Главная » НОВОСТИ » Бухара благословенная – Чечня благочестивая («Вести республики»)
Бухара благословенная – Чечня благочестивая («Вести республики»)
02.11.2011 13:33
По правде сказать, бывали вайнахи в тех краях и гораздо раньше в рамках совершения своеобразного хаджа к могиле основателя учения суфии Хаваж Бахавдина, который нашими земляками почитается наравне с асхабами Мухаммеда-пророка (1.с.в.с).
Известны мысли Бахавдина Накшбанди, изложенные им о мимолетности богатства и славы, о мнимости мирского могущества, о преходящем характере бедствий, несчастий, горя и, как итог – философская мысль о взаимной поддержке, моральном участии. Его афоризм бытует и ныне: «Будь подобен свече и не будь подобен свече. Будь, чтобы предоставить свет другому и не будь, чтобы не оставить себя во тьме».
Авторы биографических рассказов о нем не сообщают, что он, наряду с практикой суфийского самоусовершенствования, занимался с отцом ткачеством, они выделывали шелковую с серебряными нитями ткань – кимхо. Одновременно Бахавдин занимался узорчатой резьбой (изготовлял Какалыбы – штампы для ткачей).
Отсюда он и получил одно из своих прозвищ (лакаб – «Накшбанд») резчик узоров, узорщик. Второе его почетное имя «Бахаддин» - в полном виде «Баха ал-хакк ва аддинт» – блеск истины и веры. Формой его поучений была беседа, не меньшее воздействие на учеников и последователей оказывал сам пример его жизни. Подавляющее большинство тем, затрагиваемых Бахавдином в беседах, касалось не сути догмы суфизма, - учения, автором которого он являлся, а его практической реализации. Лейтмотивом этих бесед были мораль и нравственность, чистота общечеловеческих ценностей. Говоря о необыкновенной скромности великого святого мыслителя, достаточно сказать следующее. Его пищу составляли ячменные лепешки, сыр, молоко и сырая вода. А одежда состояла из дешевого нательного белья и халата из грубой шерсти. Все его личное имущество состояло из кошмы или циновки, переметной сумы да глиняного кувшина. А ведь, если бы он это позволил людям, почитающим его, он мог бы, образно говоря, купаться в роскоши. Дело в том, что тарикат Накшбанди еще при его жизни имел последователей на огромном пространстве от Волги и до западного края Великой Китайской стены, от Босфора и до Аравийского моря. А сегодня его чтут во всем мире. Именно в Бухаре и только выходит газета «Накшбанди», главным редактором которой является преподаватель широко известного медресе Мир-Араб Абдувоси Каримов. И еще он известен тем, что был наставником Ахмата-Хаджи Кадырова.
Абдувоси преподавал светские науки, оставаясь при этом глубоким знатоком вопросов теологии. Наиболее близко с Кадыровым он был связан такими науками, как история, философия, география, зоология. Был молодой Кадыров также большим любителем покататься верхом и Каримов, известный в Бухаре коневод и наездник, предоставлял ему эту возможность, имея собственную конюшню. В его доме Ахмата интересовали клетки с пернатыми, необычными редкими обитателями Бухарского оазиса, живущими в песках, саксаульниках и непролазных зарослях местного гребенщика. Вот так и сошлись они: сначала по интересам, а потом и по родству душ. По тяге к теософии, и светским наукам в том числе, Ахмат сотрудничал, кстати, и с газетой «Накшбанди», которую, как сказано выше, редактировал Абдувоси Каримов. После моего трехмесячного пребывания в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Хиве, Хазарасте, Бишкеке и других городах и местностях Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана находился в командировке с целью сбора материалов для будущей книги о студенческих годах Кадырова, я ее, книгу, написал. Называлась она: «Мгновение и вечность». Ее рефреном звучит следующая фраза: «Каким образом он достиг величия, которое было непринужденным, мягким, сердечным. К нему, к его величию, можно было прикоснуться, его можно было трогать, ощущать и рассматривать: чем ближе его узнаешь, тем больше им восхищаешься. А ложное величие надменно и неприступно: оно сознает свою слабость и потому прячется за надменной маской. Он, Ахмат, осознавал, что быть полезным - это только быть полезным, быть прекрасным – это только быть прекрасным; но быть одновременно и полезным, и прекрасным – значит быть любимым. Его величие заключается в том, что оно оказалось способным превратить мгновение в вечность. Все это присутствовало в Ахмате. И эти качества впоследствии выковали из него выдающуюся личность, закалившуюся познанием жизни и научных трудов таких же, как он сам, личностей, вошедших в сокровищницу Человеческой Истории. А она, как известно, состоит из биографий великих гениев и великих мерзавцев, и потому незнание биографий знаменитых людей как древности, так и современности обрекает находиться в детском возрасте всю жизнь».
В часто употребляемую поговорку превратилось такое выражение из книги «Мгновение и вечность»: «В историю можно войти. Он, Кадыров, в нее вошел. В историю можно вляпаться. Его идейные враги в нее вляпались. В истории можно оставить след. И он, Кадыров, его оставил: светлый, чистый, вечный. В истории можно и наследить, что и сделали все те же его жалкие оппоненты…»
Как автор, я распорядился, чтобы книгу, по 250 экземпляров в каждое, направили в села Илсхан-Юрт и Центарой (они также были розданы и в других населенных пунктах, по библиотекам, министерствам и ведомствам на бесплатной основе). Но в обозначенные два села я специально направил завышенное количество экземпляров и это отозвалось – в Центарое и Илсхан-Юрте жители больше, чем в других, осведомлены об эпизодах пребывания их земляка в упомянутых выше местах, и под впечатлением, оставленном в них книгой «Мгновение и вечность», женщины, жители указанных сел, загорелись желанием посетить Бухару, мавзолей Хаваджи Бахавдина Накшбанди, ознакомиться с достопримечательностями древнего города, с его историей, а также с медресе Мир-Араб, с преподавательским составом и, в частности, с теми из них, кто был близок с Кадыровым. С просьбой оказать им помощь в поездке в Бухару они обратились к своему земляку Ахмаду Ахматову, к человеку, который учился в медресе Мир-Араб и закончил его, как и Кадыров, с отличными оценками. И который, кстати, крепко подружился с другом Ахмата - Абдувоси Каримовым. Он, конечно, ответил согласием помочь женщинам в святом деле. Созвонился с Бухарой, с Каримовым, тот горячо приветствовал и обещал помочь чеченской делегации в осуществлении благородной задумки. Но одному Ахматову, как бы он ни напрягся, это мероприятие было не по плечу, но нашелся его односельчанин Муса Закриев, друживший когда-то с Ахматом Кадыровым и состоявший в родстве с его женой. Обладая неуемной натурой, он, как говорится, подставил плечо Ахматову и оказал ему неоценимую услугу.
По своему опыту скажу: неимоверно трудное это дело – пробраться через таможенный и пограничный частокол одному, а тут три десятка женщин – можно себе представить ту мороку, которую довелось преодолеть энтузиастам Ахматову и Закриеву. В самой Бухаре их участь облегчилась благодаря теплому приему и содействию по расселению и дальнейшему процессу в осуществлении чеченской делегацией намеченных мероприятий на период пребывания в Бухаре и области, оказанным тем же Абдувоси Каримовым, ректором медресе Мир-Араб Мухиддином Нагумановым, а также неразлучным другом и учителем Хожа Абдугафором Роззак Бухари. Собственно, все преподаватели Мир-Араба принимали посильное участие, скажем так, в обслуживании чеченской делегации. Много нового, незабываемого и волнительного узнали ее члены и о Бухаре, которая и два тысячелетия назад была столь велика, что пророк Мухаммед (1.с.в.с.) сказал так: «Я слышал от архангела Джабраила, что на Востоке есть место, называемое Хорасан, и в этой области есть три города, которые предстанут в день страшного суда, крашенные яхонтом и кораллами. Джабраил, скажи имена этих городов». Джабраил отвечал: «Один из этих городов называется по-арабски Касылав, а по-персидски Башхара, другой по-арабски называется Самарон, а по-персидски – Самарканд, а третий по-арабски называется Фахира, а по-персидски – Бухара».
Пророк спросил: «Джабраил, отчего этот город называется Фахира?» Джабраил ответил: «Потому что в день страшного суда город этот будет чувствовать гордость (фахр) перед всеми другими городами по множеству погребенных в нем мучеников за веру».
И называют этот город: «Бухара благословенная», что здесь родился великий светоч ислама Бахавдин Накшбанди. С благоговением посетили благопристойные чеченочки его мавзолей, усыпальницу, воздавая молитвы ему, семьсот лет назад заложившему основы идеи гуманизма и наставлял людей и целые народы на путь духовного совершенствования. Воистину: чтобы украсить розу, достаточно капли росы. Чтобы украсить Бухару, достаточно одного имени Накшбанди.
Посетили они мечети Гаукушон, Дивенбеги, медресе Улугбека, Поин-Калян. Во дворе последнего и сделан помещенный нами снимок, на котором изображена делегация из Чечни. В первом ряду в центре – Ахмад Ахматов, во втором ряду, также в центре, стоят Абдувоси Каримов и Муса Закриев. Побывали наши женщины и в соседнем с Бухарой городе Гиждуван, где посетили мавзолей учителя и наставника Бахавдина Накшбанди. Повсюду, где они появлялись, их радушно приветствовали, а когда кто-то из местных прознавал, что они прибыли в благословленную Бухару из Чечни, то долго их не отпускали, даря им яркие улыбки и светлые пожелания.
Покидая Золотой Полумесяц, как называют Бухарский оазис, чеченцы пригласили в гости друга и наставника Ахмат-Хаджи Абдувоси Каримова. И он приехал в Чечню благочестивую. И то, что наша республика и ее народ соответствуют этому светлому эпитету, Каримов убедился на собственном опыте. Как драгоценный сосуд, передавали его жители одного села жителям другого. Повсюду, где он бывал, Каримов обнаруживал, как искренни чеченцы в своем благословении имени Аллаха и Магомеда-пророка (1.с.в.с.) его. Бухарского гостя в каждом селе или городе, где он побывал за почти месяц своего пребывания в Чечне, одаривали улыбками, колоритными сувенирами, угощали национальными блюдами, приглашали еще и еще раз приезжать, да и вообще переехать на постоянное жительство в Чеченскую Республику.
- Да я бы и рад был бы этому, но, как говорится, родину на каблуках не унесешь, - улыбается Каримов. – Но следовало бы нам обменяться представительствами, что еще крепче связало бы узами дружбы наши народы. Быть тому!
Олег Джургаев №203 (1636) 2 ноября 2011г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста