Пн, 30 сентября, 02:23 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Безвестный защитник Брестской крепости («Вести республики»)

Безвестный защитник Брестской крепости («Вести республики»)

28.09.2011 15:12

Мое отношение к памяти дяди (младшего брата отца) Бейбулатова Сайд-Хасана всегда было трепетным. Он служил в легендарной Брестской крепости и в начале войны с фашистской Германией пропал без вести, вероятнее всего, погиб, защищая эту крепость. Мой первый поэтический опыт был посвящен героизму дяди Сайд-Хасана. После возвращения чеченцев из выселения мой отец Бейбулатов Магомед делал запросы о судьбе своего брата в Центральный архив Министерства обороны. Потом известный чеченский писатель Халид Ошаев, собирая материалы о защитниках Брестской крепости, занялся его поисками, но на все запросы в советское время приходили отписки: «Среди живых и мертвых не числится, пропал без вести».

Были у моих родителей письма от Сайд-Хасана из армии, но их изъяли работники НКВД, когда по навету в 1943 году арестовали ни в чем не повинного моего отца Магомеда. По его рассказу, младший брат Сайд-Хасан в одном из последних писем сообщал, что, когда стоял в дозоре по охране государственных рубежей, засек и в перестрелке убил четырех и взял в плен двенадцать лазутчиков – нарушителей границы. По воспоминаниям моего двоюродного брата Хамзата Яндарбиева из Старых Атагов, его родители рассказывали, что они еще до начала ВОВ получили письмо, в котором Сайд-Хасан сообщал, что за этот подвиг получил то ли орден Красной Звезды, то ли Красного Знамени. Если сегодня была бы возможность достать эти письма из архивов, то было бы доказательство, что мой дядя действительно служил в Брестской крепости и совершил этот подвиг. Моя мать Бейбулатова Закият рассказывает, что перед выселением она получила по почте письмо-треуголку, но так как она была неграмотной, ей не удалось узнать, что в нем было написано, а грамотные люди перевели ей лишь адрес на конверте. Содержание письма осталось тайной. Мне кажется, это была похоронка, раз ее пожалели и не ознакомили с содержанием письма.

Имя моего дяди высечено на мемориальном камне участников Великой Отечественной войны в селе Новые Атаги среди 143 других фамилий. Это была заслуга молодого учителя-энтузиаста новоатагинской средней школы № 1 Саида Дадаева, который возглавлял группу «Поиск» и два года вел исследовательскую и поисковую работу. Они делали запросы в Центральный архив Министерства обороны, опрашивали ветеранов и родственников погибших участников войны и согласовывали собранные данные с органами КГБ.

Сайд-Хасан Бейбулатов, как защитник Брестской крепости, проходит по книгам Халида Ошаева «Брест – орешек огненный», «Слово о полку Чечено-Ингушском», его имя упомянуто в книге «Память», выпущенной Архивным управлением, а также в сборнике «Вклад репрессированных народов СССР в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». О его службе в крепости до начала войны в своих воспоминаниях свидетельствовали участники ВОВ, служившие в Брестской крепости - Махмадов Мухадди (Старые Атаги) и Хашумов Зайнди (Новые Атаги).

Когда на службу в Красную Армию призвали односельчанина и друга Сайд-Хасана Махмуда Кулаева, то из-за солидарности с ним мой дядя подал заявление в 1939 году летом с просьбой о его добровольном призыве в армию, хотя на тот момент у него не было призывного возраста. Вероятно, он добавил себе годы или его взяли просто так, вместо другого.

В книге «Брест – орешек огненный» о моем дяде была очень скудная информация:

«Бейбулатов Сайд-Хасан Бейбулатович. Чеченец. Комсомолец. Ушел в армию добровольно в 1939 году. Служил во взводе связи 3-го батальона связи 125-го стрелкового полка, имел воинское звание сержанта. Пропал без вести (сведения сельсовета, родственников и участников обороны Брестской крепости)».

И еще, я всю свою сознательную жизнь мечтал побывать в местах, где служил мой дядя, и где в начале войны с ним оборвалась связь. Эта моя мечта исполнилась, благодаря усилиям нашего молодого и целеустремленного Главы Рамзана Кадырова, его политике налаживания мирных взаимоотношений с другими регионами и республиками.

На приеме у руководителей города Бреста и области чиновники особо отзывались о защитниках крепости – чеченцах, подчеркивали, что наши земляки отчаянно сражались до последнего, показывая пример мужества и непоколебимой стойкости.

Отыскать какую-нибудь информацию о дяде в этой поездке мне не удалось. По рассказам моего отца, близких и дальних родственников, я знал, что он был смелым, отважным и активным молодым парнем, и был удивлен, что его имя не проходит в документальных источниках. Ведь с ним служило много чеченцев и ингушей. Должны же были быть перекрестные свидетельства (письма, совместные фотографии и т.д.) оставшихся в живых защитников легендарной крепости чеченской и других национальностей.

И вот на днях, сидя за компьютером, на одном из сайтов Интернета я набрал имя и фамилию моего дяди и нажал на «Поиск». На экране появилось несколько мне известных источников информации. Среди них новый источник - газета «Сердало» («Свет») от 22.01. 2010 года, статья «Шагнувший в бессмертье», автор Борис Шадыжев. Статья о защитнике Брестской крепости, ингуше по национальности, лейтенанте Барханоеве Уматгирее Артмиевиче, уроженце села Яндаре Назрановского района.

Приведу выдержку из вышеназванной статьи Бориса Шадыжева (видимо, у него есть и одноименная книга об ингушах - защитниках Брестской крепости).

«Прибыв в Киев, Уматгирей Барханоев направился к месту назначения…

Ему присвоили звание лейтенанта и направили служить на границу в город Брест. Это был 1939 год, середина лета, июль месяц.

На вокзале их два пассажирских вагона прицепили к эшелону призывников, прибывших с Кавказа. Уматгирей поинтересовался, откуда и куда эшелон направляется. Оказалось, что призывники ехали из Баку через Чечено-Ингушетию в Брест. В основном, в эшелоне была призывная молодежь, состоящая из чеченцев и ингушей. Были новобранцы и других национальностей, но их было меньше. Уматгирея очень обрадовало, что он может встретиться с земляками, тем более, что он отправится с ними к месту службы до самого Бреста.

До отправления эшелона было еще часов пять, и он подошел к товарному вагону, прицепленному сразу же к пассажирскому вагону, в котором должен был ехать со своими сокурсниками, окончившими школу офицеров.

- Откуда едете, новобранцы? - спросил он одного молодого призывника, стоящего рядом с вагоном.

- Из Чечено-Ингушетии.

- Кто по национальности?

- Ингуш, товарищ лейтенант, - четко ответил молодой человек, увидев знаки различия на его гимнастерке.

- Я тоже ингуш, - сказал Барханоев.

- Вот так встреча! - воскликнул новобранец...

Услышав родную речь, из раскрытой двери товарного вагона спрыгнули несколько призывников и обступили их. Завязалась беседа.

- Давай познакомимся,- сказал юноша среднего роста, черноволосый, - меня зовут Сайд-Хасан Бейбулатов.

- Очень приятно, Барханоев Уматгирей!

- Ты комсомолец? - спросил Сайд-Хасан.

- Да, - ответил Уматгирей, - и уже думаю вступить в партию.

- Я тоже комсомолец. А я добровольно еду служить в армию, - добавил Сайд-Хасан.

- Молодец, правильно поступил! Удивительное совпадение, я тоже в прошлом году ушел в армию добровольцем, - улыбнулся Уматгирей».

В этом источнике правдоподобно описаны черты моего дяди: «юноша среднего роста, черноволосый». И он действительно ушел в армию добровольцем. Эта статья навеяла на меня светлые воспоминания о моем отце и всех, знавших моего дядю – защитника легендарной Брестской крепости, гордившегося тем, что он комсомолец, ушедший служить в армию добровольно. Эти факты ломают стереотип чеченского воина, навязанный сталинистами о том, что чеченцы были бандитами и дезертирами. На самом деле они всегда были патриотами своей Отчизны, воинами беспримерной отваги и стойкости. Чеченцы доказали это, и не один раз, защищая самозабвенно свои земли. В одном из своих выступлений Председатель Правительства РФ В.В. Путин сказал, что треть защитников Брестской крепости была чеченцами. Я думаю, он не мог называть голословные факты и у него были источники этой информации. В защите легендарной крепости чеченские воины сыграли не последнюю роль (я этим не умаляю роль других национальностей) и неслучайно тогдашнее военное руководство страны собрало столько чеченцев в этой крепости на рубеже границы, зная менталитет, дух и историю нашего народа. Ведь известно, как героически, отчаянно и беззаветно дерутся чеченцы в критической ситуации. И тому подтверждение долгая оборона крепости на реке Буг в самом начале Великой Отечественной войны.

Вахит Бибулатов №177 (1610) 28 сентября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |