Вс, 24 ноября, 20:48 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Падший Брейвик и настоящие герои («Молодежная смена»)

Падший Брейвик и настоящие герои («Молодежная смена»)

29.08.2011 13:10

22 июля с.г. Норвегия, где течет спокойная, размеренная жизнь, где люди не сталкивались с проблемой терроризма, погрузилась в траур в результате двойного теракта от рук обезумевшего норвежца Андреса Брейвика погибли 77 человек. Жизнь восьмерых унес взрыв в правительственном квартале столицы страны Осло, после чего 69 человек пали жертвой убийцы на острове Утойя, где проходил молодежный форум. события того дня уже стали историей. Историей, которую хотелось бы поскорее забыть. Произошедшая в Норвегии трагедия войдет в человеческую память под прискорбным заголовком - «кровавая пятница».

В данном материале корреспондент «МС» попытается разобраться в причинах столь ошеломляющего поступка Брейвика и вникнуть в суть всех происходящих в Норвегии политических процессов. Ну, а в заключение, мы представим вниманию наших читателей беседу с непосредственным участником этих событий - чеченским подростком Рустамом Даудовым, который в тот день не побоялся взглянуть смерти в лицо и вместе с другим нашим соотечественником Мовсаром Джамаевым оказал активное сопротивление убийце.

Падший Ангел Брейвик

"Как упал ты с неба, денница, сын Зари! Разбился о землю, попиравший народы..."

Книга Исайи, XIV, 12-15.

"...Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки."

Книга Иезекииля, XXVIII, 11-

19.

Эти строки из двух древних писаний посвящены падшему ангелу Люциферу - сыну Зари ("Helen ben Shahar"). По древнехристианскому преданию, на третий день Творения главный архангел Бога за свою неуемную гордыню был низвергнут из рая на землю, а с земли в Преисподнюю. Падая, Люцифер стал похож на молнию, после чего рассыпался в прах, и теперь, как гласит предание, душа его бродит как слепая, во тьме бездонной бездны.

Говорят, история имеет свойство повторяться. Не знаю, что по данному поводу думает сам Андрее Брейвик, но, по моим ощущениям, «кровавая пятница» обеспечила норвежцу скромное общество архангела Люцифера, падшего на дно презрения небес намного раньше самого Брейвика.

Когда речь идет о бездне, я не имею в виду те двадцать с небольшим лет тюремного заключения, которые светят преступнику за его деяния. Нет. Речь идет о морали. Обычной человеческой и религиозной морали.

Впрочем, возвращаясь к вопросу о наказании, которое может понести Брейвик, хотел бы, в первую очередь, отметить безграничную стойкость властей Норвегии, которые, даже несмотря на беспрецедентность случившегося, ведут судебное разбирательство в рамках норвежского закона. По идее - все верно. Но вот по-человечески...

Вот что думает по этому поводу наша соотечественница Марьям Сугаипова, которая вместе с семьей уже на протяжении длительного времени проживает в Норвегии и является сотрудницей национального подразделения правозащитной организации Amnesty International:

- На сегодняшний день идет судебное разбирательство по делу Брейвика. Примечательно, что это единственный в истории страны суд, который будет охватывать всю ее территорию ввиду того, что пострадавшие, которых огромное количество, разбросаны по всей Норвегии. Так как собрать всех пострадавших в одном судебном зале было бы крайне проблематично, а, если говорить откровенно, то и вовсе невозможно, было решено проводить прямые видеоконференции из различных залов суда.

Я не знаю, что из этого выйдет. Максимальное наказание в стране - это двадцать один год тюремного заключения. Однако норвежцы надеются, что этот срок может быть умножен на 5. Хотя эксперты в этом сильно сомневаются. По их словам, Брейвик может выйти из тюрьмы в течение 20-30 лет. Если, конечно, выйдет. Потому что этот вопрос сейчас актуален. Уж больно много людей желают его смерти.

Что касается возможности изменения законодательства из-за «дела Брейвика», то Марьям замечает:

- Такие предложения были и есть. Но всем сразу внятно дали понять, что законодательство из-за одного прецедента никто изменять не станет. Все дело в том, что Брейвик был против того демократизма и либерализма, который проявляет Норвегия по отношению к иммиграционной политике. Своими действиями он хотел разрушить эти ценности, но государство, и что важнее всего, сами норвежцы, дали понять, что своей цели Брейвик не добился. Изменения в законодательстве означали бы, что Брейвик выиграл. Но это, к счастью, не так...

Норвегия Сегодня: Манифест Брейвика и Мультикультуризм

О причинах, подвигнувших норвежца на столь бесчеловечный шаг, можно говорить сколь угодно, но ничто не может оправдать Брейвика как человека. История знает много случаев, когда жертвами маньяков или серийных убийц становились десятки людей. История знает и случаи, когда целые государства подвергались агрессии, а целые народы становились жертвами геноцида. За примерами далеко ходить не стоит. Однако одного история не знала до сих пор - бессмысленности и дьявольского хладнокровия одновременно.

Основную идею своего поступка Андрее Брейвик изложил в своем манифесте "11 сентября 2083 года", опубликованном незадолго до трагедии. В труде автора объемом в 1,5 тысяча страниц, основные тезисы которого позаимствованы из трактата "Индустриальное общество и его будущее" американского террориста Теодора Качинского, главное внимание уделено активному противодействию "исламской колонизации" Европы и политике либерального "мультикультурализма" европейских властей.

Проще говоря, тема, затронутая Брейвиком, для Норвегии, как и для всей остальной Европы, не нова, но при этом весьма актуальна. Аналогичными вопросами уже давно и открыто на государственном уровне занимаются Голландия, Франция и Швейцария. Многие другие европейские государства рассматривают опыт соседей и пытаются внести соответствующие регламентирующие изменения в законодательства своих стран. Это, кстати, отмечал и друг нашей редакции, голландский журналист Флорис Аккерман.

- Только радикальные консерваторы до сих пор считают, что мультикультурализм сегодня губителен, - считает Марьям. - Таковых в Норвегии, между прочим, до недавнего времени было много. До 22-го июля самая радикальная националистическая партия Норвегии имела очень высокий процент гражданской поддержки. После «кровавой пятницы» многое поменялось. Не кардинально, но поменялось. Теперь о губительности мультикультурализма говорят единицы. А те, кто раньше тоже придерживался этого мнения, сегодня приносят извинения за свои высказывания.

Да что говорить, если все и так стало ясно, когда на марш в поддержку пострадавших в трагедии 22 июля собралось свыше 200 000 тысяч человек самых разных национальностей и вероисповеданий. Не было понятий "они" или "мы". Был единый народ, который, взявшись за руки, шагал по улицам Осло. Женщины, одетые в хиджабы, вместе с женщинами в футболках с открытыми плечами, мужчины в мусульманских одеяниях и норвежские неформалы в современном обличье. Все

они вместе со слезами на глаз проявляли солидарность семьями погибших. Такое единение говорит о многом.

Дети Утойи или Нежеланные Герои

По словам Марьям, Норвегия все еще пребывает в глубочайшем шоке. Каждый день о трагедии пишут в местной прессе Брейвике говорят на всех радиоволнах и на всех телеканалах, то время, когда пресса пытает нажиться, изучая каждую пуговицу убийцы, выжившие в трагедии не могут найти себе покоя. И неизвестно, найдут ли в конечном итоге.

- Необходимо понять одну важную вещь, - отмечает Марья - Норвегия настолько маленькая и спокойная страна, что произошедшее выбило почву из-под ног всех ее граждан.

Я сама до сих пор нахожусь в шоке... На Утойе у меня погиб однокурсник. Это был невероятный человек: один из самых светлых и невероятно умных людей, которых я когда-либо знала. Мы в группе называли его «суперчеловеком», так как он нес в себе столько силы, добра и любви окружающим, что с ним не мог сравниться никто другой.

Второй мой однокурсник, находившийся на острове, выжил, но по сей день не знает покоя и сна. Вернувшись с Утойи, с уставший и изможденный, рассказывал о том, как Брейвик прямо перед его глазами застрел двух девушек. Просто безо всяких эмоций и чувств.

Знакома Марьям, пусть и заочно но, и с чеченскими подросткам оказавшимися в тот злополучный день на том молодежном форуме. Их было шестеро, но особoe внимание к себе привлекли трое: 16-летний Рустам Даудов, 17-летний Мовсар Джамаев и его Сверстник Анзор Джукаев. Ребята познакомились уже на острове, и, как выяснилось, судьба отвела каждому из них определенную роль.

Причем, если геройство Рустама и Мовсара, о котором уже все наслышаны, в конце концов было отмечено, то Анзора за его трезвую реакцию к произошедшему, почему-то зачислили в соратники Брейвика. Но обо всем по порядку.

Впервые о том, что на острове находились чеченские ребята, я узнал через две недели после происшествия. Почему так поздно? Потому что только тогда и появилась первая информация о чеченских героях Утойи. Причем, появилась не в центральных российских СМИ, как того следовало бы ожидать, а в социальных сетях. То, что российское информационное поле просто игнорировало эту информацию, вызывает множество вопросов. Ведь, согласитесь, в наш век технического прогресса и мобильности современных средств массовых коммуникаций, такую аморфную реакцию центральных СМИ на произошедшее простой медли¬тельностью вряд ли можно на¬звать. Как оказалось, «солидарность» с российскими коллегами проявили и норвежские журналисты.

Историю про двух чеченцев, давших отпор Брейвику, конечно, описывали, но, смею заметить, что здесь, в Норвегии, она не очень-то афишировалась. Было несколько статей и интервью, статьи в заграничных СМИ. Но тональность этих публикаций была такова, что Рустам и Мовсар в них являлись далеко не героями, которыми они, впрочем, точно бы стали, окажись они коренными норвежцами.

Отвечая на вопрос, связано ли все это с тем, что Норвегии просто не выгодно выставлять беженцев в хорошем свете, Марьям замечает:

Я в этом уверена. С января месяца правительство Норвегии разрабатывает проекты по выселению беженцев из России обратно домой. И это, кстати, давно не новость. В январе из страны были высланы около 50 семей, что наделало много шума. После этого выселения проходят с той же интенсивностью, но уже предельно тихо.

В этой связи, причина, по которой первое время о чеченцах на Утойе молчали, мне вполне ясна.

Лишняя реклама беженцев и мусульман просто-напросто не нужна. Начались выборы, и иммиграционный вопрос сейчас является самым актуальным и горячим, в котором многие склонны к мнению, что он - ядро всех проблем страны. Поэтому, я считаю, что в данном случае никто не захотел демонстрировать благородное лицо выходцев из мусульманских стран, которых среди мигрантов подавляющее большинство.

Анализируя слова Марьям видя то, как тяжело история про Рустама и Мовсара просочилась в Россию, вызывает недоумение и тот факт, что герои, каковыми наши парни действительно являются, не нужны ни одной из двух сторон. Возникает вопрос, а чьи это герои? И кто им скажет спасибо за проявленное мужество?

Что касается истории Анзора Джукаева, то тут все предельно ясно. Есть террорист Брейвик и есть те, кто был на острове. Практически все из них заливаются от горя слезами, один Анзор остается сконцентрированным и сдержанным. Понятно, что для человека, пережившего такую трагедию, вся эта история не прошла даром. Однако национальная гордость и мужество, наполнявшие Анзора, не позволили ему проявить слабость и выставить эмоции напоказ. Это и вызвало подозрение у полиции, которая задержала чеченского подростка, посчитав его причастным к преступлению, и продержала его за решеткой более 16 часов.

Как признавался сам Анзор, в местное отделение полиции его отвезли вместе с Брейвиком. Причем, в самом отделении с ним обращались гораздо хуже, чем с настоящим убийцей, не предоставив Джукаеву ни полагающегося ему в таких случаях государственного защитника, и не позволив совершить звонок родным и близким.

Эта ситуация, в конечном итоге, открывает глаза на то, какие герои нужны Норвегии.

Но не будем о грустном. Отметим только, что семья Анзора, возмущенная таким поведением местных стражей порядка, собирается подать на них в суд.

Наши герои

Прежде чем предоставить слово непосредственному участнику событий, я напомню, как все происходило. 22 июля вооруженный до зубов норвежец Андрее Брейвик, совершив теракт в правительственном квартале Осло, приплыл на остров Утойя, где проходил молодежный форум. Одетый в полицейскую форму преступник безжалостно расстреливал всех, кто попадался ему на глаза. Однако среди объятой паникой толпы нашлись двое смельчаков, попытавшихся нейтрализовать Брейвика. Одним из этих смельчаков и оказался уроженец села Хьажи-Эвла Веденского района ЧР, 16-летний Рустам Даудов.

Вот что рассказал Р. Даудов корреспонденту «МС» в ходе телефонного разговора:

- Это был мой третий день на острове. Я стоял в столовой, вместе с Мовсаром, когда услышал первые выстрелы. Через несколько секунд мимо нас с криками пробежала группа подростков...

О чем вы подумали в тот момент?

Я почему-то сразу подумал, что это чья-то шутка. Что кто-то просто пытается нас разыграть. У меня и мысли не было, что минутами -позднее на острове начнется настоящая бойня. Я не мог себе представить, что такое может произойти не то что в Норвегии, но даже в России, в Чечне. Это было за гранью моего понимания.

Но, как оказалось, это была не шутка. Брейвик беспощадно расстреливал людей, время от времени перезаряжая оружие.

Что произошло, когда вы его встретили?

Мы с Мовсаром стояли в ступоре и просто не могли сдвинуться с места. Брейвик в это время расстреливал людей. Не знаю, сколько мы простояли, но в один момент Мовсар опомнился и, схватив меня за руку, потащил в сторону леса, по дороге к которому мы встретили 8-летнего мальчика. Как оказалось, это был сын убитого настоящего полицейского. Мовсар взял мальчика на руки, и мы побежали дальше в лес, где к тому моменту уже пряталась группа ребят. Вскоре мы дошли до воды, где, к великой милости Всевышнего, нашли в скалах небольшую пещеру.

Там, на берегу, Мовсар связался с отцом и посоветовался с ним, как быть и что в такой ситуации делать, на что его отец рекомендовал нам успокоиться и постараться помочь как можно большему числу людей. С этого момента мы уже думали только о том, как помочь ребятам, так же, как и мы, попавшим в беду.

Рустам, возникало ли у тебя чувство страха, либо ты действовал инстинктивно?

Конечно, страх был. Но он не парализовал нас, не сковал наши действия, а, напротив, заставил мобилизоваться. Мы четко понимали, что нельзя просто стоять и ждать помощи, нужно было действовать.

Когда Брейвик к нам подошел, я подумал, что это обычный полицейский. Он сказал, чтобы мы собрались в одном месте и ждали помощи. Я собирался так и поступить, но когда Брейвик удалился, Мовсар сказал, что это и есть тот самый убийца. Некоторые ребята, поверив человеку в форме, пошли за ним, и позже, когда вокруг убийцы собралась большая толпа подростков, он их всех хладнокровно расстрелял.

Была информация, что среди погибших один чеченец.

Нет, мы все шестеро остались живы. Погиб наш сомалийский друг Исма. Его Брейвик застрелил на наших глазах...

В этот момент вы решили остановить Брейвика?

Да. Мы схватили камни, пробрались к убийце за спину и начали кидать в него все, что под руку попадется. Один из брошенных нами камней попал Брейвику в голову, после чего он начал стрелять в нашу сторону. Поняв, что с ним шутки плохи, мы убежали, и дальше уже делали все, чтобы спасти как можно больше людей.

Вы понимали, насколько рискуете, пытаясь остановить вооруженного Брейвика?

Разумеется, мы знали, что нам грозит опасность. Но в той ситуации она грозила всем. Поэтому мы постарались сделать что-нибудь, чтобы остановить убийцу.

К сожалению, нам это не удалось, но мы постарались помочь людям.

В прессе говорилось, что вы спасли 23 человека.

Я не знаю, сколько людей было в той пещере. Я их не считал, был в шоке. Знаю только, что Мовсар вытащил троих из воды. А тех, кто был уже на суше, мы грели и обтирали, потому что вода, из которой они вылезли, была очень холодной.

Вообще-то я не считаю, что мы совершили что-то героическое. Мы просто поступили так, как должны были поступить.

Рустам, в первые дни трагедии в шоке пребывал весь мир. Что испытывал тогда ты? И отошел ли ты сейчас от той «кровавой пятницы»?

Только начинаю отходить. Со дня трагедии прошло три недели, но все до сих пор только и делают, что говорят о ней. Везде пишут, показывают только Утойю. Все разговоры, мысли, все связано с этим. Поэтому мне тяжело сейчас просто взять и выбросить эту историю из головы. Наверное, мне никогда уже не удастся этого сделать.

Кто-либо из спасенных отблагодарил вас за помощь?

Мать спасенного мальчика через несколько дней поблагодарила Мовсара за то, что он спас ее сына.

После того дня ты для себя что-то переосмыслил?

Да. Я понял, что человек, где бы он не находился и в какой бы стране не жил, не знает и знать не может, что с ним произойдет завтра. На все, как говорится, воля Всевышнего.

А отношение к Норвегии не поменялось?

Нет. Из-за одного отдельно взятого, пускай и трагичного, случая, мое отношение к этой стране

Рустам, ты знаешь о том, что ваш с Мовсаром мужественный поступок стал предметом специального обращения Главы ЧР Рамзана Кадырова?

Да, я слышал об этом, и мне это очень приятно.

Говорят, что вас с Мовсаром могут даже наградить. Хотелось бы приехать домой и принять награду лично?

Разумеется. Ведь я уже восемь лет не был на родине. Если руководство республики пригласит меня на награждение - приеду с удовольствием.

В заключение хотел бы задать тебе вопрос из разряда «если бы...» Представь, что ты встретил на улице Брейвика. Что бы ты ему сказал?

(После долгого молчания) Я задал бы ему два вопроса. Как он решился на столь жестокий поступок? Зачем он это сделал?

Рустам Агаев №67 (893) 27 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |