Пн, 30 сентября, 02:24 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Орел Кавказа («Вести республики»)

Орел Кавказа («Вести республики»)

28.09.2011 14:51

Появление человека такого масштаба, как Ахмат-Хаджи Кадыров, не столько счастливый знак судьбы, сколько предопределение свыше. Невозможно говорить о нем в отрыве от народа, из гущи которого он вышел.

Была весна 1962 года. Знакомый писатель получил гонорар за книгу и пригласил нас с товарищем, студентом Литературного института им. Горького, в центральный Дом литераторов, в дубовый зал. Время было обеденное. Я невольно обратил внимание на человека, одиноко сидящего за двуместным столиком у служебного входа, что вел на второй этаж противоположного крыла, где тогда располагалось правление Союза писателей СССР. Выпуклый лоб с глубокими залысинами, монгольский разрез глаз, очень худой и потому казался каким-то тщедушным. Он сидел с отрешенным видом, не реагируя на шумы вокруг, когда раздавался стук двери за спиной, вздрагивал и съеживался, словно в ожидании удара. В тарелках не оставлял ничего, и каждую вычищал куском горбушки. Но не это меня поразило. Он вдруг собрал на скатерти крошки хлеба, смел их в жменьку и привычным движением кинул их в рот. До боли знакомое движение. Тот, кто вырос в Средней Азии, тот меня поймет. Если какая крошка упадет, мы слюнявили пальцы и доставали с земляного пола. Хлеб для нас был дороже золота. Да кто думал о золоте, мы постоянно думали о куске хлебе и во сне, и наяву. На мой вопрос: кто этот человек? был ответ, что это Александр Солженицын, он долго сидел в сталинских лагерях и уже становится известным. Много позже, вспоминая этот случай, мне казалось, что именно в тот момент он обдумывал свой главный труд "Архипелаг ГУЛАГ." Приведу две выдержки из него.

"В поселке были ссыльные чечены… Чеченов не упрекнешь, чтоб они когда-нибудь служили угнетению. Смысл кенгирского мятежа они поняли прекрасно и однажды подвезли к зоне автомашину печеного хлеба…

(Тоже вот и чечены. Тяжелы они для окружающих жителей, говорю по Казахстану, грубы, дерзки…Но стоило кенгирцам проявить независимость, мужество – и расположение чеченов тотчас было завоевано!")

"Едва только Кудла вышел за хворостом, его увидел лесник и сразу стал стрелять. "Это вы – воры? Вы корову украли?" Около землянки нашлись и следы крови. Их повели в село, посадили под замок. Народ кричал: убить их тут же без жалости! Но следователь из района приехал с карточкой всесоюзного розыска и объявил селянам: "Молодцы! Вы не воров поймали, а крупных политических бандитов!"

И - все обернулось. Никто больше не кричал. Хозяин коровы - оказалось, что это чечен, - принес арестованным хлеба, баранины и еще даже денег, собранных чеченами. "Эх, - говорил он, - да ты бы пришел, сказал, к т о ты, - я б тебе все сам дал!..." (В этом можно не сомневаться, это по-чеченски.) И Кудла заплакал. После ожесточения стольких лет сердце не выдерживает сочувствия."

Так писал классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын. Я бы сегодня при въезде в каждый российский город поставил бы стальной щит и огромными буквами начертал на нем его слова в назидании тем, кто упорно продолжает числить чеченский народ в бандитах. Не могу не вспомнить героев романа Абузара Айдамирова "Долгие ночи." Это не столько художественный вымысел, сколько исторический факт. Люди оказались в безвыходном положении, помощи ждать неоткуда. Но изнуренные, истощенные, оставляя позади себя свежие могилы родных и близких, они бредут из последних сил, потому что верят Арзу, своему предводителю, верят, что ведет он их в правильном направлении и готов пожертвовать собой ради них. И эта беззаветная вера помогает им преодолевать нечеловеческие трудности. Но посмотрите, сколько благородства в этих людях, похожих на скелеты, сколько мужества и отваги, какая непреклонная воля и какое величие духа! Никакая сила не согнет их, не поставит на колени. Только человек, вобравший в себя все лучшие черты своего народа, способен на подвиг и только такой человек в силах совершить то, что совершил Ахмат-Хаджи Кадыров. И только благодаря ему, Грозный и Москва наконец-то увидели друг друга и впервые заговорили не с позиции силы, а с позиции разума. Нелегко дался ему этот шаг. Да как иначе! Когда каждая пядь родной израненной земли полнится гневом и взывает о мести. Когда все вокруг дышит страданьем и болью. Но он сделал этот шаг. Сделал! И шагнул в бессмертие!

Еще гремели канонады

(Ахмату Кадырову)

Еще гремели канонады

И частым гостем смерть была,

Когда сошел орел Кавказа

Под сень двуглавого орла.

Сошел Ахмат, по зову сердца

Народ спасая от беды…

И засиял он над Россией

Лучом рубиновой звезды.

Какое счастье жить свободно!

Какое счастье - нет войны!

Своим трудом ковали счастье

Ахмата верные сыны.

Цветущий край тому порукой,

Как Феникс, вставший из руин

И Грозный – детище Рамзана

И славы гордый исполин.

Когда вглядываешься в облик возрожденной и стремительно развивающейся республики, осмысливаешь все грандиозное великолепие вокруг, честное слово, невольно закрадываются сомнения, а была ли здесь война, не одна, а две войны, превратившие благодатный край в развалины, были где угодно, но только не здесь, просто не укладывается в сознании, что за неимоверный короткий срок возможно так преобразить свой край, буквально совершить чудо. И это благодаря волевой целеустремленной личности, каким, как мы знаем, является на сегодня Рамзан Кадыров, достойный сын своего отца и, следовательно, своего народа.

Не могу не порадоваться духовной составляющей жизни братского народа. Уже одно то, что номинантом на Нобелевскую премию по литературе стал Канта Ибрагимов, человек яркого и самобытного дарования, говорит о многом. Таланты на пустом месте не появляются. Это событие не только для чеченского народа. Это событие мирового масштаба. Молю Аллаха, чтобы Канта Ибрагимов получил заслуженную высокую награду.

Недавно в столице Ингушетии Магасе состоялось торжественное открытие проспекта имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Надеюсь, что на этой улице будут жить достойные уважаемые люди. Но чтобы полностью оживить улицу, мне, думается, этого недостаточно. Желательно бы открыть на этой улице музей Ахмат-Хаджи. Где бы рассказывалось о его жизни и достижениях Чеченской Республики, где бы проходили встречи. Что касается литературных встреч, то их организацию и проведение я с удовольствием взял бы на себя. Сказать правду, мы непростительно далеко отдалились друг от друга, а нужно сближаться.

Каждый человек является на землю с определенной миссией. Миссия Ахмат-Хаджи Кадырова была сродни миссии Прометея. И подобно Прометею, он зажег в сердце своего народа огонь мечты, огонь надежды на лучшую жизнь. И эту тяжелую, но благородную миссию он выполнил с честью.

Муса Албогачиев №177 (1610) 28 сентября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |