понятие служения, синтезировав в себе качества ученого-алима и государственного деятеля. Конечно, история все рассудит, расставит свои незыблемые акценты, но истина остается истиной, несмотря ни на что, и в этом ее универсальный философский характер. Истина и праведность определяли семантическое пространство личности Ахмата-Хаджи, основополагающей концептуальной идеей его истинного служения народу.

Ахмат-Хаджи всегда повторял, что он никогда не рвался во власть, и обладание властью не было его целью. И это так на самом деле. Если мы вдадимся в ретроспективу, то увидим человека, призывающего к миру, гармонии в человеческих отношениях. Он был самым ярым противником военных действий, призывавшим тогдашнее руководство Чеченской Республики во главе с А. Масхадовым к миру, налаживанию добрых отношений с соседними регионами. Но его призыву внимали не многие. Большинство погрязло в идеях Кавказского Халифата, Северо-Кавказского Эмирата и т.д. Время шло неумолимо, и, к сожалению, шло против чеченского народа, повязанного сетью лагерей арабских наемников, являвшихся частью международного терроризма. «Я чувствовал приближение беды, - писал позже Ахмат-Хаджи Кадыров. - Озвучивал свои сомнения и тревогу всеми доступными мне средствами. Не только на словах, но и на деле пытался создать в республике силовой противовес головорезам Хаттаба и Ш. Басаева, которые абсолютно не задумывались над тем, чем обернутся для чеченского народа их воинственные притязания на чужие земли. Но не все, к кому я обращался, поняли меня, прониклись тревогой, которая витала уже в воздухе. Война неминуемо приближалась к границам Чечни». Период с 1994 по 2004 гг. был ознаменован витанием в российской общественности образа чеченца как террориста и бандита, готового нарушать любые писаные законы, исполненного анархическими настроениями, чувством вакханалии. Ложный образ чеченца муссировали и средства массовой информации, которые насаждали его 24 часа в сутки, тем самым, порою, добиваясь желаемого результата. В этих условиях, как нам помнится, в народе родилось высказывание «хороший чеченец - мертвый чеченец». Известный ученый А. Манкиев по этому поводу пишет: «что такой образ чеченцев создан преднамеренно, умышленно фальсифицируя их менталитет, прошлое и настоящее».

Такое положение дел по большей степени никого не волновало, порою относя к естественному проявлению последствий постконфликт¬ного региона, лишенного как социально-экономического, так и информационно-аналитического иммунитета. Отрицательный образ чеченцев в российском обществе постепенно нарастал. Это отражалось и в отношении к чеченцам в субъектах Российской Федерации, где многие чеченцы десятилетиями проживали в качестве полноправных жителей.

Необходимо отметить, что государственные органы власти Российской Федерации в определенные моменты опровергали ложный образ чеченцев, как не присущий их ментальности, многовековой истории и культуре.

Так, касаясь вопроса отрицательного имиджа чеченцев, в одном из своих телевизионных выступлений в 2005 году тогдашний Президент Российской Федерации В.В. Путин высказался следующим образом. «Что касается имиджа чеченцев, - отметил он, - то мы понимаем, что это искаженный имидж. Потому что мало кто знает о героях в Чечне, которые ценой своей жизни защищали интересы своего собственного народа и всей России».

Понимая всю безысходность положения чеченского народа, Ахмат-Хаджи Кадыров предпринял ряд попыток к налаживанию мирного диалога в регионе еще осенью 1999 года, которые не дали должного результата, став фатальным началом уничтожения чеченского народа, утраты культурного и исторического наследия. Это стало и началом осмысления Ахматом-Хаджи своей роли в истории чеченского народа, которую он сам осознавал как трудную ношу, но, тем не менее, нашел мужество взять ее на себя. В этот период он понимал, что нет такого человека, который смог бы взять на себя груз политической ответственности за будущее народа, которому бы он уступил. «Я видел: какой-либо политической организации, лидеров, способных возглавить республику и вывести ее из того кризиса, в котором она оказалась, нет, - писал Ахмат-Хаджи.

Они совершенно не представляли действительное положение вещей в Чечне, не пользовались поддержкой и доверием народа, не располагали конкретной программой или планом по урегулированию запущенного и чрезвычайно запутанного конфликта».

Будучи полностью отрешенным от всякого рода политических технологий и методов подпольной борьбы, он был готов начать путь налаживание мирного диалога, который послужит не приостановлению войны, а ее безоговорочному окончанию. Через несколько лет Ахмат-Хаджи вспоминал об этом с чувством эмоциональной трезвости, говоря, что «мое вхождение во власть было обусловлено суровой необходимостью. Той самой необходимостью, которая состояла в том, что на моих глазах (да чего греха таить? - и не без моего косвенного участия) народ и республика стремительно и неудержимо катились в бездну. В пропасть. Не сами по себе, конечно, а с помощью нечистоплотных людей, которые, пользуясь доверчивостью масс, присвоили себе право вершить судьбу народа, вершить судьбу республики».

Думается, что не каждый найдет в себе мужество признать ошибки прошлого, задуматься над прошлыми дорогами, которые вели не по правильному пути. Все это говорило о высокой разумности и масштабах личности Ахмата-Хаджи Кадырова, сумевшего превзойти пороки материального мира, которые также витали и над ним, призывая и его отказаться от идей мира и добра, которые его никогда не покидали.

Зададимся вопросом: «А могло ли быть иначе?». Ответ очевиден, нет, не могло. Человек, исполненный верой во Всевышнего, в Его Судный день, и неисчерпаемую правду - как мерило всего сущего на земле, не мог поступить иначе. Вспоминая о самом себе, позже Ахмат-Хаджи писал: «Человек, постигший азбуку ислама, смотрит на мир особыми глазами. Ибо его ведет по жизни Бог. Иногда - подсознательно. Иногда - перстом указующим. Истинно верующий испытывает внутренний покой, идущий от твердости духа и уверенности в правоте избранного им пути. Он не суетится. Он понимает, что всего лишь гость на этой земле. Земные блага и удовольствия - не самоцель для него. Но и не аскетизм - главное. Праведная, гармоничная, содержательная жизнь - вот идеал для настоящего верующего».

Несомненно, понимание личности Ахмата-Хаджи Кадырова сводится к пониманию его внутреннего мира, обусловленного глубокой верой, ставшей концептуальной идеей и его политической карьерой. Будучи Главой Республики, в глазах народа он оставался и духовным предводителем. И в первую очередь это было связано с его огромным авторитетом не только среди населения республики, но и ученых-алимов Северного Кавказа, России и арабского мира в целом.

Жизненному опыту и человеческой мудрости Ахмата-Хаджи Кадырова доверяли практически все слои чеченского общества. Хотя мы и могли наблюдать некие опасения по поводу его назначения со стороны чеченского истеблишмента, в своем большинстве проживавшего в Москве, Санкт-Петербурге и многих других крупных российских городах, никаким образом не озабоченных проблемами рядовых граждан, а лишь мечтающих о реализации своих пилотных коммерческих планов.

Главным аргументом, который возникал у оппонентов Ахмата-Хаджи, был тот, что у него де отсутствовал важный с их точки зрения политический опыт. В свою очередь, стратегической составляющей в арсенале Ахмат-Хаджи как формирующегося политика было основательное знание истории, традиций, обычаев, а в целом и ментальности народа, которые играют основополагающую роль в условиях традиционной культуры, к которой, несомненно, относится и этническая культура чеченцев.

Ахмат-Хаджи четко понимал настроения простого народа, которые в основном были сконцентрированы на незамедлительном окончании военных действий и начале мирного строительства жизни. Это стало основным политическим кредо Ахмата-Хаджи Кадырова, позволившим ему говорить языком простого народа, занять его позицию в решении основных социально-политических проблем постконфликтного региона.

Сквозь призму истории, которая не терпит сослагательного наклонения, надо сказать, что Ахмат-Хаджи всегда оставался человеком из народа, который не стремился распрощаться с прошлым и обрести новый политической облик. Ему удавалось сохранять естественное положение вещей, порою корректировать невозможное. Но в любом случае он всегда оставался «Кадыровым, который свою семью никуда не вывез. Кадыровым, который терял родных и близких ему людей, но шагу назад не делал, хотя сердце обливалось кровью, видя предсмертные судороги своих верных товарищей, соратников, родственников. Кадыровым, который не привык пасовать перед трудностями. Возможно от того, что легкой жизни не знал никогда».

Личность Ахмата-Хаджи Кадырова стала неотъемлемой частью современной истории нашей республики, влияние которой поистине носит культурообразующий характер для будущих поколений граждан нашей республики.

Думается, что для полного осознания нравственного и исто¬рического подвига первого Президента Чеченской Республики необходимо время, хотя масштабы его личности вычерчиваются уже сегодня. И, тем не менее, личность Ахмата-Хаджи будет интересовать многие поколения, которым предстоит переосмыслить его вклад в историю чеченского народа, ставшего мишенью политических игр на Северном Кавказе в конце 20-го – начале 21-го столетий.

Насрудин Ярычев №60 (886) 10 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |