Пн, 30 сентября, 00:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Какое счастье – быть полезным людям! («Вести республики»)

Какое счастье – быть полезным людям! («Вести республики»)

12.10.2011 12:41

«Родные вы, мои учителя,

В долгу я неоплатном перед вами!»

Так восклицает в одном из своих стихотворений известный поэт Умар Яричев. И, наверное, он прав в том, что никогда не окупится долг ученика перед учителем, научившего его читать, писать, познавать мир, любить родину. Особенно перед тем учителем, который, четко осознавая гражданскую значимость избранной им профессии, верно и беззаветно отдал лучшие годы своей жизни обучению и воспитанию подрастающего поколения, кто долгие годы, стоя у классной доски с мелом или указкой в руках, передавал свои знания будущим гражданам общества.

Одним из подобных учителей республики является Абуязид Магомаев, житель села Гехи Урус-Мартановского района, стаж педагогического труда которого равен 50 годам. В 1961 году как учитель истории пришел он на свой первый урок, полюбил избранную профессию и остался ей верен навсегда.

Биография Абуезида схожа с биографией многих людей, на детство которых выпали страшные годы депортации. Ему едва исполнилось семь лет, когда он со всем чеченским народом был изгнан с родной земли и депортирован в холодные степи Казахстана. В его памяти навсегда остались слова унижения и оскорбления в адрес взрослых со стороны служителей власти, а детей чеченцев старалась ущемить местная детвора. Сколько раз ему приходилось в споре, а иногда и в ребячьей драке отстаивать свое место и имя. Рос он справедливым и никогда (по его словам) никого не задевал первым, но, если приставали, не отступал, давал сдачи. В Казахстане Абуязид окончил курс средней школы, имел неплохие знания.

После возвращения с родителями на Кавказ в 1957 году Абуязида призвали на действительную службу, которая для него стала школой мужания. Попал он в жаркую Туркмению, где в летний знойный день нельзя было босиком ступить на землю. Несмотря на армейские трудности, служил честно и с достоинством выполнил свой долг перед Родиной. За годы службы имел ряд поощрений от командования, ставился в пример другим.

В 1961 году, после окончания срока службы, совсем молодым юношей пришел он на работу в Гехинскую среднюю школу №1. Ему, как зарекомендовавшему себя по армейской характеристике политически грамотным, доверили вести уроки истории. Работа с первых дней захватила его. Ему доставляло удовольствие открывать ученикам картины доселе им неизвестных исторических событий прошлых лет, знакомить их с историей страны и края. Профессия педагога оказалась по душе Абуязиду, и он, не мечтая более ни о какой другой деятельности, поступил учиться на исторический факультет Чечено-Ингушского пединститута, и в 1966 году, без отрыва от работы, окончил его. Работал учителем, заместителем директора по воспитательной работе, инструктором орготдела Урус-Мартановского районного комитета партии. С 1973 по 1980 гг. был директором Гехинской СШ №1. Затем снова до 1994 года преподавал историю. Хотя его многолетний педагогический труд не отмечен правительственными наградами, но он считает для себя высшей наградой своих многочисленных учеников, которые стали достойными гражданами общества. Он ветеран труда, награжден медалью «За добросовестный труд», его трудовая деятельность отмечена многочисленными грамотами разных уровней. Многократно избирался депутатом сельского совета, всегда занимался общественной работой. Хотя уже имеет солидный возраст, он и сейчас находится в строю, трудится в вечерней общеобразовательной школе. Состоит в политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и с 2005 года возглавляет местное отделение партии в Урус-Мартановском районе.

Пообщавшись с Абуязидом, я много интересного узнала о его педагогической и трудовой деятельности, о каждодневных заботах и тревогах человека, однажды избравшего трудную, сложную и ответственную профессию сельского учителя.

– 50 лет пролетели как мгновение, – говорит Абуязид. – Для меня слово «учитель» во все времена моей педагогической деятельности имеет значение – учить и воспитывать так, чтобы потом не мучила совесть, что ты чего-то недодал, недосказал, не уточнил. Этих правил я придерживался на протяжении всей своей трудовой деятельности. Судя по тому, на какой уровень вышли мои ученики, считаю, что свой долг учителя я исполнил сполна. А сколько за годы труда обучено учеников, скольким дана дорога в большую жизнь, наверное, уже и не сосчитать. Многие окончили высшие и средние специальные учебные заведения, стали грамотными специалистами и достойными людьми, трудятся в различных отраслях республики. Среди них: Харон Амирханов, окончив сельскохозяйственный институт, долгие годы трудился в республике, а в настоящее время он – работник Министерства сельского хозяйства РФ; Умар Ахмадов – сотрудник линейной милиции; Умар Асуханов трудится в Нурэнерго; Ваха Чингариев работает в Дагестане на Черкейской ГЭС; Айна Магомадова и Лиза Гараева стали учителями той же школы, где и выпускались. Едва ли в селе Гехи найдется семья, из которой дети не учились бы у меня.

50 лет – это полвека человеческой жизни. А кажется, что начинал трудовую деятельность вчера. Вспоминаю себя начинающим учителем, входящим в пятый класс на первый в своей жизни урок. Робкого, немного несмелого, думающего, с чего начать урок. Одолевали сомнения, а получится ли с меня учитель!? Получился …

В то время, когда я начинал, в селе была всего одна школа. В классах было по 30-35 учащихся, а порой их количество доходило и до 40. В школе царила атмосфера дружбы и взаимопомощи. Учителя, а директор тем более, для ученика были мерилом всех положительных человеческих качеств. Дети с уважением относились к старшим, боготворили своих учителей.

В 70-е годы в республику по распределению приезжали выпускники педагогических вузов различных городов страны. И не было случая, чтобы по отношению к ним ученики проявляли неуважение, непочитание. Благодаря целенаправленно поставленной воспитательной работе школьная жизнь учащихся была насыщенной. Утренники для младших классов, вечера, посвященные особым календарным датам, соревнования между классами по сбору металлолома и макулатуры, туристические походы и участие в спортивных соревнованиях, поощрения за высокие успехи сплачивали коллективы, вырабатывали трудолюбие, стремление учиться лучше и овладеть знаниями. А учителя для учащихся были добрыми наставниками. На протяжении долгих лет сохранялись в школе годами сложившиеся добрые традиции, говорить о которых доставляет мне огромное удовольствие. Такие приятные воспоминания у А. Магомаева о былом времени своей педагогической деятельности.

Как человек деятельный, грамотный и болеющий душой за состояние образования и воспитания подрастающего поколения, Абуязид был заметной фигурой на селе. Старожилы села Гехи до сих пор помнят, как Абуязид перед началом очередного учебного года встречался с родителями своих учащихся, подолгу беседовал с ними, подробно вникал в материальное положение семьи, интересовался, готов ли ребенок к школе, все ли учебники приобретены. После таких личных встреч с директором родители проникались уважением к педагогу.

Хотя на определенное время педагогическая деятельность Абуязида прервалась в связи с его переходом на работу в Урус-мартановский райком партии, но учителем в самом возвышенном смысле он оставался всегда. У него продолжали учиться, к нему шли поделиться своими мыслями, обращались за утешением и поддержкой.

С глубоким уважением отозвалась о своем бывшем директоре Лили Магомаева, выпускница Воронежского педагогического института, которая в 1973 году по направлению была распределена в Гехинскую среднюю школу № 1:

– Мы, молодые учителя, чувствовали себя на новом незнакомом месте неуверенно, чувство тревоги – как все сложится? – не покидало нас. Но это было до первой встречи с директором школы Абуязидом Алиевичем. Он встретил нас как родных, заботился буквально обо всем: как мы расселились, чего нам не хватает, все ли нас устраивает? Только благодаря его отеческой заботе, его вниманию к нам с первых дней в школе было комфортно и уютно, как дома. Первое время он опекал нас во всем, одних никуда не отпускал – только на школьной машине в сопровождении кого-то из местных учителей, а зачастую сопровождал он сам. Заодно знакомил нас с местными обычаями, традициями, даже с расписанием движения автобусов в Грозный. Он боялся, что мы заблудимся, что нас кто-то обидит.

Абуязид Алиевич вообще был удивительным директором: он знал нужды всех учителей, особенно приезжих, знал, кто чем живет, кому нужна помощь, у кого какие проблемы. И сейчас, встречая его, я не перестаю удивляться – прошло более 30 лет, а он помнит всех поименно, знает все о жизни своих бывших коллег, а с некоторыми даже поддерживает тесную связь, ездит в гости. Обычно такие отношения на долгие годы складываются у классного руководителя с учениками, а для Абуязида Алиевича, как для директора, молодые, неопытные учителя были как родные дети. Мы все его очень любили и уважали. И это чувство уважения с годами не исчезло, наоборот, укрепилось, и при встречах он для меня все такой же директор школы, как в те далекие уже 70-е годы… Так и кажется, что сейчас спросит: «Ну что? К уроку готовы?»…

Такую память оставил о себе Абуезид Магомаев у своих молодых коллег. А еще в с. Гехи все помнят об одном благородном поступке как директора и просто человека А.Магомаева. Был печальный случай, где он в сложившихся обстоятельствах принял самое деятельное и добропорядочное участие. В Гехинскую школу №1, которой в то время руководил А. Магомаев, по направлению после окончания Владимирского педагогического института приехала молодая чета Анатолий и Вера Посоховы. Сначала в районном отделе образования их определили в разные школы: Анатолия – в Гехинскую, а Веру – в другое село. Когда об этом узнал Абуязид, он поехал в роно и добился, чтобы Веру тоже направили в его же школу. Так супруги начали вместе трудовую деятельность. Оба работали увлеченно, с огромным желанием передавали свои знания учащимся. Дети их сразу полюбили, а родители относились к ним с глубоким почтением. В то время именно так относились к учителю! После второй учебной четверти Вера вышла в декретный отпуск и уехала к родителям. А Анатолий продолжал работать. Окончился учебный год, завершились экзамены в выпускных классах. У Анатолия с 1 июля начинался отпуск, и он собирался ехать домой к супруге и сыну, который родился несколько месяцев назад. Но судьба распорядилась по-иному… Анатолий 21 июня 1975 года в результате аварии погиб. Это обернулось большой трагедией не только для всего педагогического коллектива школы и для директора, но и для всего села. Все вопросы, в том числе и финансовые, по организации перевозки Анатолия на родину, Абуязид полностью взял на себя. Сам повез его хоронить во Владимир. Отправил по почте багажом вещи Анатолия и Веры. Принял у себя дома в Гехах родителей Анатолия, помог с переездом супруги погибшего к себе на родину до окончания обязательного срока отработки по направлению, принял непосредственное участие в получении документов для оформления пенсии сыну Анатолия. Горе еще больше сблизило А. Магомаева и семью Посоховых. Долгие годы велась между ними теплая переписка. Читать эти письма без волнения нельзя. Родители и вдова Анатолия благодарили Абуязида и членов коллектива школы за поддержку. Вот выдержка из одного письма, присланного Абуязиду отцом Анатолия: «Мы никогда не забудем и до конца своих дней будем благодарны Вам за Вашу заботу и хлопоты. Мы всегда будем помнить, что Вы и Ваши учителя вместе с нами скорбили о нашем сыне Анатолии. В эти горестные для нас дни Ваше, Абуязид Алиевич, и Мусы пребывание у нас помогало нам выдержать, не пасть духом. Большой привет и поклон Вашей земле…». Все письма родителей и вдовы Анатолия Абуязид бережно хранит, читать их без слез невозможно…

До 1994 года длилась их переписка. Потом случилось, что Абуязид на время поменял место жительства, родители Анатолия умерли, а его бывшая супруга с сыном тоже переехали в другой город. Связь прервалась. Сыну Анатолия Павлику уже за 30 лет. Абуязид ищет их.

Кроме того, что Абуязид прекрасный педагог, он уважаемый на селе житель, отличный семьянин. Они с супругой Тамарой, тоже учителем по профессии, вырастили четверых детей. Познали горечь потери сына. Но не сломились, растят внуков.

Вот такие они учителя старой закалки. Что бы ни случилось, в какой бы ситуации они ни оказались, они остаются верными, преданными избранной профессии и добропорядочными во всем. Ими процветает наша жизнь и сохраняется имя нации!

«Спасибо вам за знания, умения,

За свет улыбки, ласковое слово,

За труд ваш, за любовь и за терпение!» –

Мы благодарно повторяем снова.

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Дорогой Абуязид, опыт Ваш – это мудрости клад. Вы всегда живете и будете жить в своих учениках! Счастья Вам и здоровья!

Малика Абалаева №187 (1620) 12 октября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |