Главная » НОВОСТИ » Этнические проблемы чеченцев Дагестана («Вести республики»)
Этнические проблемы чеченцев Дагестана («Вести республики»)
08.09.2011 15:27
Но некоторые проницательные российские ученые-обществоведы, знающие и понимающие, что любое общество и государство может успешно развиваться только при условии опоры на принципы гуманизма, прав и свобод человека и гражданина, еще со времен распада СССР усомнились в действенности и эффективности названных нами выше конституционных принципов жизни многонациональной России и стали обсуждать проблему «Постигнет ли Россию участь СССР?»
И действительно, переход страны к рынку и демократии на протяжении последних 20 лет существенно сдерживался явно и латентно проявлявшимися этнополитическими коллизиями, на которые неизбежно накладывались и межконфессиональные противоречия. А события, происшедшие в декабре 2010 года на Манежной площади в Москве под лозунгами «Россия для русских», как бы подтверждая справедливость сомнений ученых, продемонстрировали потенцию возможных этнополитического и религиозного конфликтов в России. И, к сожалению, руководство страны, на наш взгляд, недооценивает энергию противостояния современной русской и нерусской молодежи, заботясь лишь о сохранении своей «вертикальной власти». Русские же националисты В.Жириновский и другие лидеры «скинхедов» камуфлируют свой национализм, обманывая россиян, будто под словом «русские» они имеют в виду не этнических русских людей, а всех россиян. Но, даже назвав всех проживающих на территории России «россиянами», а не «русскими», мы вряд ли добьемся межнационального мира без радикального пересмотра национальной политики. Дагестан, как один из субъектов РФ, не стоял в стороне от происходивших за последние два десятилетия в России этнополитических процессов. Здесь были и есть отдельные ученые и политические деятели, утверждающие, что Россия управляет своими субъектами, национальными республиками неоколониалистскими методами. Есть религиозные деятели, подчеркивающие конфессиональную несовместимость населяющих Россию мусульман с постоянно демонстрирующими свое христианское православное вероисповедание русскими руководителями страны и рядовыми русскими людьми. Возникшие в Дагестане с начала 1990 годов национальные движения пробудили национальное самосознание этносов республики. Но некоторые из них стали выдвигать идеи федерализации республики по этническому признаку. Сейчас национальные движения вроде бы «самораспустились», но идея сохранилась, и ее авторы проявляют активность в социально-политической жизни республики. В этих сверхсложных условиях этнополитической жизни России и Дагестана писать и говорить об этнополитических проблемах сравнительно немногочисленного этноса Дагестана - чеченцев-аккинцев - значит, заниматься мелкотемьем. Но автор данной статьи считает важным обсудить вопрос о причинах спецпереселения чеченцев, уточнить содержание некоторых понятий и терминов, озвучить современные требования чеченцев-аккинцев.
На первый вопрос о причинах ссылки народов в годы социализма в СССР пытались ответить многие ученые и общественно-политические деятели страны и нашей республики. В частности, преследуемый в 1930-х годах советской властью и бежавший в Германию, в Мюнхен, авторитетный в прошлом чеченский политический деятель Абдурахман Авторханов в 1952 году дал развернутый ответ на этот вопрос. Опровергая мотивы Советского правительства, что чеченцы выселены якобы за коллаборацию с немцами-фашистами во время Отечественной войны, и доказывая, что немцы не вступали на территорию Чечено-Ингушетии и потому чеченцы никак не могли массово сотрудничать с немцами, Авторханов указывает на основные, на его взгляд, причины спецпереселения чеченцев и других горцев Кавказа.
Это: 1) перманентная борьба за национальную независимость горцев и фактическое непризнание ими деспотической системы советского колониального режима; 2) желание Москвы обезопасить Кавказ как тыл в будущих столкновениях с Западом от неизбежного внутреннего общекавказского национального фронта против советской метрополии; 3) ясно обозначенный курс Советского правительства взять окончательно в имперские руки ведущую и основную для всего Советского Союза кавказскую нефтяную экономику; 4) не только держать Кавказ как стратегическую базу вне внутренней опасности и уязвимости, но превратить его в надежный плацдарм для будущей экспансии против Турции, Ирана, Пакистана и Индии. Дагестанский историк профессор Махач Ахмедович Магомедов, выявляя причину спецпереселения горцев Кавказа, подчеркивает, что с победы в Отечественной войне 1941-1945 годов началось «безудержное восхваление всего русского, вплоть до пересмотра самой истории». Он утверждает, что после войны многонациональный характер нашей страны отступил на второй план, а на первый план выпятилась идея российской империи и соответствующая ей русификация страны. Руководствуясь этой послевоенной русифицированной национальной политикой, верхушка Коммунистической партии и Советского правительства решила, не церемонясь и используя военные методы, поголовно насильственно изгнать со своей родины крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков.
Несколько осторожнее, но точнее о мотивах репрессий народов Северного Кавказа высказываются в своей книге отец и сын Курбановы. Они пишут: «Репрессированным народам горестно сознавать ту участь, которая выпала на их долю. Однако хотя бы теперь не опровергают необоснованные доводы, которые были выдвинуты в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года, где говорится, что многие чеченцы и ингуши обвинялись в измене Родине, в том, что они переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и шпионов, создавали банды для борьбы против советской власти». Подчеркивая, что такие «грехи» были и у представителей многих народов СССР, авторы цифрами и фактами аргументируют это свое утверждение. Мы же утверждаем, что конечной причиной переселения всех социальных, национальных, этнических и религиозных групп и слоев населения нашей страны за годы социализма была основанная на вульгарно-материалистическом мировоззрении ленинско-сталинская национальная политика. Поводы же для переселения были разными в разные периоды жизни страны: одни были придуманы до Отечественной войны 1941-1945 годов, в годы войны были другие поводы, третьи были в послевоенные годы. Одни этносы (евреи, болгары, греки, курды, немцы Поволжья, лазы, хемщины) произвольно относились к «текущим национальным группам», не имеющим в нашей стране своей этнической земли; «горцы» Кавказа рассматривались как отсталые, еще сохранившие патриархально-родовой быт; балкарцы, карачаевцы, турки-месхетинцы могли, по подозрениям руководителей страны, содействовать туркам в возможном противостоянии с Турцией. Находились и другие поводы для депортации и репрессий социальных, религиозных, национально-этнических и других групп населения Советского Союза.
В Дагестане же коммунистические пропагандисты и «слухораспространители» КГБ столь убедительно подменяли причины поводами, что некоторые наивные обыватели до сих пор верят в «байки» о том, что чеченцы Дагестана с нетерпением ожидали прихода на Кавказ немецко-фашистских войск и готовили для них белого коня с золотой сбруей. О спецпереселении в 1944 году в Казахстан и Киргизию чеченцев, проживавших в Дагестане, об их жизни в местах ссылки и способах их возвращения в Дагестан обычно пишут книги и статьи дагестанские политические деятели и ученые-обществоведы нечеченской национальности, ибо среди чеченцев Дагестана мало взрослых людей, переживших чудовищную депортацию и повседневные репрессии на протяжении 13 лет, и способных выразить все пережитое на конференциях, в книгах и статьях. Но автор данной статьи – коренной дагестанец, аварец, оказавшийся в спецпереселении вместе с дагестанскими чеченцами и потому сочувствующий им, не может не уточнить некоторых важных идей и выражающих их понятий и не высказать своих соображений, которые, возможно, помогут ускорить полную реабилитацию чеченцев Дагестана.
В частности, в постановлении III Съезда народных депутатов Дагестана 1991 года чеченцы-аккинцы названы «репрессированным» народом, а заселившие земли и дома высланных чеченцев аварцы, даргинцы, кумыки и лакцы названы «насильственно переселенными» народами, хотя были переселены семьи, а не целые народы, которые впоследствии были названы «депортированными». На наш взгляд, «депортация» тех и других - зло, издевательство над людьми, но непризнание чеченцев депортированными, а только репрессированными, кое-кому нужно, видимо, для того, чтобы подчеркнуть, что судьба депортированных оказалась не менее трагичной, чем репрессированных. И последняя мысль в этом нашем сюжете...
Если верить газетной статье в «Черновике» №1 за 2011 год Маирбека Агаева, то оргкомитеты по переселению лакского населения из Новолакского района на новое место жительства и по восстановлению бывшего Ауховского района для вселения в него чеченцев упразднены, а их руководители назначены заместителями начальника (даргинца по национальности), Комитета переселения при Правительстве РД Гасана Акаева. У автора этой статьи напрашиваются вопросы... Не затянет ли этот факт территориальную реабилитацию всех репрессированных и депортированных дагестанцев еще на 50 лет? Не обратиться ли руководству Дагестана к Президенту России с просьбой содействовать полной реабилитации дагестанцев не только выделением денежно-материальных средств, но и организационно, направив в Дагестан компетентных руководителей, способных ускоренно решить эту важную проблему?
И, наконец, последнее... Мы обещали обнародовать программу становления и развития чеченцев-аккинцев (или «ауховцев») на 2007-2010 годы, составленную исполнительным комитетом - Дагестанской региональной организацией «Общественный совет чеченцев» и помещенную в Интернете на сайте «Ауховское движение за справедливость». В программе предусматривается: Организационному комитету по восстановлению Ауховского района: 1. Содействовать восстановлению Ауховского района в границах 1944 года и принять действенные меры по предупреждению разбазаривания земель восстанавливаемого района, а также добиваться постепенной передачи рычагов власти чеченцам-аккинцам как реабилитируемому народу; 2. Выдвигать достойных представителей в республиканские властные структуры, органы местного самоуправления и парламент республики. Создать общественный орган чеченцев, печатный орган, структурное подразделение на местах по проведению этой программы. Создать союз предпринимателей Ауха, банк взаимопомощи, содействовать развитию образования, культуры, воспитанию молодежи, созданию культурных центров, улучшить контакты с духовенством, наукой, привлечь частный бизнес к выполнению данной программы, воссоздать историю Ауха и оказывать протекцию чеченцам-аккинцам в их продвижении во властные структуры всех уровней.
Х. Кадиев №163 (1596) 8 сентября 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста