Вс, 24 ноября, 21:00 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Он выбрал нелегкий путь («Столица плюс»)

Он выбрал нелегкий путь («Столица плюс»)

24.08.2011 15:52

Приятно и трудно говорить об Ахмате-Хаджи Кадырове. Приятно говорить о таких людях, которые внесли огромный вклад в дело развития своей страны, своего народа, отдали свою жизнь за родину, за свою религию. Поэтому человека такого масштаба трудно охарактеризовать в кратком рассказе, охватить все стороны жизни такого неординарного, многогранного деятеля.

Ахмат-хаджи, как истинный искатель знаний, выбрал единственно возможный для своего времени путь познания религиозных истин - поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре. В те времена я еще не был знаком с ним. Мы познакомились, когда он поступил учиться в ташкентский исламский институт имени имама Бухари. Я преподавал в этом институте. Как и другие его сокурсники, Ахмат-Хаджи был уже в возрасте, у него была семья, дети.

В те времена не окончившие среднюю школу не принимались в духовные учебные заведения. Особенно жителям северного Кавказа приходилось преодолевать многие препятствия для поступления в духовные учебные заведения. Позже Ахмат-Хаджи рассказывал, какие преграды ему пришлось преодолеть, чтобы поступить в медресе «Мир Араб». Это было единственное среднее исламское учебное заведение бывшего Союза, а ташкентский Исламский институт также был единственным институтом в своем роде. Более того, число обучающихся в этих учебных заведениях было очень ограничено, поэтому поступить туда было очень трудно. Ахмат-Хаджи Кадыров преодолел все эти трудности и учился сначала в Бухаре, а затем в Ташкенте. Он старательно занимался, проявлял особое усердие в религиозных дисциплинах.

В те годы для студентов из других республик бывшего Союза, особенно с Кавказа, существовали дополнительные трудности: учебники были на арабском языке, а занятия проводились на узбекском. Не хватало учебных материалов на русском языке. К тому же многие преподаватели плохо знали русский язык. Поэтому студентам, не владеющим узбекским языком, было довольно трудно. Среди них был и Ахмат-Хаджи. Наравне с другими он тоже изо всех сил старался как можно глубже познать свою религию. Он с большой любовью изучал Коран и Сунну, их толкования и разъяснения. Я помню, как он и его друзья вместе готовили уроки.

Я старался проводить свои занятия на арабском языке, чтобы студенты быстрее и лучше осваивали его наряду с самим предметом. Это способствовало тому, что студенты старались узнать на этих занятиях как можно больше, задавали много дополнительных вопросов.

Надо признать, что я был строгим преподавателем, ставил перед слушателями жесткие требования, был очень строг как на занятиях, так и на экзаменах. Иногда это вызывало какое-то недопонимание, расценивалось чуть ли не как грубость, но я был уверен, что без такой строгости невозможно достичь вершин религиозных знаний. Естественно, студенты старались, основательно готовились к экзаменам по моим предметам, боясь их провалить. Конечно, это могло не нравиться некоторым студентам, но я настаивал на своем.

Позже, когда Ахмат-Хаджи стал государственным деятелем и мы были в гостях в Чеченской Республике, он с благодарностью вспоминал эти трудности и, рассказывая об этом солидной аудитории, говорил: «Мой устаз (учитель) много полезного сделал для нас. Однажды накануне Рамадана мы совершали намаз таравих. Начался Хатм Куръан (полное прочтение Корана в намазе от начала до конца), намаз длился 2-3 часа. По окончании намаза мы узнали, что устаз ушел из мечети поздно ночью, а назавтра был первый день Рамадана. Мы подумали, что уже скоро будет «сухур», затем предрассветный намаз, вероятно, он устал и не сможет прийти на первый урок. Мы тоже решили отдохнуть...

Меня разбудил сильный стук в дверь. Я открыл дверь. Это был мой устаз. Он строго спросил: «Почему ты не явился на урок?» Я не смог ответить ничего. Он собрал нас, мы все вместе вошли в аудиторию. Там сидели трое наших сокурсников. Оказалось, что все остальные не явились на первый урок. Устаз разбудил всех и привел сюда.

Он стал спрашивать тех, которые пришли на урок: «Почему ты явился на урок вовремя?» Они сказали: «Из-за чувства обязанности явиться на урок вовремя». Затем он стал спрашивать нас: «Почему вы опоздали?» Мы не смогли ответить. Он заставил нас стоять в течение всего занятия и слушать лекцию».

Ахмат-Хаджи Кадыров говорил, что это был для него очень хороший жизненный урок. После этого он не пропустил ни одного занятия.

Ахмат-Хаджи пользовался высоким авторитетом как среди студентов, так и преподавателей. Все высоко оценивали его честность, правдивость, открытость, он всегда говорил правду в глаза, учился очень хорошо.

Во время каникул, когда бывал у себя на родине, он общался с алимами, студентами, спрашивал, какие вопросы по религии их интересуют. По возвращении он обычно говорил: «Устаз, наши алимы передали Вам привет и просили ответить на следующие вопросы». Я по мере своих возможностей всегда отвечал на эти вопросы.

По окончании института он мечтал открыть исламский институт в Чечне. Он всегда советовался со мной, обсуждая учебную программу будущего исламского института. Спустя несколько лет я узнал, что он, после долгих лет упорного труда, добился открытия у себя на Родине исламского учебного заведения, которое носит сейчас его имя.

Потом началась война. Ахмат-Хаджи стал значимой фигурой, участвуя в этих событиях, был муфтием. В те времена я жил в благословенной Мекке, затем переехал в Ливию. Я на всю жизнь запомнил, как он нашел меня, когда я в составе членов Учредительного совета Всемирной исламской лиги совершал хадж. В те дни я жил в гостинице нашей организации, куда часто приезжали близкие, друзья и знакомые из разных стран мира. Мы организовывали с гостями беседы, обсуждали разные вопросы. Однажды сотрудники гостиницы сказали, что меня ищет гость из Чечни. Я вышел и увидел двоих. Это был Ахмат-Хаджи со своим другом-паломником. Я очень обрадовался встрече. Мы обнялись. Сидя в мечети гостиницы, мы вели долгую и оживленную беседу. Ахмат-Хаджи с горечью начал рассказывать о войне, о наболевших проблемах в Чечне, отвечал на мои вопросы.

Он сказал, что очень долго искал меня и, наконец, нашел здесь через своих знакомых. Он говорил, что существует большая проблема, которую нужно решить. Проблема была связана с так называемыми «муджахидами» из страны, в которой мы находились тогда. Они отправились в Чечню, стали распространять свое «учение» среди неграмотной молодежи, сильно искажали требования шариата, грубили, легко давали любые фетвы.

Обучив молодежь всего полгода, их объявляли кази, и эти новоиспеченные «кази», которые не умели даже как следует совершать намаз, принимались давать фетвы даже на смертную казнь.

Это очень тревожило Ахмата-Хаджи, он просил меня помочь организовать ему встречу с ответственными лицами, чтобы они помогли очистить Чечню от этих непрошенных радикалов. Я организовал ему 2-3 встречи. Он рассказал этим ответственным лицам все, что происходит в Чечне, в частности, о тех проблемах, которые создали те, кто пришел в Чечню из арабских и других стран. Ахмату-Хаджи Кадырову обещали помочь в меру своих возможностей.

Позже я пригласил Ахмата-Хаджи посетить Ливию. В Ливии я организовал ему встречи со многими должностными лицами. Он так же объяснял им свои проблемы. Ахмат-Хаджи сильно переживал за свой народ, его крайне беспокоили проблемы, связанные с экстремизмом, с фанатизмом в религии и с теми, о ком мы говорили выше.

События в Дагестане показали, насколько правильны были его опасения. Ахмат-Хаджи говорил мне, что Масхадов просил его издать фетву о джихаде. Он резко возразил, сказав, что это не джихад, а вероломное нападение. «Мы же договорились с Россией о ненападении, - говорил Ахмат-Хаджи. - А теперь нарушаем этот договор».

Между ними возникли разногласия. Ахмат-Хаджи Кадыров стал отдаляться от радикалов. Он долго советовался со мной о том, что надо делать в такой сложной ситуации. Вначале все мы, по своей наивности, считали действия сепаратистов правильными, поддерживали их. Ахмат-Хаджи также придерживался этого мнения. Но потом, со временем, выяснилось, что те люди, которые начали войну, которые кричали о свободе и независимости народа, преследовали совсем другие цели. У них были другие интересы, другое мировоззрение. Когда был подписан Хасавюртовский договор и Россия оставила Чечню, выяснилось все, на что на самом деле эти люди рассчитывали. Мы увидели их настоящие лица. Их действия порочили авторитет ислама, по их деяниям наши враги стали заявлять: «Вот это и есть ислам, они убивают людей, отрезают им головы и выставляют их на улицы и т.д.».

Ахмат-Хаджи рассказывал мне, как эти люди хотели убить его, взорвали его машину, ставили западни, но каждый раз Аллах хранил его. Мы обсуждали эти проблемы, я советовался с моими друзьями из других стран. Наконец, Ахмат-Хаджи решил навсегда покончить с этим. Он прервал всякие отношения с Масхадовым и его людьми. Он всегда заботился о своем народе, о том, как спасти его, как подарить ему мир, спокойствие, благоденствие и счастье.

Со временем он убедился, что построить отдельное государство внутри РФ практически невозможно и не нужно. Самым правильным и приемлемым решением было остаться в составе Российской Федерации, имея возможность выполнять свои религиозные обязанности, жить по законам ислама и одновременно быть гражданином России... Ахмат-Хаджи понял, что это принесет пользу мусульманам, как России, так и всего мира. Он начал действовать в этом направлении, не переставая общаться со мной, советоваться, спрашивать. Я, как мог, помогал ему советами и наставлениями.

Ахмат-Хаджи Кадыров стал участвовать в совещаниях муфтиев Российской Федерации в качестве муфтия Чеченской Республики. Так он познакомился с Владимиром Путиным. Он подробно pacсказывал мне о своих беседах с Путиным, о вопросах, которые они обсуждали вместе. Как истинный патриот, Ахмат-Хаджи всегда представлял интересы своего народа, горе желанием служить своей Отчизне и своей религии. Таким образом, авторитет Ахмата-Хаджи Кадырова постепенно рос и среди российских политиков.

В те годы он несколько раз посетил Ливию. Я ему организовал встречи с видными улемами, общественными деятелями и политиками. Он хотел, чтобы Масхадов и его окружение правильно оценили ситуацию, не стали заложниками тех сил, которые хотят продолжить войну, распространяют экстремизм. Ахмат-Хаджи связал меня по телефону с Масхадовым. Я объяснил ему ситуацию, говорил об истинных целях наших врагов. Масхадов сказал: «Да, мы тоже хотим решить все вопросы цивилизованно».Но потом выяснилось, что он не смог выступить против тех людей, которые пришли из-за кордона и пользовались ав¬торитетом среди радикальной настроенной молодежи.

Ахмат-Хаджи постоянно говорил о проблемах своего народа, он хотел как можно скорее покончить с войной, чтобы его народ жил мирно, дружно, искренне веря в Бога, выполняя все требования ислама.

По просьбе Ахмата-Хаджи и с согласия нашей организации я посетил Чечню. Война еще продолжалась. Ахмат-Хаджи встретил меня в Москве, и мы прилетели в Махачкалу. Нас встретили его люди, там стояли 5-6 белых «жигулей» первой модели. Это была его охрана. Мы отправились в Центарой к дому Ахмата-Хаджи. Он сказал, что дорога опасная, нас могут поджидать снайперы, поэтому машины будут ехать на очень большой скорости. Мы благополучно доехали до дома Ахмата-Хаджи.

К сожалению, наш приезд омрачил несчастный случай. В тот же день его старший сын Зелимхан попал в автокатастрофу. Позже стало известно, что враги Ахмата-Хаджи ставили по нашей дороге фугасы, но его сын Рамзан со своими людьми узнал об этом и обезвредил дорогу. Преступники были задержаны.

Мы долго беседовали у него дома, я познакомился со многими людьми из его окружения. Мне было интересно узнать их мнения. Нам организовали встречу с народом, на некоторых встречах я выступал с речью. Рамзан Кадыров организовал видеосъемку наших выступлений.

Потом мы посетили дом родителей Ахмата-Хаджи, принимали участие в мероприятиях, посвященных мовлиду Пророка (а.с.с). Он очень любил и уважал своих родителей, вел себя при них так, как подобает верному сыну и истинному мусульманину.

Мы также посетили временное Правительство Чеченской Республики, которое тогда возглавлял Н.Кошман. Было заметно, что Ахмат-Хаджи имеет высокий авторитет среди народа, хотя тогда он не занимал никакую должность.

С кем бы мы ни говорили, все уважали его, спрашивали, советовались.

По возвращении я составил подробный отчет, в котором рассказал членам и руководству нашей организации обо всем, что я увидел и услышал в Чечне, передал видеозаписи.

Все эти материалы подтверждали высокий авторитет, большой потенциал и яркую перспективу Ахмата-Хаджи Кадырова. Как мне стало известно недавно, тогда руководство Ливии написало письмо Российскому правительству, где было заявлено, что для того, чтобы решить проблему Чечни, необходимо установить тесные отношения с ортодоксальными мусульманами, которые правильно понимают основы религии, глубоко знают ислам и имеют авторитет среди народа. Наиболее ярким их представителем является Ахмат-Хаджи Кадыров. Он может решить проблему Чеченской Республики в интересах своего народа, Родины, России и мусульман всего мира.

Когда готовились к инаугурации Ахмата-Хаджи Кадырова в качестве Президента Чеченской Республики, я был в Египте. Мы готовились провести международную конференцию, посвященную тасаввуфу, встречались с виднейшими шейхами тасаввуфа. За два дня до открытия конференции мне позвонил сам Ахмат-Хаджи. Он приглашал нас на свою инаугурацию и очень хотел, чтобы я присутствовал в этом торжественном мероприятии. Я очень обрадовался радостному событию. Мне пришлось посоветоваться с организаторами конференции, я сообщил им радостную весть

о его приглашении. Они пошли навстречу, согласились на мою поездку, сказав: «Отправляйтесь к своему ученику, поздравьте его и от нашего имени. Это прекрасно, если Вы будете рядом с ним в такой день».

Я отправился в Москву, оттуда в Чечню. Ночь перед инаугурацией мы сидели с Ахматом-Хаджи у него дома. Он рассказывал обо всем, что происходит в стране, о проблемах, о взаимоотношениях с российским руководством. Он очень уважал и ценил В.Путина, рассказал, как он мужественно решал вопросы, как они спорили, советовались, обсуждали проблемы. Ахмат-Хаджи говорил, что некоторые вопросы он оставил открытыми до того, как посоветуется со мной. Всю ночь ему звонили и поздравляли близкие, знакомые, друзья, среди них были и его вчерашние оппоненты, недруги. Он разговаривал со всеми, иногда говорил мне, кто это, даже включал громкоговоритель телефона, чтобы я тоже принимал участие в их разговоре. Так прошла ночь накануне инаугурации.

Ахмат-Хаджи был очень доволен. Было заметно, что он волнуется. Но все прошло благополучно. Он выступил с речью как всегда ясно, силь¬но. В своем выступлении он говорил и обо мне, говорил, что гордится мною, что он благодарен мне за мои советы, наставления и фетвы. После его выступления многие, в том числе и из руководства российского правительства, подошли ко мне и поздравили, выразили благодарность за такого ученика. Инаугурация прошла в торжественной и дружественной атмосфере, хотя тогда по республике невозможно было передвигаться без охраны.

В следующий раз мы встретились в Москве, в гостинице «Президент-Отель». Ахмат-Хаджи говорил о своих планах на будущее, о своих достижениях и проблемах. В тот день он сказал мне: «Устаз! Я прошу Вас, помолитесь за Рамзана, упоминайте его в своих дуа. Восемьдесят процентов моих работ связаны с ним. Не представляю, как я мог бы все это делать без него. Я очень боюсь за него, очень прошу, не забывайте его в своих молитвах». Это были слова любящего отца, который боялся потерять своего сына.

Ахмат-Хаджи Кадыров успешно руководил своей республикой. Я внимательно следил за тем, что происходит в Чечне, рассказывал всем о его достижениях.

В тот злополучный день я был в Риме. Шла международная конференция. Вдруг один из моих знакомых подошел ко мне и сказал: «Выражаю свое соболезнование-я только что увидел в новостях, что вашего друга и ученика Ахмата-Хаджи убили». Я побежал к телевизору, увидел, как произошла эта трагедия. Потом увидел на приеме у Путина опечаленного Рамзана, полного горя. Мне стало очень грустно. Я очень переживал, молился Аллаху, не мог помочь ничем, кроме дуа.

Он всегда горел желанием служить исламу, родной Чечне, чеченскому народу и всем мусульманам.

Я знаю, что ему предлагали жить в удовольствии. Ему объясняли, что руководить республикой в такие дни чрезвычайно трудно и опасно. Он прекрасно понимал все это, но он также понимал и то, что он должен служить своему народу. И он сделал правильный выбор. Он выбрал нелегкий путь, он предпочел служить своему народу, своей религии вопреки удовольствиям, богатству и спокойной жизни. Он мог бы взять на себя управление республикой тогда, когда пройдут трудности, когда наладится мирная жизнь. Но он выбрал руководить Чечней в самое трудное, в самое ответственное время. Он не смог оставить свой народ в тяжкое время. Он горел желанием, чтобы как можно скорее установить мир, согласие и благополучие на своей родине. Мы долго обсуждали этот вопрос, но когда он доказал мне правильность своего выбора, я согласился с ним, благословил его на этот нелегкий путь.

Он всегда думал о своем народе, он хотел, чтобы его народ познал свою религию, учился, соблюдал предписания ислама, жил свободно и счастливо. Для этого он сделал очень много. Ахмат-Хаджи был неординарным человеком. Он сознательно встал на этот путь, был готов перенести все трудности и невзгоды ради служения Отчизне и религии. Он прекрасно знал, что коварный враг следит за каждым его шагом, что он каждую минуту борется со смертью. Он говорил, что жизнь коротка, и человек находится в этом мире временно, смерть всегда преследует его. Он не боялся смерти, смотрел ей в глаза, ибо боролся за свою веру, свою Родину. Он пожертвовал собой, своей жизнью с целью быть верным своему народу, своей религии и при¬нял мученическую смерть.Нам тяжело мириться с этой тяжелой утратой. Мы глубоко скорбим. Все его родные, близкие, весь чеченский народ опечален его трагической гибелью. Но, слава Всевышнему Аллаху, дело Ахмата-Хаджи Кадырова живет. Его продолжает достойный, верный сын Рамзан, который идет по стопам отца и осуществляет его мечты.

Ахмат-Хаджи мечтал о просвещении чеченского народа, мечтал построить мечети, исламские учебные заведения. Рамзан Кадыров воплотил его мечты в реальность, он обустраивает Чечню, строит красивые города, восстанавливает мир и благоденствие в стране. Все, что он делает сегодня, - то, о чем мечтал Ахмат-Хаджи.

Да помилует Всевышний Аллах славного сына чечен¬ского народа Ахмата-Хаджи Кадырова и вознаградит его за все, что он сделал в своей жизни в деле служения исламу, Чеченской Республике, чеченскому народу. Аминь!

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф №65, 23 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |