Вс, 29 сентября, 22:30 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Значительное научное событие («Столица плюс»)

Значительное научное событие («Столица плюс»)

13.12.2011 13:10

Редакции газеты стало известно, что в нашей республике появился еще один доктор философских наук. Им стала доцент кафедры философии ЧГУ Марет Бетильмерзаева.

Марет Бетильмерзаева шесть лет тому назад под научным руководством доктора философских наук В.Акаева защитила кандидатскую диссертацию по проблемам этнической ментальности. По его же рекомендации Марет расширила тему своей диссертации. Настойчивость, целенаправленность и высокий уровень профессионализма соискателя позволили получить значительные научные результаты. По данной теме она опубликовала более 65 научных работ, в том числе и монографию, выступала с докладами на международных, всероссийских и региональных конференциях, опубликовала в журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией, 9 научных статей.

10 ноября 2011 года на диссертационном совете по философским наукам в Южном федеральном университете под председательством известного российского философа и культуролога В.Драча, состоялась защита докторской диссертации Бетильмерзаевой Марет Мусламовны на тему «Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ)». Докладывая результаты своего научного исследования, актуальность темы она утверждала тем, что сложные и противоречивые социокультурные и духовно-ментальные процессы, происходящие в мире, детерминируют необходимость их научного объяснения. В связи с этим выявление психофизиологических аспектов ментальности как социокультурного феномена и его воздействие на культуру, этнокультурную самоидентификацию явились целью исследования Бетильмерзаевой.

Научная новизна диссертации состоит в философско-культурологическом обосновании феноменальности ментальности на основе представления ее как духовного образования, которое возникает в пограничном пространстве психического и физического. В целях экспликации ментальной детерминированности человеческого бытия рассмотрены онтологические основания свободы воли, толерантности и ксенофобии, проведено осмысление феноменов «мужское» и «женское» через «заботу», как основание единства социокультурного бытия человека.

В качестве практической демонстрации возможности изучения ментальных особенностей через корреляцию мышления и языковых понятий использованы языковые единицы из лексики чеченского языка.

В первой главе «Ментальность и менталитет как феномены культуры» своей диссертации М. Бетильмерзаева осуществила историко-философский анализ понятий «ментальность» и «менталитет». Здесь раскрывается содержание и структура ментальности, эксплицируется ментальность в контексте взаимодействия сознания и бессознательного, обосновано места феномена ментальности в контексте психофизического и информационного взаимодействия.

Во второй главе «Ментальная детерминированность человеческого бытия» в целях экспликации ментальной детерминированности человеческого бытия рассмотрены онтологические основания ментальной детерминированности свободы воли, толерантности и ксенофобии, осуществлена ментально-концептуальная реконструкция образа мира, осмыслены феномены «мужское» и «женское» через «заботу» как основание единства человеческого бытия. При этом определен объем данных понятий и их взаимосвязи с релевантными явлениями.

В третьей главе «Ментальное пространство культуры: единство и многообразие» обозначена многоаспектность ментального пространства культуры на фоне дифференциации и интеграции, раскрыта ценностная природа социокультурного пространства, выявлены особенности феномена ментальности на основе рассмотрения соотношения языковых понятий и мышления, в качестве практической демонстрации возможности изучения ментальных особенностей через корреляцию мышления и языковых понятий использованы языковые единицы из чеченской лексики.

В диссертации перечисляется ряд философско-культурологических школ, среди которых упомянуты также знаково-символическая и деятельностная школы культурологии. Интересно проследить общее между этими школами и различие. Современная культурология разработала ряд подходов к пониманию своего предмета. Знаково-символический, или семиотический подход к культуре заключается в том, что культура рассматривается в качестве знаково-символической системы, посредством которой закрепляется и передается человеческий опыт. В рамках этого подхода культура понимается как сфера коммуникации индивида с обществом, осуществляемая знаковыми средствами. В рамках деятельностного подхода культура выступает как процесс, способ и результат человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как механизм адаптации и основа творческой активности человека. Общее между этими школами заключается в их предмете, а различие - в их подходах к исследованию.

Небезынтересно понимание автором того, как соотносятся в научном дискурсе категории «ментальность» и «культура». Ментальность и культура - структурно близкие, но качественно разные категории. Ментальность порождает, новую культуру, но этот процесс длится дольше, чем изменения, порождаемые новой ментальностью.

На основании обсуждения диссертации во время процедуры защиты, отзывов официальных оппонентов диссертационный совет постановил, что диссертация Марет Бетильмерзаевой представляет собой завершенное, целостное, самостоятельное научное исследование на актуальную тему и квалифицируется как научный труд, обеспечивающий решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, в отличие от работ других авторов, заключаются в следующем:

а) определены место и роль феномена «ментальность» в контексте культуры, как отражение одного из аспектов психофизиологического взаимодействия, относящегося к частично доступным фактам человеческого бытия. Интеллектуально-культурное своеобразие ментальности прослеживается на глубинном уровне взаимодействия сознания и мозга. В онтологическом отношении ментальность сводится к проблеме взаимосвязи непреходящего в нем (бытие) и преходящего (существование), как конкретной ее формы, обуславливаемой социокультурным становлением человека;

б) введен в научный оборот термин «феноумен», позволяющий рассматривать ментальность как реализацию связи между чувственно-воспринимаемыми и умопостигаемыми сущностями, т.е. феноменом и ноуменом. Понимание понятия «ментальность» как феноуменального явления определяет его как феномен, обусловленный психофизиологическим взаимодействием;

в) выявлено, что при анализе природы ментальности социокультурный феномен «забота» раскрывает онтологическую детерминированность акта понимания. Философско-культурологическая интерпретация понятия «забота» разворачивает человеческое бытие, размыкая свою внутреннюю противоречивость, демонстрирует двойственную природу социокультурного бытия человека.

Полученные результаты и выводы М. Бетильмерзаевой способствуют более глубокому научно-теоретическому осмыслению проблемы формирования современной философско-культурологической теории.

Руслан Абдулаев №100-101, 13 декабря 2011г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |