Главная » НОВОСТИ » Роман – как «Аврора». Аврора – как Чечня («Вести республики»)
Роман – как «Аврора». Аврора – как Чечня («Вести республики»)
03.02.2012 10:25
Роман «Аврора» показывает вот еще что: мир изменился, говорит писатель, раздвинулись границы. Информационные технологии позволяют сегодня в режиме реального времени быть в любой точке земного шара. Поэтому не должно быть противостояния, насилия, агрессии ни между народами, ни между странами. Общий дом – Земля – требует бережного отношения к окружающей среде. А от нас всех, населяющих ее, - друг к другу. Роман «Аврора» показывает, что мир настолько изменчив, насколько готов измениться сам человек. И тут речь - не только о чеченской социальной среде, речь – о всей российской действительности, речь - о проблемах более масштабных, планетарных – все в мире взаимосвязано, все тесно переплетается, взаимно влияет друг на друга: не может быть спокойно в центре России – в Москве, если не будут царить порядок и спокойствие на окраинах страны – в Грозном, Махачкале, Архангельске, Владивостоке и т.д.
Образ Цанаева – образ прогрессирующий, развивающийся. Казалось бы, куда еще развиваться, и так все развито до невозможности – доктор наук, профессор, директор института. Но, Цанаев – человек, а человек – слаб. Тонкий психолог и гениальный знаток человеческой души Канта Ибрагимов знает, что все, что нужно человеку, заложено в нем самом, – и хорошее и плохое, и доброе и злое, и созидательное и разрушительное. Есть в человеке то, что делает его ангелом, а есть и то, что превращает его в дьявола – какие силы в нем победят, те и будут верховодить, управлять им, водить его за руку по жизни, как послушную марионетку, безвольную куклу. Этот же закон действует и в общественной среде. На примере Цанаева писатель Канта Ибрагимов наглядно показывает, что развитие интеллекта и развитие духовно-нравственной составляющей не одно и то же. Человек может познать мир настолько глубоко, что легко может объяснить то, что происходит вокруг в материальной и моральной сфере. Но тот же человек – продукт высочайшего интеллекта и самопознания, может быть настолько несовершенен, уязвим, что может попасть в плен собственных слабостей и привычек, пагубно влияющих не только на работу мозга, но и всего организма – физического и социального. Некоторых может утомить то, что Канта Ибрагимов уделяет много времени и внимания душевным терзаниям Цанаева, его интимному чувству, зарождающемуся постепенно, исподволь, в глубине истерзанной и непонятой в семье души. Но мир и различные вещи в этом мире настолько хрупкие, настолько тонкие, что то, что казалось неисправимым, невозможным переделать, становится под влиянием житейской мудрости, любви и обаяния своей противоположностью – меняя не только свою былую суть, но и внешнее проявление человеческой воли и характера. Пример, жена Цанаева. К концу романа она меняется в лучшую сторону, становится добрее, сближается с Авророй, которую раньше терпеть не могла. И всего-то надо было для этого – удовлетворения ее мещанского интереса и проявление безупречной доброты и бескорыстия. Аврора перевоспитывает жену Цанаева. Своим видением мира и отношением к жизни она заставляет пересмотреть свое отношение к отцу и членов семьи Цанаева. Она перевоспитывает самого Цанаева. Вначале слабый, безвольный, легко подпадающий под влияние жизненных обстоятельств и пагубных привычек, Цанаев в конце романа предстает перед нами другим – сильным, волевым, одержавшим верх над своими пристрастиями и привычками. Если в самом начале он никакой не боец, то в конце романа Цанаев – боец, неустрашимый, бескомпромиссный, готовый бороться со злом и подлостью любыми средствами и - даже ценой собственной жизни.
Социальная жизнь отражена в романе «Аврора» в форме образов - конкретных, единичных предметов, явлений, событий. Образы героев Цанаева, Таусовой, Ломаева, Забаева, Бидаева и других обладают наглядностью, им свойственна конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. Образность романа «Аврора» свидетельствует о его принадлежности к высокому искусству и наличии у Канты Ибрагимова высокого писательского мастерства.
Из чего это видно? А вот из чего - все аспекты современной жизни России и Чечни рассматриваются в романе «Аврора» в тесном единстве с самыми разными жизненными явлениями. В романе гармонично сочетаются все элементы конкретного повседневного человеческого существования (например, поездка жены Цанаева в Грозный, нападение боевиков на институт, бытовые условия, в которых живут Таусовы, и многое-многое другое), в нем смешалось большое и малое, закономерное и случайное, интимные чувства и душевные переживания. Жизнь нуждается в осмыслении – кажется, вот такую именно задачу и поставил писатель Канта Ибрагимов, приступая к работе над романом.
Еще Н. Г. Чернышевский писал, что «содержанием искусства становится все, что в действительной жизни интересует человека». Т. е. не может писатель просто отразить жизнь. Он должен отразить то, что его интересует, волнует, беспокоит, тревожит. Поэтому, изображая те или иные жизненные явления, Канта Ибрагимов определенным образом их оценивает. Роман «Аврора» проникнут авторским, заинтересованным чувством, в произведении складывается целая система художественных утверждений, отрицаний, оценок. Ясное дело, что любое художественное произведение несет в себе определенную эмоционально-ценностную ориентацию, оценку. Оно стремится утвердить в сознании читателя некоторую систему ценностей. Таковы и предыдущие романы Канты Ибрагимова - «Прошедшие войны», «Седой Кавказ», «Детский мир» и, конечно, такова «Аврора».
Наряду с познавательной и оценочной функцией, роман Канты Ибрагимова «Аврора» имеет еще и важную воспитательную функцию. Ее воспитывающее значение очень велико. Молодежь учится на «Авроре» подражать положительным героям и остерегаться действий и поступков, характерных отрицательным героям.
Таким образом, творчество Канты Ибрагимова формируют личность человека, влияет на его систему ценностей, исподволь учит его мыслить и чувствовать. Прочитав роман «Аврора», каждый молодой человек, бесспорно, захочет быть похожим на главную героиню Аврору - чувствовать себя добрее, умнее, духовно богаче.
Роман «Аврора» оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, чувственное наслаждение. Роман трогает душу читателя, вызывает его эмоционально-личностную реакцию. Читая Ибрагимовский роман, понимаешь, насколько художественная реальность, воплощенная в романе, соответствует реальности действительной. Временами кажется, что нет особого различия между реальной действительностью и вымышленной реальностью. В этом – талант и гений писателя Канты Ибрагимова. Однако не следует забывать, что мир романа «Аврора» - всего лишь условность, его мир - это мир вымышленный. Даже если бы Канта Ибрагимов строго опирался на фактический материал, все равно не обошлось бы без творческой роли вымысла. Вымысел является сущностной чертой любого художественного произведения, в том числе и романа «Аврора». Он проявляется в принципе отбора и построения в структуре композиции изображенных в произведении явлений, фактов, событий. Например, явление по названию соответствует конкретному историческому событию, но не соответствует ему по дате. Например, тот же референдум - 2004 год вместо 2003 года.
Содержание романа «Аврора» - реальность. Его нельзя придумать – оно пришло в роман из жизни. С формой – иначе. Она может быть любой, и даже неправдоподобной, потому что она существует для отражения содержания романа. Так, и Цанаев, и Аврора, и Бидаев – плод воображения Канты Ибрагимова, они условны, поскольку никогда не существовали в реальности в таком виде, в каком воплощены в романе. Однако не являются условностью и вымыслом Россия, Чечня, военные действия, борьба с международным терроризмом, искусственно созданный СМИ негативный образ чеченца, референдум и т. д. Это – реалии жизни.
Мы уже отметили то обстоятельство, что действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а творчески преломляются через собирательный образ. Так, Канта Ибрагимов в романе «Аврора» выбирает из действительности наиболее характерное, усиливает эту характерность и воплощает ее в конкретном художественном образе. Так создается образ героя, действующего лица - вымышленная личность со своим характером, принципами, мировоззрением, психологией. Таковы все герои романа «Аврора».
Чувственное восприятие всегда опережает эмоциональную реакцию, мы воспринимаем в ибрагимовском романе «Аврора» сначала его форму, а потом через нее - соответствующее художественное содержание. Ясно, что в любом художественном произведении равно важны и форма, и содержание.
По мнению Г. Д. Гачева и В. В. Кожинова, «любая художественная форма есть не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание». Содержание формы – данность, она реально воспринимается читателем и состоит из множества художественных приемов и элементов, среди которых не последнее место занимают тема, проблема, идея и т. д.
Структурно роман «Аврора» имеет одну особенность – он не разбит на главы и разделы. Композиция романа проста, сюжет тоже прост. Однако, несмотря на это, части романа, разделенные звездочками, объединены друг с другом настолько тесно, что это уподобляет «Аврору» гармонично созданному, упорядоченному живому организму. Это облегчает чтение и восприятие самого романа. Поэтому содержание и форма романа взаимно дополняют друг друга, создавая единое целое.
Тематика романа «Аврора» многогранна, она состоит из множества тем. Это – взаимоотношения людей в российском обществе, в чеченской семье, между мужем и женой, отцом и детьми, возлюбленными; отношение человека к религии, обычаям и традициям отцов; преступное поведение отдельных представителей спецслужб, правоохранительных органов; морально-нравственные ценности, установившиеся как в обществе, так и в научной среде и т. д.
В романе «Аврора» явно различаются темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические темы - это характеры и обстоятельства, рожденные в конкретной социально-исторической среде, т. е. во время военных действий и после них. Они локальны и не повторяются в другое время. Таковы, например, тема авианалетов и артобстрелов населенных пунктов Чечни во время двух военных кампаний. Вечные темы повторяются в истории разных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Таковы, например, темы любви и дружбы (Цанаев и Аврора, Цанаев и Ломаев), взаимоотношения поколений (Цанаев и его дочь), тема взаимоотношений человека и представителей власти (Цанаев и Федоров).
Таким образом, роман «Аврора» - произведение, в котором сталкиваются не одна, а несколько тем. Однако главная тема – это тема незаурядной личности, чеченской женщины Авроры и незащищенность простых людей от преступных действий оборотней в погонах. Все остальные темы – тема любви, тема преследования родственников тех, кто воевал, - племянников Авроры, тема подтасовки фактов и продажности оборотней в погонах - Бидаев, тема нечистоплотности отдельных чиновников, тема взаимоотношений мужа и жены, общества и человека – побочные. Все они помогают раскрыть главную тему – тему непоколебимости характера, взглядов, принципов и моральных ценностей главной героини.
Превращенная «оборотнями в погонах» в террористку Аврора погибает. Ее взрывают, чтобы засвидетельствовать очередной теракт. Чтобы еще раз оповестить через СМИ: чеченцы – террористы. Отсюда вывод: террористов надо уничтожать. Ясно, что там, где уничтожение, - всегда война. А там, где война, – всегда обогащающиеся, повышаемые и награждаемые. Пожирая несметные материальные и людские ресурсы, война ослабляет государство, а это – на руку внутренним и внешним врагам. Однако Аврора и по образу мышления, и по наличию цели - не террористка. Она - живая бомба в чужих руках. Ее беда в том, что она ничего не может сделать в этой ситуации. Чтобы избежать человеческих жертв, она отбегает в сторону и предупреждает людей о грозящей им опасности. Рассказ о последних минутах жизни Авроры автор романа передает через уста Ломаева. Он рассказывает находящемуся в больничной палате Цанаеву, как погибла Аврора. Ломаев говорит: «Она на бегу отшвырнула двух ментов из оцепления и побежала в поле, на ходу крича: «Уходите, не подходите, берегитесь, я сейчас взорвусь! Спасайтесь!» - ее рванули».
Проблематика романа «Аврора» - это область осмысления, понимания писателем Кантой Ибрагимовым отраженной им реальности. Здесь проявляется ибрагимовская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где главная тема рассматривается под определенным углом зрения. В романе параллельно приводятся размышления, как самого автора, так и главного героя Цанаева, есть письмо племянника Авроры, есть и письмо самой Авроры, адресованное Цанаеву, из мыслей и идей, высказанных в них, складывается целостная авторская концепция реального мира и реального человека.
В отличие от тематики проблематика - субъективная сторона художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется индивидуальность писателя, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л. Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету». И проблематика романа часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности произведения.
В романе «Аврора» явно просматривается сразу несколько типов проблематики. Например, национальная. Канта Ибрагимов пишет в романе «Аврора» о судьбе современной России, чеченского народа, национальной судьбе россиян, потому что герои романа – граждане России, действие происходит то в Москве, то в Грозном. Вплетен в ткань повествования романа и другой тип проблематики: нравоописательный. В романе «Аврора» описываются состояние российского общества и отдельных его слоев, например, научной среды - как, каким образом люди, далекие от науки, получают ученые степени и звания. Примеры – Ломаев и Забаев. Автор романа хорошо знает эту среду. Он – доктор экономических наук, профессор.
Социокультурная проблематика представлена в романе «Аврора» показом устойчивых, сложившихся, повторяющихся черт бытия и сознания людей. Осмысливаются, как правило, такие свойства и качества, которые характерны для очень широкой группы людей, иначе говоря, состояние общественной среды.
Как пример – ложные образы, журналистские штампы, созданные СМИ не без подсказки отдельных политиков и политологов. «Чеченец - бандит», «чеченец – террорист» - один из них. В противовес такому идеологическому прессингу, К. Ибрагимов мастерски использует в своем романе ценный литературный прием. Качества, присущие в принципе большинству представителей данной среды, в характере главной героины Авроры он возводит в некую степень, гиперболизирует (таков, например, образ Авроры). Ей не свойственны такие качества, которых нет в массе, в людях той социальной среды, которую она представляет.
Действительно, если взять общий для всего романного содержания проблемный интерес - интерес к личности, к личностному началу, - то легко можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна и писатели могут подходить к ее осмыслению с нескольких принципиально различных сторон.
(Продолжение следует)
Мансур Магомадов, №19-20 (1703) 2 февраля 2012г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста