Пн, 30 сентября, 00:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » В. Гюго: "Бродячий человек страшнее бродячего зверя" («Вести республики»)

В. Гюго: "Бродячий человек страшнее бродячего зверя" («Вести республики»)

07.10.2011 12:12

Однажды, сидя на скамейке в одном из грозненских парков, нам с другом довелось наблюдать следующую сцену. К двум девушкам, беседующим на одной из лавочек, подходит девочка-попрошайка с протянутой рукой и просит что-нибудь «сагIан» (вероятно, единственное чеченское слово, которое она потрудилась выучить). Поняв, что от молодых девушек им ничего не светит, попрошайка внезапно хватает одну из них за волосы и начинает с силой дергать, что бедной девушке даже пришлось встать и податься к ней. На наше вмешательство злая хулиганка отреагировала громкими ругательствами и недовольно удалилась. Глубоко возмутившись, я вспомнил слова Виктора Гюго, который в размышлениях о скитальцах и странниках очень точно определил: «Бродячий человек страшнее бродячего зверя…»

Одним из любопытных феноменов посткофликтной жизни в Чеченской Республике, привлекающих всеобщее внимание, является массовое возвращение в республику попрошаек. Почему возвращение? Потому, что мы, подобно всему остальному земному шару, в лучшие времена тоже имели у себя на родине представителей этого кочующего племени. И нынешний этап в истории развития нашей республики не исключение.

В Грозном, к примеру, трудно найти оживленную улицу или переулок, где нельзя было бы встретить просящих милостыню смуглых мужчин и женщин, облаченных в яркие цветные наряды, при которых всегда имеются многочисленные малолетние детишки (являющихся главным орудием пленения сердец прохожих). Признаться честно, ситуация не из самых завидных: уличных попрошаек в республике много, и они, соответственно росту своей численности, откровенно наглеют и ведут себя с жителями все более развязно. Размышлениям о том, как цыганский табор вписывается в чеченский ренессанс и о том, с какими проблемами сталкивается наша столица при ее активном освоении кочевниками, и посвящена данная новелла.

Начиная рассказ о таком уникальном и не имеющем себе этнических аналогов народе, как цыгане (самоназвание «рома»), нельзя не упомянуть об их колоритной и экстра неординарной истории. Большинство современных ученых склонны считать, что родиной цыганских племен является Индия, которую они покинули в конце первого тысячелетия н.э. Это официальная версия. Однако легенд вокруг происхождения этой народности существует очень много; к примеру, бытует миф, что цыгане – потомки канувшей в небытие Атлантиды, а иные утверждают, что колыбель «вечных странников» – Египет. Возможно, это все из категории домыслов и фантазий, достоверно же известно, что первое упоминание об этом племени приходится на 1501 год (недавно в России отмечали 500-летие цыган). На российскую территорию, утверждают исследователи, они попали двумя путями: через балканские страны (XV-XVI вв.) и по германским и польским землям (XVI-XVII вв.) В разное время восприятие цыган было неоднозначное: были периоды в их истории, когда они были защищены законом, радушно принимались, нисколько не были преследуемы и гонимы. В местах подобного доброжелательного отношения вчерашние кочевники переходили к оседлому образу жизни. Однако на протяжении всей новой истории к цыганам почти везде (а они распространены буквально на всей планете, начиная с Европы и Азии и заканчивая Австралией) проявлялась открытая нетерпимость и вражда, связанные, прежде всего, с их разбойным видом существования, где имеют место воровство и грабежи, гадания и магия. Главным образом, кочевники не могли быть приемлемыми в нормальном обществе постольку, поскольку их менталитет, сущность, идеологическое своеобразие и, в конце концов, генная специфика закрывают для них нормальное человеческое русло жизни; иными словами, они гонимы, так как являют собой символ беспорядков и бесчинств. Пожалуй, более чем когда-либо было истреблено цыган гитлеровскими фашистами. Тем не менее (вероятно, закаляясь и эволюционируя в лишениях и скитаниях), народ этот выжил, и по сей день эти воистину «граждане мира» «радуют» нас своим присутствием.

Численность цыган на сегодняшний день (по неофициальным данным; кто же возьмётся их считать?) колеблется от 2,5 млн. до 12 млн., из которых примерно 150-300 тысяч проживают в России. Сегодняшнее положение пожизненных бродяг незавидное, но, тем не менее, веяния демократии отразились и на их существовании. Об этом говорит состоявшийся 1971 году в Лондоне конгресс цыган всего мира, на котором 8 апреля было объявлено международным днем цыган. А словацкие цыгане, к примеру, решили создать милицию для защиты своих прав. Чем не яркий пример гражданственности и либерализма? Во многих государствах созданы всевозможные цыганские союзы, различные комитеты, множество организаций и другие институты, призванные защищать интересы этого народа, сохранять и популяризовать их культуру, помогать складыванию дружеских и мирных отношений с другими нациями. Однако под большим сомнением эффективность подобной политики, ведь, как говорится, «сколько волка ни корми…»

В Россию цыган потянула, по-видимому, широта русской души (ведь одним из их промыслов является попрошайничество), огромное поле деятельности и сама Русь, зажиточная и богатая. Не избежала нашествия кочевых племен и наша республика. В советский период их было сравнительно не много; в начале 90-х значительно меньше; совсем, казалось бы, исчезли цыгане из нашей республики во время военных действий; и теперь наблюдается пик их вторжения на чеченскую территорию. Чем же это можно объяснить? Однозначного ответа, конечно, нет, но у самих кочевников есть примета: раз цыгане появились, значит, войны не будет, и воцарится порядок. Пожалуй, это единственный плюс, которым обладает та данность, что бродячие племена наводнили республику. Однако самих жителей это мало утешает. Налицо отрицательные последствия массового притока в Чеченскую Республику выходцев с азиатских стран и цыган. Первое, что поражает, так это, как было сказано, их многочисленность. Их вид навевает грустные мысли, среди которых неподдельное и обоснованное возмущение тем, что люди эти за халявной помощью прибыли именно сюда, в только-только оправившуюся от последствий войны республику, где своих нуждающихся и малоимущих тоже еще не мало.

Другое чувство это, конечно, жалость. Ей всегда есть место в душе человеческой; и, разумеется, республика наша занимает далеко не последнее место по наличию сердобольных. Нет, мы не против того, чтобы люди давали милостыню. Однако, совсем ли справедлива сложившаяся ситуация?

Хочется лишний раз подчеркнуть, что сострадание, милосердие, соучастие – это действительно величайшие качества, которые должны быть присущи человеку, и которые мы всегда приветствуем. Но мы должны научиться отличать зерна от плевел. Несомненно, нами ни в коей мере не приветствуется наличие нищих, бродяг, неимущих и голодных у нас в Чеченской Республике. Но здесь прошли две военные кампании, совсем недавно мы пережили ужаснейший период в нашей истории, и поэтому никак невозможно обойтись без этих «излишек» поствоенного времени. Поэтому, считаю более справедливым, если помощь и поддержка – в какой бы форме они ни выражались – оказывались нашим жителям, которые более нуждаются в этом, чем кто бы то ни был, чтобы, вконец, избежать ситуации, как в известной сказке – битый небитого везет.

Давайте поставим урны возле мечетей и в других присутственных местах для сбора средств для малоимущих, но не будем набивать карманы бесящимся от жиру паразитам и чужеспинникам, которые к тому же даже не имеют никакого уважения к тем, у кого просят денег.

…В принципе, сцена презрительного отношения со стороны попрошаек к простым жителям, которую я описал выше, и заставила меня обратиться к этой проблеме. Эти люди приехали к нам в республику, существуют, благодаря отзывчивости и сострадательности наших граждан, и одновременно проявляют столь яростную и лютую неприязнь, выражающуюся в открытом домогательстве на честь и достоинство человека. Почему же мы должны подобное терпеть?!

Не следует воспринимать данную позицию, как негостеприимность и вражду по отношению к другим народам. Чеченская Республика всегда отличалась хлебосольством и радушием, и мы остаемся краем, славящимся крепкой и нерушимой дружбой проживающих на ее территории народов. Но как сказал глубокоуважаемый мной Муса Дудаев: «Я люблю, когда на меня дуют дружественные ветры, но не приемлю, когда они меня сбивают с ног».

P.S. Надо отметить, что проблема нашествия кочующих племен стара как мир, и далеко не одна наша республика столкнулась с ней. Что и говорить, а представителей таких народностей великое множество развелось и в западноевропейских государствах. Радует обстоятельство, что защитники правопорядка далеко не бездействуют. Несколько назад МВД предприняло попытку организовать рейды по выдворению нелегальных эмигрантов с территории нашей республики, которые, к счастью (мы наблюдаем это сейчас), дали существенные результаты. И работы в соответствующих органах по данной проблеме продолжаются. Поэтому хочется верить, что Чеченская Республика к скорому времени будет очищена от праздно скитающихся бродяг; и это, несомненно, будет еще один шаг к дальнейшей стабилизации в регионе.

Зелимхан Яхиханов №183 (1616) 7 октября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |