Вс, 29 сентября, 18:21 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Свет далекой звезды («Вести республики»)

Свет далекой звезды («Вести республики»)

25.07.2012 15:19

ЮСУП ИДАЕВ. Яркое, самобытное явление в сценическом искусстве Чеченской Республики. Он родился в мрачные тридцатые годы прошлого столетия. Очень рано остался сиротой, отца его поглотила стужа сталинизма.

Но в жизни Юсупа Идаева, как и в жизни его сверстников-чеченцев, была еще и депортация. Юсупу было неполных семь лет, когда вагоны, до отказа набитые «врагами народа», помчались на восток. К великому сожалению, Юсупа Идаева с матерью не обошла эта горькая участь и долгих тринадцать лет они мыкались на чужбине, как и все безвинно сосланные чеченцы. Однако необходимо отметить, что мать Юсупа Идаева Мадина принадлежала к известной чеченской фамилии Мациевых, была женщиной интеллигентной и образованной, даже в тех невыносимых условиях настояла, чтобы ее единственный сын закончил среднюю школу, что по тем временам было сродни гражданскому подвигу. И первый свой хлеб Юсуп Идаев начал зарабатывать там, в далеком Казахстане, устроившись на работу в вокально-инструментальный ансамбль. Юноша был очень музыкальным, обладал приличным голосом, играл на разных инструментах.

Но сделать сценическую карьеру на чужбине Юсуп Идаев не успел. И вовсе не потому, что таланта не хватило. Просто на дворе был уже 1957 год, чеченцам дозволено было вернуться на Родину и маленькая семья Идаевых, не мешкая, вернулась в восстановленную Чечено-Ингушетию. А здесь уже набирали молодых людей в театральную студию для обучения мастерству в северной столице. Так Юсуп Идаев попал в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Годы учебы пролетели быстро. О творческих способностях Идаева говорит дипломный спектакль «Ромео и Джульетта», где начинающий актер исполнил главную роль. Ромео Юсупа Идаева – романтичный юноша, готовый на самопожертвование во имя любви.

Невзирая на молодость, Юсуп Идаев проникся всей своей трепетной душой в сложные коллизии высокой драмы. Его герой не просто любил Джульетту, он отстаивал право любить вопреки всем надуманным препятствиям. Отрадно, что молодой актер не сдрейфил перед прославленным именем всемирно известного драматурга Вильяма Шекспира, а напротив, яркие краски его многранного таланта приблизили романтический образ с далекой Вероны к чеченской действительности. Дипломный спектакль студийцев приняли восторженно. Весь блистательный актерский ансамбль, создавший спектакль «Ромео и Джульетта», с первых же шагов на сцене покорил своих зрителей отточенным мастерством, незаурядностью таланта. И все-таки пальма первенства в том спектакле по праву принадлежала исполнителям главных ролей – Юсупу Идаеву и незабвенной Нелли Хаджиевой, темпераментно и увлеченно сыгравшей Джульетту.

Незаурядные способности Юсупа Идаева не остались незамеченными театралами Чечено-Ингушетии. В самом начале шестидесятых годов прошлого столетия, с расчетом на лирическое начало амплуа Идаева театр поставил широкоизвестную музыкальную комедию азербайджанского драматурга Гаджибекова «Аршин Мал Алан». Главную роль опять доверили Юсупу Идаеву. Его Аскер в этом спектакле отказывается жениться на незнакомой девушке. Он непременно должен ее увидеть, узнать, воспылать чувствами, иначе как с ней потом прожить всю жизнь и в радостях, и в горестях. Смекалистый юноша находит выход из сложной ситуции. Он переодевается в коробейника и отправляется торговать шелками. И находит свою настоящую любовь.

Актер на сцене естественен и азартен. Зрительный зал верит, а главное – очень хочет, чтобы Аскер в исполнении Юсупа Идаева нашел свое счастье. В этом и заключается сила художественного воздействия, когда талантливый актер и партер хотя бы на короткие мгновения живут одной жизнью.

В середине 60-х годов XX века Чечено-Ингушский Государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова обратился к русской классике. Был поставлен спектакль «Без вины виноватые» по одноименной драме Александра Островского. Вновь встретились на сцене в новом спектакле Нелли Хаджиева и Юсуп Идаев. Нелли Хаджиева играла Кручинину, Идаев – ее несостоявшего возлюбленного Мурова. Герой Юсупа Идаева в этом спектакле сумел пленить сердце юной красавицы, она отдалась ему без оглядки, со всем чарующим бесстыдством первой любви, слепым безумством темпераментной души. И как всегда бывает в таких случаях – обожглась. Муров предал ее, невзирая на то, что она ждала ребенка от него. Предал ради другой, нелюбимой, но богатой, с большим приданым. Беспощадно искалечил судьбу близких себе людей, но прежде всего искромсал собственную судьбу, продав свою мелкую душонку дьяволу. Об этом красноречиво свидетельствуют финальные картины спектакля «Без вины виноватые», когда опустошенный и сломленный Муров просит любви и прощения у женщины, когда-то им самим коварно брошенной. Сочными красками, умело и продуманно лепит Юсуп Идаев образ Мурова, неудачника, наказанного самой жизнью за свое малодушие.

К этой теме, к теме старой, как мир, – малодушия и бесхребетности красивых мужчин обратится Юсуп Идаев и в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по одноименной повести киргизского писателя Чингиза Айтматова. Балагура и весельчака, крепкого рабочего парня, шофера районной автобазы Ильяса играет Юсуп Идаев в этом спектакле. Здесь он, на первый взгляд, сильный, красивый мужчина. На него заглядываются девушки. Диспетчер автобазы Кадича в исполнении Нелли Хаджиевой и не скрывает свои серьезные намерения. И Ильясу нравится повышенное внимание прекрасной половины человечества к своей неординарной персоне. Но однажды в степи он повстречает Асель, и она, совсем юная и привлекательная, топольком в красной косынке навсегда поселится в его сердце. Асель ответит взаимностью на его искренние чувства. Они поженятся, у них появится желанный первенец. Ильясу как хорошему работнику выделят жилье и Асель старается, выбиваясь из последних сил, чтобы это жилье превратить в уютное гнездышко, где она с нетерпением всегда ждет любимого мужа. Однако успехи на работе, да и рождение сына-первенца не на шутку вскружили голову передовику производства Ильясу. Тут и Кадича со своими пылающими чувствами, без особой востребованности, но всегда готовая урвать кусочек бабьего счастья. Мало кто из мужчин устоит перед натиском такого вулкана сладострастия. Вот и Ильяс сорвался, на мгновение забыв о своей любви, о сыне, о своей ненаглядной Асель.

Здесь необходимо отметить, что в роли Асели в спектакле «Тополек мой в красной косынке» играла блистательная Зулай Багалова. Она и в настоящей жизни была женой Юсупа Идаева, а спектакль «Тополек мой в красной косынке» – единственное сценическое произведение, где муж и жена вместе играли в главных ролях на сцене Чечено-Ингушского Государственного драматического театра. Зулай Багалова играла самозабвенно. Ее вдохновение и темперамент заражали зрительный зал. И когда Асель, уставшая от шумных утех и забав изменившегося Ильяса, брала в охапку маленького сына и темной холодной, дождливой ночью покидала совместное жилище, чтобы уйти в неизвестность, зрительный зал провожал ее долгими и бурными аплодисментами.

Гимном большой и светлой любви прозвучал в середине шестидесятых прошлого столетия спектакль «Варшавская мелодия» по одноименной пьесе Леонида Зорина, поставленный режиссером Мималтом Солцаевым на сцене Чечено-Ингушского госдрамтеатра. В роли Виктора выступил Юсуп Идаев. Гелену играла Таибат Саиева. Весь спектакль шел на едином дыхании, на оголенном нерве. Актеры играли неистово. Главные герои спектакля – московские студенты послевоенного времени. Она полячка, обучается музыке в московской консерватории. Он простой советский парень, даже где-то бесшабашный, учится мастерству винодела. Но неожиданно встречается с Геленой и влюбляется на всю оставшуюся жизнь. Она отвечает ему взаимностью. Виктор мечтает сделать Гелену счастливой, готов жениться, и она верит в это грядущее счастье. Однако в Советском Союзе внезапно выходит закон, запрещающий брак с иностранцами, который приводит в отчаяние влюбленную Гелену. Виктор обещает плачущей девушке что-то придумать, но в это же время его отправляют в Краснодар после окончания института и он на ближайшие десять лет теряет из виду Гелену. Извечная борьба между долгом и чувством, искалечившая не одну человеческую судьбу, красной нитью проходила по всему спектаклю. Гелена стала всемирно известной певицей. Виктор тоже преуспевает в жизни, он доктор наук. Занимает не последнее место в стране. Нет только личного счастья у обоих, оно раздавлено громоздкой государственной машиной. Нестерпимую боль с щемящей тоской укоренившуюся в некогда пылком сердце героя от разрыва с любимой женщиной играл Юсуп Идаев в спектакле «Варшавская мелодия» и всем своим неподдельным темпераментом призывал: с любимыми не расставайтесь!

В 1965 году режиссер Петр Харлип ставит на сцене Чечено-Ингушского театра нашумевшую комедию Абдулы Хамидова «Падение Бож-Али». Блистательный актерский ансамбль, сочный чеченский язык, искрометный национальный юмор стали составляющими грандиозного успеха этого спектакля. Юсуп Идаев сыграл в этом спектакле комсомольского вожака Рамзана. Помимо великолепной актерской игры зрителям спектакля «Бож-Али» довелось стать свидетелями открытия вокальных возможностей любимого артиста. В спектакле была песня на слова Сайхана Магомадова «Собардехьа, д1а ма г1охьа…», написанная специально к премьере и превосходно исполненная Юсупом Идаевым. С легкой руки создателей песни, она долгие годы оставалась востребованной, исполняется и поныне. А в те далекие годы это было новое слово в чеченской эстраде.

Сценическое обаяние Юсупа Идаева, непринужденная манера исполнения сыграли огромную роль в том, что образы, созданные этим многогранным актером на сцене национального театра, надолго оставляли яркий след в восторженных душах почитателей его таланта. Таких образов очень много. Особенно актеру удавались социальные образы. Помните его Лагу из спектакля «Петимат» по одноименной пьесе Саида Бадуева. Герой один остается со своей правдой, но не сдается, невзирая на все трудности, которыми щедро осыпает его горькая судьба. Лага помнит, что прежде всего он Мужчина, следовательно ему полагается быть стойким. Чеченцам не к лицу продаваться за медный грош, так учили их мудрые предки.

Несколько иной образ создает Юсуп Идаев в спектакле «Бешто» по инсценировке одноименной повести того же Саида Бадуева. Здесь он играет брата Бусаны. Вернее, сына своего отца. Так повелось исстари у чеченцев: воля отца беспрекословна, сын не вправе обдумывать, подвергать сомнению решения отца и, тем более, идти на поводу чувств влюбленной сестры. Его не поймут и осудят, если он допустит непослушание в своем семейном гнезде. В этом весь герой Юсупа Идаева. Так играл его актер скупыми красками, жестко рисуя цельный характер, неподвластный сиюминутным сентиментам.

Эта жесткость проявится и в образе Феликса Эдмундовича Дзержинского, которого с упоением играл Юсуп Идаев в спектакле «Лениниана», поставленном режиссером Мималтом Солцаевым к юбилею пролетарского вождя. Это было первое обращение Чечено-Ингушского театра к ленинской теме, очень ответственной в те времена, но необходимо сказать правду: театр достойно выдержал этот своеобразный экзамен на творческую зрелость. На Всесоюзном театральном фестивале, проходившем в Москве, спектакль был отмечен как один из лучших и стал лауреатом Государственной премии. Несомненно, велика заслуга в этом и Юсупа Идаева, блестяще сыгравшего «железного» Феликса. Как и любую другую свою роль, Юсуп Идаев «очеловечил» этот сложный образ. Сыграл человека с трепетной и сентиментальной душой, но сильным духом, твердым характером и зорким разумом. И наверное поэтому в спектакле образ Феликса Эдмундовича получился многогранным и привлекательным. Как и все, что делал на сцене всеобщий любимец, прекрасный актер Юсуп Идаев.

О нем можно рассказывать очень долго, приводить в примеры его яркие самобытные сценические работы, хотя актер и прожил недолгую жизнь, словно яркая звезда, на мгновение озарившая небосвод.

Юсуп Идаев как истинный актер скончался на сцене. Это произошло 6 мая 1987 года на сдаче спектакля «И дольше века длится день», поставленном режиссером М. Солцаевым по нашумевшему роману Чингиза Айтматова. В этом спектакле Юсуп Идаев играл роль НКВДешника Эрмека – лютого, коварного и жестокого. Играл как всегда самозабвенно. Великолепно доиграл спектакль. Ничего не предвещало беды. После того, как опустили занавес, спокойно переоделся и вышел в зрительный зал. Восторженные зрители уже готовились к обсуждению увиденного зрелища. Настроение у всех приподнятое, праздничное накануне премьеры. Актеры обменивались острыми шуточками.

Вдруг сидевший в первом ряду Юсуп Идаев резко встал и быстрым шагом через весь зал направился к выходу. По рассказам очевидцев, он был необычайно красив и бледен. Подошел к телефону на проходной и торопливо набрал номер домашнего телефона, попросил жену вернуться в театр; она чуть раньше ушла домой, не дожидаясь обсуждения спектакля. Зулай Багалова вихрем примчалась в театр, бежать-то всего два десятка шагов. Но их хватило, чтобы навсегда разлучить ее с дорогим человеком. Юсупа Идаева не стало. Его пылкое сердце не выдержало бешенного ритма жизни, долгих лет изнуряющего труда. Закатилась яркая звезда чеченского романтического театра. Но Юсуп Идаев остался в сердцах своих зрителей. И поэтому, наверное, порой кажется, что, разрывая ночную мглу, нам с далеких небес светит до боли знакомая и родная звезда Юсупа Идаева.

Аза Газиева №138 (1821) 25 июля 2012г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |