Главная » НОВОСТИ » Вехи большого пути («Столица плюс»)
Вехи большого пути («Столица плюс»)
12.08.2011 15:05
В канун дня рождения признанного лидера чеченского народа А.Кадырова мы невольно обращаемся к логическому и эмоциональному объяснению феномена этого выдающегося человека. Невозможно переоценить ту роль, которую он сыграл в разрешении немыслимого клубка противоречий, скопившихся в республике в период трагических «проб и ошибок» смутных 1990-х...
Республика пребывала в затяжном кризисе, политическая система находилась в состоянии стагнации. Помимо общероссийских трудностей экономического и социального характера, разгоравшихся межнациональных конфликтов, отрицательное влияние на настроение и жизнь людей оказывало отсутствие сколько-нибудь четких взглядов на будущее республики. Ситуация усугублялась метаниями Федерального центра при управлении регионом.
Эта неопределенность привела к тому, что население фактически раскололось на множество групп, отстаивающих порой взаимоисключающие цели – от модернизации по западному образцу до «возврата к традиционным ценностям ислама» под знаменами ваххабизма. Вместе с тем, в духовной сфере общества все нагляднее стали проступать прагматизм и цинизм. В этой ситуации взять на себя ответственность за судьбу народа, вновь вселить в него надежду, объединить его и повести за собой, кардинально изменить обстановку в республике было под силу лишь очень масштабной личности.
В вопросе о роли личности в истории идеологи советского государства занимали совершенно четкую позицию – роль эта, хотя на словах и не отрицалась вовсе, по существу была сведена к минимуму. Между тем, пример исторических заслуг, итоги политической и государственной деятельности первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова, определившего судьбу не только чеченского народа, но и государственной целостности России, ставят историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, вскрывают ее потенциальные возможности и указывают на то, что она может сделать в истории.
Руководство России проявило мудрость и благоразумие, когда в июне 2000 года назначило А.Кадырова главой Временной администрации Чечни. С этого времени все ощутимее стали положительные перемены, происходящие на истерзанной военными конфликтами чеченской земле. А знаменательную дату 5 октября 2003г., когда на всенародном голосовании подавляющим числом голосов избирателей Ахмат-Хаджи был избран первым Президентом Чеченской Республики, сегодня по праву можно считать отправной точкой нового витка в истории нашего народа. Несомненно, Чечня в тот период выделялась своим радикализмом в сфере межнациональных отношений. Но несмотря на относительную обособленность республики, вызванную этими процессами, у Ахмата-Хаджи не вызывала сомнений однотипность ее социально-экономического и политического пространства с общероссийским.
Руководствуясь интересами своего народа, которые он ставил выше своих, А.Кадыров выбрал единственно правильный путь – поддержать идею интеграции Чеченской Республики в российское государственное пространство, что спасло народ от братоубийственной войны и стало фундаментом будущего Чеченской Республики – мирного и созидательного. Ему удалось сформировать концепцию, которая смогла явить собой «золотую середину» политической реальности, найти оптимальное сочетание демократических ценностей и не потерявших для чеченского народа свое значение традиций и моделей поведения. В новых условиях постсоветского времени в Чеченской Республике, как и в России в целом, был необходим союз, как традиционализма, так и разумного созидательного обновления.
В ходе решения этой задачи первостепенное значение приобрело определение ислама в обществе. Несомненно, мусульманство сыграло огромную роль в судьбе чеченского народа. Ислам стал частью духовной культуры чеченцев, он обогатил и систематизировал морально-правовую сторону их общественных отношений. Многое роднило эти две культуры изначально, а отсюда и общие нравственно-правовые установки. Так, например, строгое размежевание сфер права и этики, характерное для западной цивилизации, не являлось отличительной чертой ни традиционного общественного уклада чеченцев, ни мусульманской нравственной культуры. То обстоятельство, что распространению в ЧР экстремистских форм ислама способствовал комплекс нерешенных социально-экономических проблем и межнациональных противоречий, не вызывало сомнений даже у обывателей. В этой ситуации авторитет Ахмата-Хаджи, снискавшего в народе известность своей религиозностью и благотворительностью – с одной стороны, и бескомпромиссностью и принципиальностью – с другой, сыграл решающую роль, став залогом доверия народа к власти, олицетворением которой и реальным воплощением он и был.
Одной из главных своих задач А.Кадыров считал необходимость довести до сведения руководителей зарубежных государств объективной информации о событиях, происходящих в Чеченской Республике, рассказать, как республика возрождается в составе России, что чеченский народ, уставший от кровопролитных военных действий, хочет жить в мире и дружбе со всеми народами.
Благодаря его усилиям мусульманский мир узнал о том, что преступные, антигуманные террористические акты чеченских и пришлых сепаратистов не имеют ничего общего с чаяниями самого чеченского народа, который в марте 2003 года на всенародном референдуме единодушно проголосовал за территориальную целостность и единство Российской Федерации. А.Кадыров сумел убедить исламский мир в том, что на территории Чечни действуют силы международного терроризма, который не имеет ничего общего ни с чеченскими традициями и обычаями, ни с исламскими духовными ценностями.
В беседах с гражданами, делегатами конференций на всех уровнях он разъяснял, убеждал, что чеченский конфликт был развязан силами, которые хотели развала России и стремились стравить христиан и мусульман. Он производил большое впечатление и своим прекрасным знанием многих сур Корана, которые свободно цитировал на арабском языке.
Ахмат-Хаджи часто повторял, что человек, постигший азбуку ислама, смотрит на мир особыми глазами. С раннего возраста изучивший азы ислама, он осознавал угрозу, таящуюся в недрах ваххабизма, и неоднократно предупреждал о ней. Определить идеологию народа в условиях воинствующего экстремизма было на тот момент не просто трудной задачей, но и весьма опасным делом.
После дагестанских событий он объявил войну ваххабитам – последовала серия покушений на него, ему открыто угрожали. Но несмотря на это, Ахмат-Хаджи продолжал ездить по республике, встречаться с людьми, читать проповеди и вести откровенный диалог с верующими.
1 мая 2004 года в Гудермесе состоялось публичное выступление первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова перед алимами и главами администраций населенных пунктов Чечни. Через 8 дней трагическая смерть оборвала его жизнь...…
Говорят, большое видно издалека. Историкам будущего еще предстоит более глубоко оценить масштаб личности А.Кадырова. Но даже за свои 53 года в тот промежуток времени, в течение которого он был во главе чеченского народа, он сделал так много, что навсегда обессмертил свое имя, став одним из ведущих политиков новейшей истории.
Он не любил выражение «остановить войну». «Нет, я не хочу остановить войну – я хочу завершить ее раз и навсегда, – говорил он. – Чтобы больше никогда не пылал на чеченской земле огонь злобы и ненависти».
Он сделал это, заплатив ценой своей жизни...
Руслан Абдулаев №62, 12 августа 2011г
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста