Мир
МИД Франции заявил о праве Украины бить по России ракетами SCALP
Главная » НОВОСТИ » ПРЕМЬЕРЫ С ПОПРАВКОЙ НА ВРЕМЯ («Молодежная смена»)
ПРЕМЬЕРЫ С ПОПРАВКОЙ НА ВРЕМЯ («Молодежная смена»)
13.03.2012 18:14
Мама закрыла чемодан, потом взяла портрет отца и стопку его писем-треугольников. Они вышли из подъезда. Но не было машины, на которой, как он думал, их отвезут на вокзал. Крепко взяв Руслана за руку, мама быстро шла по улицам города. Мальчик обратил внимание, что было много военных. Но смотреть по сторонам не было возможности, он едва успевал за мамой: так быстро она шла. Руслан устал, но жаловаться было стыдно. Он только спросил: «Куда мы идем?» «В Алхан-Юрт», - услышал в ответ и обрадовался – там жили их родственники.
- Мама узнала о том, что нас будут выселять за день до этого. Поэтому решила, что в ссылке надо быть вместе с родственниками. А они жили в Алхан-Юрте. Вот туда мы и пошли, - вспоминает Руслан.
Мы сидим в его кабинете в заново отремонтированном здании театра имени Х. Нурадилова. Руслан Хакишев – главный режиссер этого театра, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР. Почетных званий и премий у него множество. Но самое главное – это признание его таланта зрителями не только Юга России, но и многих городов страны и за рубежом. «Песни вайнахов» в собственной инсценировке и постановке Руслана Хакишева знаменитый театральный критик Владимир Сахновсикй назвал классикой современного театрального искусства.
- Февраль 1944 года отнял у меня не только дом, родину, но и отца. Через десять дней после того, как нас погрузили в вагоны и повезли в «никуда», погиб мой отец, - говорит Руслан. А тогда, подойдя к Алхан-Юрту, они увидели, что село уже оцеплено солдатами. Но все-таки им удалось попасть в один эшелон, и к месту ссылки они приехали вместе с родственниками.
- Я слышал, в вагоне говорили, что нас привезут к морю, посадят на паромы и утопят. И я все выглядывал в окно, забираясь на какие-то коробки и ящики, надеясь первым увидеть море. Как раз состав въехал на мост через Волгу и я увидел стоящего между вагонами солдата в тулупе и с автоматом в руках. Он тоже увидел меня и помахал рукой.
Им повезло, эшелон остановился на станции Кызылорда. Этот город и был определен спецпереселенцам для отбывания ссылки, и сколько на продлится – никто не знал. Город был многонациональный. Начиная с тридцатых годов, сюда, в населенные пункты Казахстана, а то и просто в чисто поле высаживали спецпереселенцев. В Кызылорде население за счет «врагов народа» увеличилось втрое.
- Здесь были немцы, украинцы, поляки, татары, калмыки, балкарцы. Было много ссыльных еще с 20-х годов представителей интеллигенции из крупных городов России. Особенно из Ленинграда. В школах математику, физику, химию, гуманитарные предметы иной раз преподавали ученые с мировым именем. И хотя жили в городе люди разных национальностей и вероисповеданий, с разными традициями и обычаями – я не припомню ни одного случая межнациональной распри, - говорит Руслан.
Через несколько дней после приезда, их семья получает похоронку. Может, поэтому, а может по какой другой причине, маму Руслана берут на работу в школу завхозом и там же при школе им выделяют жилье – маленькую комнатушку, где и жили до тех пор, пока Руслан не закончил шестой класс.
- Мы жили скромно, но не голодали, не мерзли так, как многие наши земляки. Почти всем моим одноклассникам пришлось оставить школу, хотя ребята были способные, особенно в точных науках. Нужно было идти работать, помогать семье. Так что я один из наших спецпереселенцев смог закончить 10 классов в дневной школе,- вспоминает мой собеседник.
Ему везло на педагогов, считает он. Собственно, это и понятно, ссылали-то подальше от крупных городов людей высокообразованных. Эти люди старались свои знания, опыт передать ссыльным ребятам, среди которых были по-настоящему одаренные личности. Руслан рассказывает, что пьесу Мартина Идена они в школе играли на английском языке.
Он мечтал стать архитектором, и к этому были все предпосылки – в художественном кружке, где он занимался, преподаватель настойчиво рекомендовал подростку учиться дальше. Но рядом с Русланом, каждый вечер рассказывая удивительные легенды и сказания из жизни вайнахов, жила его тетя, заслуженная артистка РСФСР Хава Хакишева, которая с трех лет водила мальчика на все репетиции и спектакли.
- Так вот откуда у тебя появилась идея создания «Песен вайнахов»! – поняла я. Этот спектакль в дни, когда была еще Чечено-Ингушетия, посетили – и не один раз! – все театралы Грозного, независимо от национальности.
В 1957 году первой на родину уехала мама Руслана, а он остался с тетей в Кызылорде, чтобы закончить десятилетку и получить аттестат. А дальше – как предсказывала Хава Хакишева: один из лучших театральных вузов страны - Ленинградский ЛГИТМиК, куда была принята группа чеченских и ингушских девушек и парней, и которые стали тем стержнем, который формировал в дальнейшем творческий коллектив театра. А главным режиссером театра в самые трудные годы был и есть Руслан Хакишев, человек, чье творчество широко известно и признано далеко за пределами республики.
Татьяна ГАНТИМУРОВА
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста