Вт, 16 апреля, 07:00 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Я жалею, что осталось много несыгранных ролей («Столица плюс»)

Я жалею, что осталось много несыгранных ролей («Столица плюс»)

24.01.2012 12:14

Десятый класс Муталип Давлетмирзаев заканчивал в Киргизии. Это было время, когда репрессированным чеченцам разрешили вернуться на родину. Оказавшись в Грозном, Муталип сразу же решил определиться с дальнейшей учебой и поступить в Нефтяной институт. Школу он окончил на все пятерки и был уверен в своих знаниях, но на вступительных провалил экзамен по физике, которую, как ему казалось, он знал хорошо.

В тот день с ним были его друзья Мималт Солцаев и Казбек Хадисов. Случайно ребята увидели афишу о приеме в театральную студию города Ленинграда. Экзамены шли в музыкальном училище, и они направились туда, чтобы попробовать свои силы. В состав экзаменационной комиссии входил и всем известный тогда директор театра Абдула Хамидов. Комиссия состояла из маститых театралов, которые видели, как у ребят горят глаза. Солцаев сыграл на балалайке, Муталип что-то прочитал. Выйдя с экзамена, друзья решили, что им лучше уйти, потому что другие абитуриенты были, как им казалось, талантливее их, они прекрасно пели и танцевали. Однако любопытство взяло верх, и ребята все же дождались результатов. Оказалось, что они прошли.

– Ленинград был для нас далекой мечтой, – вспоминает Муталип. – В Казахстане нам не разрешалось ездить даже в соседнее село, фактически находились там в заточении. Мы даже до конца не осознавали, что поступили. И были очень счастливы. А еще надеялись, что приехав туда, поступим в какой-нибудь другой институт. Я жил вдвоем с мамой, и она не возражала против моего отъезда. У меня не было нормального детства, нормальной юности, но была энергия, которая била через край. И она очень пригодилась для актерского дела.

По словам Давлетмирзаева, Ленинград – это город искусств, театров. Тогда люди, живущие в нем, были очень приветливыми. Большинство пережило блокаду, и почти никто из них не знал о ссылке чеченцев. Когда ребята рассказывали своим педагогам об этой трагедии, те порой слушали со слезами на глазах.

– Мы учились в театральном институте имени Островского, потом его переименовали в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, – рассказывает Муталип. – По окончании получили дипломы актеров театра и кино. Учиться было очень интересно: в институте преподавали массу увлекательных предметов, обучали пластике, вокалу, актерскому мастерству и т.д. Студентам выдавали абонементы на посещение театров, чтобы они учились, глядя на игру известных актеров. Специально для нас в театрах отводились места. Но меня постоянно мучила мысль о поступлении в другой вуз, и однажды я сказал своему преподавателю Евгении Ледковской следующее: «Если Вы только заметите, что у меня нет перспективы для работы в театре, то не ставьте мне пять по актерскому мастерству». Она сказала, что поступит объективно и поставила мне по этому предмету пятерку. Вуз я закончил с отличием. Точно так же его закончил Юсуп Идаев. Ленинград – это целая веха в моей жизни, самые яркие годы биографии.

После окончания вуза, когда ребята уже показывали дипломные спектакли, режиссер А.Петров с радостью объявил Муталипу, что его оставляют работать в одном из Ленинградских театров. Но молодой человек думал только о возвращении домой. Возможно, если бы он остался в Ленинграде, его судьба сложилась бы иначе, ведь в этом театральном городе у актера было гораздо больше возможностей для творческой самореализации. Там же, в Ленинграде, Муталипу посчастливилось играть в одном спектакле вместе с известным артистом театра и кино Сергеем Юрским.

В 1962 году Давлетмирзаев вернулся в Грозный и стал работать в Чеченском драматическом театре имени Х. Нурадилова.

– Еще в Ленинграде мне пришлось играть молодого Ленина, у нас было большое внешнее сходство, – говорит Муталип. – Тогда я понял, что мы, актеры, воплощаем в жизнь образы не простых, а чаще известных людей разной культуры, интеллекта, разного внутреннего содержания. Невозможно играть Ленина и подобные роли, не имея достаточных знаний. Поэтому в 1964 году я поступил на заочное отделение юридического института, который окончил в 1968 году.

В это время Муталип уже был заслуженным артистом Чечено-Ингушской АССР и любимцем публики после сыгранной им роли в спектакле Бож-Али А. Хамидова. По его мнению, те времена были самыми прекрасными для студентов. Отучившись в вузе, никто из них не оставался без работы. После окончания юридического института М.Давлетмирзаев был направлен на стажировку в прокуратуру Ленинского района Грозного. Председателем Президиума Верховного Совета республики тогда был Муслим Гайрбеков, заядлый театрал и к тому же дальний родственник актера. Они оба были родом из села Валерик. Муталипу передали, что Гайрбеков против его ухода из театра. И тогда Давлетмирзаеву пришлось пойти к нему на прием. Гайрбеков долго говорил Муталипу о его актерском таланте, о том, как важен театр для народа, убеждая не бросать сцену. Муталип объяснил, что и не собирается уходить из театра. Но прежде должен отработать практику, чтобы не пропал его диплом юриста. Тогда Гайрбеков взял с него слово, что тот со временем вернется на сцену. После стажировки Давлетмирзаева назначили следователем прокуратуры Октябрьского района. И он с головой ушел в работу, связанную с происшествиями, преступлениями, подследственными, посещениями СИЗО, дежурствами и т.п. На третьем году его работы в прокуратуре умер Гайрбеков, и тогда Муталип вспомнил обещание, данное Муслиму. Доработав год, актер вернулся в театр. С тех пор Давлетмирзаев сыграл более ста ролей, создал много сценических образов. Все роли у актера любимые, но самые яркие, сыгранные в спектаклях «Кориолан» и «Ричард III» Уильяма Шекспира, роль Шамиля в пьесе Мималта Солцаева «Свобода или смерть», Льва Толстого в трилогии Р.Хакишева «Земля отцов», Печорина в «Бэле» Михаила Лермонтова, Джексона в спектакле американского драматурга Смитта «Скованные одной цепью». Самая этапная роль – это образ Ленина в спектакле «Лениниана» М.Солцаева, за которую в 1983 году ему присудили Государственную премию РФ. Затем было звание народного артиста РФ. Он также лауреат Государственной премии ЧИАССР. Муталип уже 54 года связан с театром. Но он не оставил и своей юридической деятельности. Работал следователем, юристом, адвокатом, помощником прокурора, федеральным судьей арбитражного суда, при этом, не отрываясь от театральной жизни. Сейчас актер заведует кафедрой конституционного административного права в ЧГУ.

– Мне приходилось играть юриста в «Судебной хронике» и другие образы, которые требовали определенных знаний, иначе их воплощение было бы неубедительным, – отметил Давлетмирзаев. – Я сожалею о том, что с

1990-х годов вместе с развалом СССР произошел развал и в области театрального искусства. Войны уничтожили все наши декорации, костюмы, здание. А ведь до военных событий у нас был свой сформировавшийся зритель, мы знали его запросы. Без зрителя театр не может существовать. Из жизни выпало целых 20 лет. Я жалею, что осталось много несыгранных ролей. Мои последние работы – это бизнесмен Умар в спектакле «Расплата» А.Мусаева. В пьесе «Совдат и Дауд» я играю сельчанина Супу, в спектакле «Бессмертные» гестаповца Ганса, а в «Бож-Али» отрывки по просьбе зрителей. Одна из последних моих ролей – в спектакле «Первый Президент» Лечи Яхьяева, где я сыграл бывшего министра обороны РФ Грачева.

Зинаида Федорова №5, 24 января 2012г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |