Главная » НОВОСТИ » Первая газета в Чечне («Вести республики»)
Первая газета в Чечне («Вести республики»)
23.09.2011 12:29
(Продолжение. Начало в №№ 171, 172, 173)
Описывая ужасную картину быта рабочих нефтяных промыслов, она использует разнообразные изобразительно-выразительные средства публицистики, которые позволяют ей эффективно воздействовать на сознание читателей, вызывая у них чувство сострадания и сочувствия к рабочим, с одной стороны, и негодования и ненависти к властям, с другой стороны. Она пишет: «...спят впритык, вонючая грязь в помещениях, грязь везде, собачья жизнь впроголодь: ночевки на грязных нарах, бок о бок с десятками других человеческих тел; грязное белье, сырость и вонь одежды от нефтяной влаги, пробуждение и сон по гудку - вдосталь насладили» душу Жукова. Ему хотелось вырваться на чистый воздух полей... Однако он вынужден был вернуться в казарму, где «человек 12 рабочих, прокопченные нефтью с головы до подошвы, возились у своих нар, стаскивая мокрые блузы, штаны и обувь... Человек 5 толковали о купленной к празднику водке. ...На нарах валялись груды сброшенного и неубранного белья и платья; запах нефти, которым было пропитано все, перебивался запахом грязного, заношенного белья и пота».
С.Т.Жуков заснул, и ему приснилось все то же самое, но уже в другом свете, как будто ожили вдруг все его грезы о лучшей и счастливой жизни. Перед его взором предстала светлая просторная школа для рабочих и их детей. (На промыслах школы не было вообще). Сергей Трофимыч даже во сне отказывается поверить в происходящее, настолько все для него было необычно и неправдоподобно. «Школа - чудеса! - шептал Жуков, - у нас объявилась школа; не в шутку ли «Общество» привесило эту вывеску». Но все так и есть. Школьный сторож показывает рабочему комнату с большими окнами, высокими потолками и шкафами, где под стеклом красовались чучела птиц, зверей, модели цветов, человеческого тела, глобусы. «Из этой, как объяснил сторож, рекреционной залы шли двери в большие, просторные классы, с длинными широкими партами, классными досками и необычайной величины картами по стенам».
Дальше С.Т.Жукову «снятся добротные, уютные дома - квартиры для семейных рабочих, библиотеки с читальными залами, клубы, больницы с приемным и хирургическим отделением, а доктора живут в квартирах при больнице (раньше, наяву, раз в неделю из города приезжал доктор на 3-4 часа и больше не показывался). Изменились и сами нефтяные вышки, а рабочие одеты в спецодежды. Поддерживается чистота, соблюдается техника безопасности. Работают всего 8 часов, зарплату повысили». Но тут главного героя очерка Сергея Трофимыча Жукова разбудили и вернули в реальность. "Он проснулся и увидел вокруг себя спавших на нарах рабочих. Они почти все были пьяны и от них страшно несло вином и водкой». Жуков выбрался на улицу и поплелся по жидкой и топкой грязи. «Жалкие казармы холостых и семейных рабочих тонули во мраке, не было ни школы, ни больницы; неуклюжие деревянные вышки рисовались на пригорке темными силуэтами и работа в них шла, как и прежде, в две смены, по 12 часов каждая».
Показывая во сне герою очерка С.Т.Жукову преобразованную социальную действительность, Е.Маковская выражает не только свое личное представление о том, какой должна быть жизнь рабочего поселка, но и идеал, который осуществим, если он приснился и его можно описать словами, но осуществим только в другой общественно-политической обстановке. И пока сам трудящийся человек не осознает необходимость своего непосредственного и заинтересованного участия в обустройстве социальной сферы, ждать самонаступления социальных перемен бесполезно. Е.Маковская, конечно, не высказывает такую мысль открыто, но именно она подразумевается в подтексте очерка. А о том, чтобы в условиях жесткой цензуры более откровенно, чем сказано, высказать идею революционного изменения общественной жизни и речи не могло быть, хотя вполне убежденно можно сказать: автор очерка - сторонник коренных социальных перемен в обществе.
В редакционной статье, опубликованной в том же номере, Е.М.Юшкин пишет: «Наша газета встречает впервые наступление Нового года: она, как и все молодое, живет надеждой на лучшее будущее: она ждет для себя широкой программы, где полнее могла бы освещать те вопросы, что затрагиваются теперь. Для своего читателя она желает более интересной жизни, дающей удовлетворение всем его мыслям и чувствам; с ним она пойдет навстречу препятствиям и невзгодам и выйдет с честью из ловушек, расставленных жизнью».
Если №24, отпечатанный 12 января, стоил 10 копеек, то цена следующего 25-го номера, вышедшего 19 января, была установлена вновь в 5 копеек. Газета существенно меняет свой внешний вид. Меняется шрифт и начертание логотипа. Начиная с № 25-го газету набирают и печатают в типографии «Грозненского Товарищества Печатного и издательского дела». Типография располагалась в том же доме, что и редакция газеты.
Вообще следует сказать, что данное Товарищество было создано 10 августа 1902 года в г.Грозном по инициативе Е.М.Юшкина и его единомышленников с вполне конкретными задачами. Они нашли отражение в названии договора: «Об учреждении «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела» для издания газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень», разрешенного Юшкину и вообще для типографского и издательского дела». По состоявшемуся согласию Юшкин передавал в собственность Товарищества... право на издание газеты, оставаясь при этом пайщиком нового товарищества. Е.Юшкин оставлял себе 5 паев. Столько же приобретали Н.Максимов, А.Рафаилов. В.Файвишевичу принадлежало 2 пая. Количество пайщиков насчитывало 46 человек.
7 декабря 1902 года редактор-издатель газеты Е.М.Юшкин и распорядители «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела» И.Н.Стрижов и В.М.Файвишевич обратились в Главное Управление по делам печати с прошением о передаче права издания газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» в полную собственность «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела». Главное Управление по делам печати не сочло возможным удовлетворить данное ходатайство, сославшись на 1897 года Высочайшее повеление, согласно которому «издательские права не могут быть предоставлены акционерным компаниям и товариществам».
Получив отказ, руководство «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела», базовым предприятием которого являлась типография, развернула активную коммерческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей местных предприятий, организаций и населения в печатной продукции. Она принимала заказы на «всевозможные типографские, переплетные и линевальные работы». В ней печатались книги, брошюры, отчеты, бланки, визитные карточки, открытки, афиши и т.д. Типография была оборудована усовершенствованными машинами системы Франкенталь. Она имела возможность предоставить своим клиентам обширный выбор различного стиля шрифтов, виньеток и клише, выполняла заказы в сжатые сроки.
Е.М. Юшкин не терял надежды на то, что ему удастся изменить статус «Грозненского торгово-промышленного бюллетеня» и превратить газету в массовое издание. 30 апреля 1903 г. он снова обратился с прошением в Главное Управление по делам печати. Е.М.Юшкин просил разрешить ему изменить «название издаваемой газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» на «Грозненскую торгово-промышленную газету» с оставлением без изменения подписной цены и срока выхода (ежедневно), но с пополнением программы двумя отделами: 1) этнография, археология Кавказа; 2) местная хроника». Однако, Главное Управление по делам печати ходатайство Е.М.Юшкина отклонило, так как, по мнению чиновников Управления, «новые отделы, которыми Юшкин желает дополнить программу своего издания, как и новое заглавие, не отвечает справочному характеру его торговых «Бюллетеней»».
Под давлением руководства вновь созданного «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела», видя, что без финансовой поддержки со стороны ему не обойтись, Евгений Максимович вновь пишет ходатайство в Главное Управление по делам печати с просьбой передать право на издание газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» в собственность Товарищества, мотивируя свою просьбу тем, что данное общество было создано для улучшения условий выпуска газеты и что сам он состоит его крупным распорядителем. 23 июня 1903 года он снова получает отказ. Больше ни Е.М.Юшкин, ни остальные учредители «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела» с подобными просьбами в Главное Управление по делам печати не обращаются.
17 декабря 1904 г. состоялось общее собрание пайщиков «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела». На нем были «решены следующие вопросы: 1) прекратить издание телеграмм Российского Телеграфного агентства; 2) не возбуждать вновь ходатайства о переходе на газету общего характера... 4) продолжить в 1905 году издание газеты (16 - за, 14 - против); 5) не вступать в переговоры по продаже или аренде типографии (9 - за, 21 - против продажи и аренды)».
Мнения о дальнейшей судьбе газеты разделились пополам. Незначительный перевес в два голоса позволил Е.М.Юшкину надеяться на хоть какие-нибудь финансовые вливания со стороны учредителей «Грозненского Товарищества печатного и издательского дела». Но уже тогда, в декабре 1904 года, стало ясно, что над газетой "Грозненский торгово-промышленный бюллетень» сгущаются тучи. А незадолго до того она писала: «Печать и слово у нас не только не любят, их ненавидят, а в лучшем случае терпят...».
1904 - 1905 годы вошли в историю газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» как период наибольшего накала борьбы за социальную справедливость. Легальная печать избегала открытой критики в адрес царского правительства и отдельных министерств, запрещалось ей также защищать интересы малоимущих слоев населения. Но, несмотря на запреты, «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» печатала на своих страницах материалы, в которых прямо или косвенно подвергались острой критике и существующий порядок вещей, и действия отдельных государственных учреждений – министерств и ведомств и чиновников. Таковы, например, статьи «Пасквиль, или невежество г. Современника?», «Несколько слов по поводу железнодорожных колоний. (К проекту министерства путей сообщения)», «К улучшению быта служащих Владикавказской железной дороги», «К вопросу о развитии местной кустарной промышленности», «Отголоски грозненской жизни», «Колонии и окраины», «К переселенческому вопросу на Кавказе», «Усердие не по разуму», «К событиям дня», «К предстоящему обновлению», «Критический анализ рабочего вопроса на железных дорогах», «О рабочем дне и поденном заработке», «Рабочий вопрос в Терском отделении императорского Русского Технического Общества» и другие.
Особенно острый социальный характер приобретает серия тематических публикаций под общей рубрикой «Навеянное войною». Статьи, которые печатаются здесь, имеют разные названия, но появление их на страницах газеты «Грозненский торгово-промышленный бюллетень» обусловлено одним - русско-японской войной 1904 года и вызванными ею событиями в обществе. Газета анализирует причины и последствия войны, пытается предсказать, чем она может обернуться для России, критикует царское правительство за необдуманную, ничем не оправданную политику по захвату и покорению новых колоний в то время, когда ранее присоединенные национальные окраины не получают должного внимания и заботы со стороны государства. Вообще, следует отметить, что серия публикаций «Навеянное войною» сыграла огромную роль в формировании и развитии передовой общественно-политической мысли в Чечне начала ХХ века.
Мансур Магомадов №174 (1607) 23 сентября 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста