Пн, 30 сентября, 02:23 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Чечня на перекрестке великого шелкового пути («Вести республики»)

Чечня на перекрестке великого шелкового пути («Вести республики»)

06.10.2011 16:31

Великий шелковый путь в мировой истории известен еще с V в. до н.э., т.е. со времен отца истории Геродота, но со II в. до н.э. китайцы сами непосредственно включились в торговый оборот и шелковый путь стал более известным и востребованным в мировой торговле на протяжении вплоть до конца XVII в. Историческое значение этого пути заключается не только в том, что он вовлекал в торговый оборот многие народы мира, отрывая их от изоляции, но и способствовал культурному обмену различных народов мира, в том числе и Чечни. Шелковый путь начинался с территории Китая и, пересекая многие страны, двумя путями шел в Европу. Первый путь проходил из Китая через Индию, Афганистан и по южной стороне Каспия, пересекал Иран, Византию и направлялся в Европу. Второй путь проходил через Среднюю Азию, затем по северному берегу Каспия поворачивал на юг и по левобережью Терека и правобережью Кубани шел в Крым и Европу.

В разные периоды более интенсивным становилось движение то по южной ветке, то по северной ветке. Например, после захвата Арабским халифатом Ирана с Закавказьем и многолетних боевых действий Халифата с Византией, южная ветка шелкового пути соединилась с северной веткой и этот путь на несколько веков стал более интенсивным, особенно в период Хазарского каганата (VII-Xвв.), охватывавшего весь Северный Кавказ, низовья Волги, Дона и Крым. Значение Великого шелкового пути заключается еще и в том, что по миру распространялся не только шелк, но и шелкопряд. В результате этого со временем появились новые центры по производству и продаже шелка. Например, Средняя Азия (Согда), Иран и Византия. Поэтому на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, находят шелковые ткани и из этих стран, а не только из Китая. Анализ найденных в северокавказских могильниках шелковых тканей (при археологических раскопках) дает представление о соотношении стран – импортеров в этом международном товарообороте: около 50% шелковых тканей согдийского производства, 25% византийского, 20% китайского и 5% персидского. По дошедшим до нас сведениям видно, что среднеазиатские шелковые ткани доминировали как у купцов, так и у покупателей. Северный Кавказ, в том числе и Чечня, в VI-XIVвв. были связаны с внешним миром четырьмя-пятью северными ветками Великого шелкового пути. Первый: Иран – Приморский Дагестан – Чечня и далее в Византию, Русь и Европу. Второй: Иран – Грузия – Дарьяльское ущелье – Чечня и далее. Третий: Византия – Черноморское побережье – Чечня и далее. Четвертый: Средняя Азия – низовья Волги – Терек (Чечня) и далее. Так как Чечня занимала стратегическое положение на Северном Кавказе, в продвижении Великого шелкового пути был еще пятый путь, проходивший по внутренней Чечне, по Аргунскому ущелью в Грузию, Иран и Византию. Поэтому при раскопках в нашем крае находят различные товары из дальних стран, а аланские (чеченские) купцы были известны во многих странах. Дело в том, что предки чеченцев и Чечня, наряду с Центральным Кавказом, в период раннего средневековья постоянно упоминается (во всех источниках) под названием аланы и Алания. Поэтому все, что написано об аланах, имеет отношение не только к осетинам, но и в неменьшей степени к чеченцам и Чечне. Это положение доказывает группа чеченских ученых (языковеды, историки и археологи). Положительные сдвиги в экономическом развитии чеченского общества: рост производительных сил и в первую очередь высокий уровень ремесленного производства и широкое распространение торговли и обмена привело к появлению городов в Чечне в период раннего средневековья. В связи с ослаблением Хазарии в X в. складывается раннефеодальное Аланское государство в границах Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Пятигорья. О развитости и густом населении Чечни свидетельствует тот факт, что только поселений и городищ эпохи раннего средневековья в нашем крае обнаружено более 150.

Наиболее крупные из них Алхан-Калинское, Шелковское и Гудермесское городища. Возможно, в тот период сложился и упоминаемый в XIII в. город Дедяков. Наибольшую известность получила столица Алании – Магас, локализуемый многими учеными на месте крупнейшего на Северном Кавказе Алхан-Калинского городища, примыкающего с запада к городу Грозному. Магас впервые упоминается арабским путешественником Масуди и был подвергнут жестокому штурму кочевой ордой монгольских ханов в XIII в., затем мимоходом упоминается и при нашествии Тимура в конце XIV в. Письменные источники и археологические раскопки свидетельствуют, что Магас являлся известным торгово-ремесленным центром, через который проходило несколько веток Великого шелкового пути. Остатки городища занимает площадь в длину 1300 м. и в ширину 1 км. Городище имело мощные оборонительные рвы, валы и даже каменные стены. «Город когда-то был густонаселен, хозяйственные занятия его обитателей (земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургия, гончарное дело, ткачество и т.д.) были разнообразны и совершенны для того времени», - пишут исследователи. В XIII в. беда постигла всех жителей Северного Кавказа – монгольские кочевники не пощадили и столичный город Магас. В конце 1238 г. царевичи Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури начали поход на Аланию и после полуторамесячной (а по китайским источникам трехмесячной) осады взяли ее столицу Магас, расположенную на месте Алхан-Калинского городища. Жители Магаса, пишет Джувейни, «по многочисленности своей были точно муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что в нем нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили город с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что по ней могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом у стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней (после осадных работ. – Авт.) они оставили от этого города только имя его, нашли там много добычи. Они отдали приказание отрезать убитым правое ухо. Сосчитано было 270 тысяч ушей». Хотя цифра, приводимая здесь, надо полагать, преувеличена, очевидно и другое. Город долго не могли взять, не помогали и стенобитные машины китайского производства, что свидетельствует о героическом сопротивлении горожан.

В этот сложный период впервые в письменных источниках появляется и современный этноним «чеченцы» (сасаны). Рашид-ад-дин оставил нам лаконичное, но очень важное сообщение: «Кадан и Бури выступили против народа сасан (чеченцев – Авт.) и после троекратного сражения победили этот народ». Сообщение о троекратном сражении свидетельствует об упорной борьбе чеченцев против монголо-татарских захватчиков и о том, что два сражения закончились или поражением монголов, или, во всяком случае не принесли им успеха. После распада Алании в 40-х годах XIII в. на отдельные феодальные владения в границах Чечни и Ингушетии источники упоминают государство Симсим (Саксин), которое в 1395 г. разрушил новый завоеватель Тимур, против которого бился правитель Симсима Гаюрхан. Несмотря на эти военные события, все письменные источники и путешественники свидетельствуют, что ханы Золотой Орды покровительствовали международной транзитной торговле, в том числе и караванной торговле шелком, табунами лошадей и другим товаром, так как торговля приносила большой доход ордынской казне. А расцвету Великого шелкового пути в тот период способствовало и то, что Китай, Средняя Азия, Иран и южнорусские степи находились в подчинении монгольских ханов.

Со второй половины XVI в. народы Северного Кавказа устанавливают дружеские связи с Московской Русью и на левобережье Терека начинают расселяться казаки. В XVII-XVIII вв. Россия делает попытку возродить на левом берегу Терека шелкопряд и производство шелка. С этой целью из Ирана были завезены шелковичные черви и приглашены из Армении и Грузии специалисты. С этим мероприятием связано появление на территории Чечни названий станиц Шелковская и Шелкозаводская в нынешнем Шелковском районе. Письменные источники пишут, что это занятие приносило определенный доход казакам и этим занятием увлеклись и чеченцы правобережья Терека. Петр I весьма был заинтересован в возрождении производства шелка и неоднократно писал об этом коменданту крепости Терки и Астраханскому воеводе. Чеченские выходцы, проживавшие отдельной слободой в крепости Терки, а впоследствии в крепости Кизляр, были посредниками в доставке шёлка-сырца из Чечни и шелковой материи из этих крепостей и Астрахани в Чечню.

Таким образом, Чечня имеет историческое право участвовать в проекте Великий шелковый путь, так как он проходил несколькими ветками по территории Чечни и играл важную роль в жизни чеченского общества на протяжении тысячелетия.

Х.А. Хизриев №182 (1615) 5 октября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |