Мир
Лукашенко: Мне звонили генералы украинские, просили связать их с Путиным, чтобы сдаться в плен
Главная » НОВОСТИ » Простреленная картина («Молодежная смена»)
Простреленная картина («Молодежная смена»)
08.09.2011 15:46
Быстро пролетели детские годы. От них осталось в памяти немного. Нехватка времени на детские игры, летние купания в Хуло, катания на санках с берегов речки зимой, трепетное отношение к рисованию и вечная нужда, преследовавшая многочисленную семью. Окончив Цацан-Юртовскую среднюю школу, Мехди ушел служить. Служил он в Группе советских войск в Германии. Здесь пригодились его увлечение рисованием. Он стал руковолителем «красного уголка». Отслужив в армии Мехди вернулся с кипой похвальных грамот и с направлением на учебу в школу искусств. Опять пришлось на время забыть про учебу по семейным обстоятельствам и уехать на «шабашку», что было обычным явлением в тогдашней жизни чеченцев. Работая в далекой Тюмени, Мехди и не думал расставаться с мечтой стать профессиональным художником. Именно здесь он поступил в Тюменскую школу искусств на вечернее отделение.
Он был хорошим сыном своих родителей и любимцем бабушки, и никогда не ставил свои потребности превыше всего. И он вернулся домой, к своей семье, не доучившись на художника. Некоторое время работал токарем на заводе «Красный молот», а потом уехал на заработки в Ростовскую область. Несколько лет пас овец в ростовских степях, это время ушло на очередную попытку улучшить благосостояние семьи. Но мечта стать профессиональным художником не уходила с годами, хотя он и старался бороться с заполнявшими его воображение сюжетами и образами, появляющимися и возникающими в любое время, где бы он не работал и чем бы ни занимался. Лишь с карандашом или кистью в руке он находил душевное спокойствие. К началу первой военной кампании у самодеятельного художника накопилось более 600 картин и столько же эскизов. В основном его картины были посвящены истории и фольклору чеченского народа, но обращался он и к героям русской классической литературы.
- Мехди был человеком высококультурным, - говорит о нем жена Малкан. - У него были обширные знания по истории, литературе, он был прекрасным политологом и дипломатом. Как он нужен был бы сегодня, - рассказывает она. И кто может знать о нем лучше, чем она? Она не помнит его в детстве или в юности, хотя жили почти по соседству, да и познакомились - то случайно. «Мы встретились на сельской
свадьбе,- рассказывает Малкан. - Мехди как раз вернулся из Тюмени, он был по- мужски красив...», - Малкан замолкает, может, опять не то сказала. «Не влюбиться в него было невозможно»,- доканчиваю я. Кивком головы она соглашается, но потом уходит в свои думы и отрешенно смотрит на картину мужа, где они вдвоем, оба красивые и счастливые, навсегда вместе...
Мехди прожил 47 лет. Это очень мало для творческого человека, который разрывался между нуждой и любовью к искусству. Он зарабатывал свой хлеб насущный честным, тяжелым трудом, хотя мог творить и быть известным художником. «Он был удивительно душевным человеком, ни в чем никому не мог отказать,- опять вспоминает Малкан,- Прояви он характер, может, все сложилось бы по-другому. Но это уже был бы не Мехди. Наверное, в своей жизни он даже муху не обидел. Вся его суровость только в картинах, а в жизни он был очень мягким человеком».
Чтобы достичь чего-то в этой жизни, наверное, и нужно быть чуточку жестким, пробивным, но не всем это дается. Мехди прожил с тем характером, которым наделил его Всевышний, и ушел с ним. Он не был другим и не мог быть другим, потому и убит за мольбертом, с кистью в руке. Убит, держа в руке свое «оружие», которым он показывал силу жизни с присущей ему духовной красотой. Убит, потому что никогда не держал в руках оружие, которым убивают. Потому что никогда не мог смотреть на человека через оружейный прицел. Об этом говорит и его странная и страшная картина, на которой изображена отрубленная кисть руки, которая лежит на инкрустированном кинжале. Видны ноги до колен, обтянутые тесьмой. Лежат газыри, полные пороха, а на заднем плане - каменная стена. Глядя на картину, переносишься во времена далекой старины, но независимо от этого понимаешь, что картина проклинает войну, насильственную смерть, которой не избежал сам художник. Прошло 10 лет, как Мехди нет с нами, сколько прекрасных картин он сумел бы создать за это время. Родственники Мехди не могут привыкнуть к его смерти. Осталось сожаление, что Мехди из-за своей природной скромности не сумел при жизни организовать выставку своих картин. А ведь он мечтал на основе собственных материалов, накопленных им почти за 30 лет, выпустить книгу о легендарных героях чеченского народа. Как дань любви и уважения к своему брату «с глубоким сожалением, что он не успел выпустить этот фотоальбом и никогда не увидит его», альбом с репродукциями картин Мехди выпустил его брат Лечи. В нем собраны работы художника разных лет.
В феврале 2009 года в помещении Министерстве культуры ЧР прошла выставка картин художника. Это тоже была мечта Мехди, которая осуществилась после его смерти. В семье художника выросли два сына: Гуно и Астемир. «Старший из них мог -унаследовать тапант отца,- с сожалением вспоминает Малкан,- уже во втором классе он хорошо рисовал, имел свое видение жизнь, не по-детски глубокое». Но проклятая война отняла и эту возможность. Потрясение смертью отца имело тяжелые последствия. Мальчик стал инвалидом. «Сейчас уповаю на младшего, - говорит мать,- не думаю, что он когда-нибудь станет рисовать, главное, что он сын своего отца и, как он, любит жизнь, свою Родину, горы. Только не рисует их. Сейчас он учится в Курчалойском лицее, мечтает стать финансистом».
На многих картинах художника присутствуют горы. Они не только прячут луну на рассвете, выпуская солнце на радость жизни, а как бы являются свидетелями ежедневной жизни горцев- чеченцев. На картинах Мехди седая старина его предков: «Мужчины, играющие в альчики», «Каменотесы», «Мижиг» и другие. Немало картин, посвященных историческим и фольклорным героям и темам: «Асламбек», «Сурхо, сын Ады», «Орда», «Байсангур». Ему близка и тема любви. Картины «Ожидание», «Прощание», «Тревога», «Невестка» полны волнения, тревог, ожидания будущего. Здесь нет всепоглощающей любви, но в них выражена высокая нравственность, присущая истинным чеченцам. Герои художника в национальных одеждах. Наверное, это и правильно. Ведь высокая нравственность проявляется не только в поведении, но и в одежде тоже. Очень трогательна картина «Одуванчики на ветру». Глубокая старушка, божий одуванчик, сгорбившись, сидит на низенькой скамейке. Тяжелая жизнь оставила отпечаток на ее лице в виде изможденных морщин. Завязанный под подбородком платок сполз с ее седых волос. Небольшой ветерок треплет их на ветру. В руках старушки сорванные одуванчики. На их тонких стебельках остались лысые головки, а пушистые «парашутики» улетели с ветерком. Вот так незаметно и легко улетели и ее светлые годы, вроде они были, но их уже нет...
Герои многих картин Мехди - гордые люди, что «Горянка» и «Царица» или «Тамара». Хотелось сказать несколько слов с полотне «Русскому брату что погиб за мою. свободу». Здесь автору удалось подчеркнуть, что чеченцы - свободолюбивый народ, готовый открыть душу и сердце тому, кто ищет дружбу с ним, что только на равноправии возможна дружба. Какие душевные переживания теснили грудь художника, когда он писал картину «Увы! Мечтанья те погибли в полной красоте...», мы никогда уже не узнаем. Ясно, что художник всем своим творчеством стремился обратить наше внимание на те явления в обществе, которые волновали его как гражданина, как истинного сына своего народа. И такие люди, как художник Мехди Эскирханов из Цоци-Юрта, живут в наших сердцах, радуя нас своим творчеством.
Табарик Саралиева №69 (895) 8 сентября 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста