Вс, 29 сентября, 20:25 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Роман - как "Аврора". Аврора - как Чечня («Вести республики»)

Роман - как "Аврора". Аврора - как Чечня («Вести республики»)

01.02.2012 15:08

В издательстве «Грозненский рабочий» в конце 2011 года вышел в свет очередной роман выдающегося чеченского писателя, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства Канты Ибрагимова. Называется он «Аврора». Его выход - безусловно, большое событие в современной российской литературе.

Скажу сразу: первое впечатление – неоднозначное. Роман кажется примитивным, упрощенным. Несложная сюжетная линия, незамысловатая композиционная структура, простой язык, такой же приземленный стиль изложения, крайне малое количество действующих лиц, ограниченные временем и пространством исторические рамки, отдельные недостатки стилистического характера – все это создает в целом впечатление простоты и несовершенства произведения.

После прочтения авторского послесловия возникает странное чувство, странное ощущение, кажется, что роман этот - нечто незаконченное, всего лишь небольшой конспект того масштабного, большого, великого, что происходит с нами, вокруг нас, внутри нас. Но потом, позже, размышляя об изъянах и достоинствах романа, понимаешь: роман «Аврора» – безусловный литературный успех Канты Ибрагимова! Только настоящий художественный шедевр заставляет читателя выйти далеко за границы описанного, изложенного повествования. И читатель, отталкиваясь от темы, сюжета, идеи романа, мысленно устремляется вдаль, пытаясь найти в мировой литературе, в жизни, в самом себе, в других нечто возвышенное, что укрепляет дух, расширяет познания, обеспечивает полет мысли. Читатель становится другим, он самостоятельно начинает рассуждать о категориях глобальных, масштабных, планетарных: что есть человек? что есть жизнь? что есть семья? что есть Родина? что есть подвиг? что есть подлость? что есть война? что есть мир?

За кажущейся простотой романа «Аврора», безусловно, скрывается его гениальность. Изречение «все гениальное – просто!» здесь – в самый раз! Однако есть и другое. И это другое выходит за рамки здравого смысла. Рассудок теряет силу, только чувства, эмоции и ощущения действуют, заставляя удивиться и восхититься романом. Честно говоря, и это не главное. Главное, на мой взгляд, другое - кто бы, что бы ни усмотрел в ибрагимовском романе, кто бы, с каким бы чувством не закрыл его последнюю страницу, у всех сознательно или подсознательно сразу или позже возникнет один и тот же вопрос: кто мы? что мы?

И меня тоже сейчас больше всего волнует последнее: что есть мы? Имею в виду мы – человеческое сообщество. Без выяснения национальности и вероисповедания. Важен сам человек. Он – основа собирательного «мы». Потому что мы – всегда и во всем изначальное! Движущая сила всего и вся – мы! Какими будем мы, таким и будет весь окружающий нас мир. Конечно, над всем и всеми – Создатель, Всевышний. Не случайно ведь набожная Аврора всегда просит Цанаева найти душевную силу и покой в молитве, в обращении к Богу. Атеист по воспитанию, слабак по жизни Цанаев к концу романа становится бойцом, он приходит к Богу. Он начинает понимать, что над всем и всеми – Создатель, Всевышний Аллах, который терпеливо созерцает за всем живым и неживым. Всевышний милостив и милосерден - Он огорчается, когда мы в погоне за материальными благами продаем душу дьяволу, и восхищается нами, когда, защищая истину и справедливость, мы восстаем в образе ангелов. Дух сильнее плоти. Добро сильнее зла. И роман «Аврора» - тому подтверждение. Несмотря на трагический финал повествования, роман Канты Ибрагимова получился жизнеутверждающим. Он призывает к справедливости, к телесной и душевной чистоте, искренности перед собой, людьми и Всевышним.

Ибрагимовский роман «Аврора» - словно слепок, сделанный гениальной рукой мастера с небольшого отрезка нашей неоднозначной, противоречивой и изменчивой современной жизни. Это – произведение о современной России, о нас. Каждая деталь, каждый небольшой, едва улавливаемый глазом, штрих, каждое углубление, каждый изгиб, каждый изъян, встреченный нами совсем недавно на нашем жизненном пути, нашли воплощение в этом выдающемся произведении. Причем, воплощение не бледное, не размытое, не контурное, а яркое, выразительное, блестящее, освещенное талантом и гением писателя Канты Ибрагимова.

Критики и некритики, блюстители новых социальных норм и неблюстители - те, кто «против», и те, кто «за», те, кому «все равно», и те, кто «не определился», - все могут восхититься и не восхититься романом «Аврора». Они могут к нему придраться и могут не придраться. Могут сказать: то - не так, это - не то. Могут упрекнуть: сравнения, образы, и даже некоторые фамилии, выведенные в романе, - слишком говорящие, слишком кричащие, да и сама реальность, силой мысли и воображения выточенная из монолитного лексического камня, - слишком мрачная, неперспективная, не обращенная в будущее, не дающая силу и уверенность в завтрашнем дне. Могут сказать и т.д. и т.п. И все это будет неправдой, точнее – субъективным взглядом, основанным на не вполне понятных и объяснимых чувствах, ощущениях, которые остаются после чтения романа. Даже эта рецензия не отразит всей глубины жизни, чувств, эмоций, воплощенных в разных слоях ибрагимовского романа.

В романе «Аврора» есть все. И то, и другое, и третье, и даже то, что лежит за пределами наших знаний и понимания. Чтобы понять, что именно, чтобы осмыслить и представить это нечто в воображении, надо перечитать «Аврору» не один раз и вернуться к нему через много лет. Только тогда, может быть, будет понятно то, что сегодня кажется непонятным и уязвимым в этом романе.

Однако, несмотря на все возможное разнообразие мнений, мыслей и чувств, вызываемых им, роман удался! Это действительно «Аврора» - как залп «Авроры», революционный для всей чеченской и российской литературы. Произведение – уникальное! Остросоциальное. Философское. И даже - психологическое. Как мы отметили, все можно представить, обо всем можно сказать, и все можно упорядочить и исказить, прочитав этот выдающийся роман. И это вполне объяснимо. Ведь главное достоинство любого художественного произведения в том и заключается, что оно дает каждому возможность увидеть, услышать, почувствовать то, что он хочет увидеть, услышать и почувствовать. Иначе и быть не должно. Злой найдет в романе злое. Добрый – доброе. Талантливый – талантливое. Мстительный – мстительное. Созидательный – созидательное. А разрушитель усмотрит в нем разрушительное. Так и будет. Потому что каждый в этом мире видит и слышит только то, что хочет видеть и слышать. Даже в хорошем поступке плохой человек усмотрит только плохую сторону. И наоборот. Хороший человек постарается найти только хорошее даже в плохом, потому что такова его сущность. В этом и заключается гениальность художественного произведения. Оно пробуждает общественную мысль, встряхивает общественное сознание, заставляя каждого задуматься: так ли живем, то ли делаем, - и блеснет, вдруг, мысль: надо жить лучше, быть добрее и справедливее, чтобы жизнь продолжала иметь божественное начало, а не видоизменялась в критические моменты, приобретая уродливые, страшные формы под влиянием дьявольских сил.

В произведении Канты Ибрагимова много художественных условностей, много образных этических, эстетических, психологических конструкций. Это позволяет говорить о том, что в творчестве К. Ибрагимова появляются новые элементы художественного осмысления реальной действительности. И язык, и стиль, более близкие к публицистическому, нежели к художественному, являются составной частью новых художественных реалий, созданных писателем в данном произведении. Поэтому роман «Аврора» - яркий пример символизма. А сама его главная героиня Аврора – символ новой жизни. Она умна, начитана, имеет высокий интеллектуальный уровень, любознательна, ищет новые познания об окружающей действительности, стремится к достижению новых научных высот. Человек интернациональный по духу и характеру, она строго чтит и соблюдает национальные нормы поведения, глубоко религиозна, верна кровным узам и чувству ответственности за судьбу близких людей. То, что в конце романа она погибает, не является слабым звеном в сюжетной линии романа. Наоборот, ее смерть делает не только Цанаева, но и любого из читателей, бойцом, побуждая каждого быть лучше, чище, бесстрашнее. Так что основной идеей романа «Аврора» можно смело назвать простую мысль, выраженную четко профессором Цанаевым, а потом закрепленную сотрудником спецслужб Федоровым, - изменить жизнь. И тот, и другой круто меняют свою жизнь, Цанаев меняет свое мировоззрение, характер, а Федоров – переходит на другую работу.

Но это – частный случай. Даже если бы они ничего не поменяли в своей жизни, одного только примера Авроры было бы достаточно, чтобы пересмотреть многое в этой жизни и изменить ее в лучшую сторону. И тут на ум приходит выдающийся пример молодого Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, который меняет жизнь всей республики, всего народа – в самую лучшую сторону. Прямых указаний на это в романе нет, но есть масса художественных приемов, условностей, которые заставляют читателя искать в окружающей жизни именно такие яркие, положительные примеры, какие подает нам Р. Кадыров.

Главная героиня романа Урина Таусова – кандидат наук, талантливый ученый, исследователь. Коллеги назовут ее Авророй из-за неблагозвучного имени, хотя переводится оно как «утренняя звезда». Это - высоконравственная, целеустремленная женщина, сестра братьев Таусовых, ополченцев, погибших во время военных действий. Они погибли раньше, чем в стране начали пересматривать отношение к этой категории людей. Они не примкнули к разным военизированным течениям, не стали приверженцами радикального ислама, они погибли, оставаясь в русле традиционного для чеченцев ислама, защищая честь и достоинство родины. Воевали не так, как некоторые, а – мужественно, бесстрашно. Если бы они остались в живых, уверен, они перешли бы на сторону новой власти, потому что их соратники, те, кто воевал рядом с ними, бок о бок, и знал их близко, тоже состоят на службе у новых властей.

Однако оборотням в погонах, таким, как Бидаев, на это наплевать. Им нужны новые террористы. Им нужны новые жертвы, чтобы докладывать наверх о своих успехах и получать новые звезды и награды. Плюс ко всему бидаевы готовы продать все и вся за деньги. Бидаевы превратили войну в коммерцию, бизнес – вот и делают они все, чтобы ряды террористов расширялись и росли. И только начальник особого департамента спецслужб Кондратенко может на них повлиять, урезонить их, так как с никакой другой силой они не считаются. Грамотная, высокообразованная, продвинутая Аврора тоже становится жертвой бидаевской антигосударственной деятельности. Даже из нее делают террористку – взрывают в конце романа. А каково слаборазвитым, полуграмотным юнцам, которые в силу стечения коварных обстоятельств попали в кровавые жернова отдельных оборотней в погонах?

Мы отметили, сам роман – как «Аврора»! (Крейсер «Аврора», выстрел которого стал сигналом для штурма Зимнего Дворца). Добавим, сама Аврора – как Чечня! Как та Чечня, которая не хотела воевать, не хотела быть виновницей гибели своих сыновей, ибо она считала своими сыновьями и чеченцев, и русских, потому что за столько веков совместной жизни привыкла к ним – к тем и другим, - как к своим родным чадам. Как та Чечня, которая понимала, что человеческая жизнь – самое ценное, что есть на свете, что только Всевышний, даровавший ее, может ее и отнять! Чечня, стремящаяся к мирной жизни, устремленная в будущее, тянущаяся к наукам и новым знаниям. Чечня – справедливая, способная найти общий язык со всеми, делающая своими сторонниками и друзьями бывших врагов. И в контексте мировых процессов, сложного политического противостояния в мире образ Авроры воспринимается не просто как образ чеченской женщины, он шире, глубже и масштабнее, это – образ всей Чечни, в которой совсем недавно полыхал управляемый военный конфликт. Но нашлись в самой Чечне силы, разгадавшие тайный замысел врагов России, ставшие на защиту чести и достоинства своего народа и республики. И возглавил их Глава республики. Человек – бесстрашный, мужественный, волевой, знающий истинную цену жизни и смерти, преданности и предательству, искренности и подлости. Он грудью встал на защиту своего народа, своей республики и погиб, сраженный коварным терактом 9 мая 2004 года на грозненском стадионе «Динамо». Автор не называет фамилию Главы республики, но читатель знает: речь идет о чеченском национальном герое – первом Президенте ЧР, Герое России Ахмат-Хаджи Кадырове.

Автор умышленно не называет фамилию Главы республики. Это – историческая личность. Если назвать фамилию, то получится исторический роман, а этот жанр – строгий, конкретный, заставляющий вести повествование в определенных рамках исторических событий и реалий. Другое дело – просто роман, как художественное произведение, здесь тебе и вольность, и простор для художественного вымысла, для игры воображения и фантазии.

На то, что в романе «Аврора» не следует искать точную аналогию в современной истории чеченского народа, автор тонко намекает, допуская следующую неточность. Поэтому ошибка в дате проведения референдума 23 марта 2004 года воспринимается уже не как опечатка или корректорское упущение, а как гениальный авторский прием, указывающий нам: не воспринимайте все буквально. Автор знает, что референдум состоялся в 2003 году. Но он специально ставит 2004 год, показывая тем самым, что роман «Аврора» - не строгое следование исторической правде, а всего лишь художественный вымысел, основанный на реальных событиях, в нем многое – плод воображения писателя. Однако в основе повествования – все-таки реальная жизнь многих реальных людей, чьи судьбы и характеры собраны в вымышленных образах Цанаева, Таусовой, Ломаева, Забаева, Бидаева и других.

И только образ Главы республики реальность: он незыблем, монолитен, не плод писательского воображения и фантазии. Это - реальная историческая личность, чей выдающийся характер и выдающаяся политическая воля позволили чеченскому народу выжить, выстоять, возродиться и снова почувствовать себя нужным и востребованным в многонациональной России.

Оригинальность, уникальность романа «Аврора» заключается еще и в том, что он может стать толчком для пробуждения и роста самосознания народа – не только чеченского, но и российского. Общая судьба, общие беды и победы – вот фундамент, на котором стоит российская государственность. И попытки наших заокеанских недругов провести межу между народами России, противопоставив их друг другу по национальному признаку и вероисповеданию, - будут обречены на провал, если в основу взаимоотношений всех народов России будет положен принцип равенства, братства, справедливости.

(Продолжение следует)

Мансур МАГОМАДОВ №18 (1701) 1 февраля 2012г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |