Вс, 24 ноября, 09:31 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Полжизни, отданные архивам («Вести республики»)

Полжизни, отданные архивам («Вести республики»)

13.09.2012 15:48

Зарема Ибрагимова пока доктором не стала, но как ученый состоялась

Справка «ВР». Зарема Хасановна Ибрагимова родилась в г. Грозном. Окончила среднюю школу в г. Ливны Орловской области и с отличием исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета (1992 год). Еще будучи студенткой, стала научным сотрудником Института гуманитарных исследований ЧР. Окончила аспирантуру института российской истории РАН, кандидатскую диссертацию по теме «Терская область под управлением М.Т. Лорис-Меликова» защитила в МГУ им. М.В. Ломоносова. Около 20 лет живет в Москве, длительное время работает научным сотрудником – ученым секретарем Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. Она также является старшим научным сотрудником отдела «История народов Северного Кавказа АН Чеченской Республики». Зарема Хасановна Ибрагимова – автор 15 монографий по проблемам чеченской истории.

Газета «Вести республики», наряду с некоторыми периодическими изданиями Чеченской Республики не раз публиковала материалы об одном из самых талантливых чеченских историков – Зареме Ибрагимовой. Тем не менее, я посчитал уместным, будучи недавно в столице, пообщаться с этой обаятельной молодой женщиной и замечательным человеком. Надо сказать, несмотря на выходной день, она любезно согласилась на интервью для газеты и за чашкой чая в Центре изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения Российской академии наук мы поговорили о препонах на научной стезе для представительницы чеченского народа, планах Заремы Хасановны на будущее.

– Зарема Хасановна, Вы уже многие годы и на серьезном уровне занимаетесь исторической наукой. Подготовили и опубликовали ряд фундаментальных трудов, около полутора десятка лет является кандидатом исторических наук. Не пора ли замахнуться на докторскую диссертацию?

– Вопрос, как говорится, интересный. Дело не в том, что я не хочу написать или не могу защитить докторскую диссертацию. Если сложить все, что написано за годы своей научной деятельности, то материалов наберется не на одну докторскую. В принципе я уже выходила на защиту диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, но дело уперлось в предвзятости ко мне со стороны ряда членов ученого совета…

– Наверное, из-за злополучной «пятой графы»?

– Нельзя сказать, что меня третировали и преследовали из-за того, что я чеченка. Но неприятности на этой почве были и продолжаются. А впервые с предвзятым отношением к себе я столкнулась еще в 1986 году, когда поступала в Московский государственный историко-архивный институт. Несмотря на основательную подготовку и приличные ответы, меня, откровенно говоря, срезали на вступительных экзаменах, снизив баллы. Испытав горечь обиды на такую несправедливость, я подала документы в Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и стала готовиться к вступительным экзаменам. Но в это время со мной произошел неприятно-курьезный случай: потеряла все деньги, выданные родителями. Даже на телеграмму домой не осталось. Из-за расстроенных чувств провалила первый же экзамен.

Деньги, к счастью, позже нашлись в общежитии, но пришлось вернуться в Грозный и за считанные дни я подготовилась и поступила на истфак ЧИГУ. Научным руководителем моей дипломной работы по теме «Индия и Япония в планах Германии и Японии в годы второй мировой войны», которую успешно защитила, а впоследствии опубликовала в форме монографии, был доктор исторических наук Шахрудин Айдиевич Гапуров.

Надо сказать, что на нашем курсе учились очень талантливые ребята. Например, Лиза Мачукаева, которая после окончания ЧИГУ защитила кандидатскую в МГУ, Макка Цечоева, также ставшая кандидатом исторических наук, Мадина Гакаева – дочь ныне покойного доктора исторических наук, профессора Джабраила Гакаева.

Мне повезло, что еще будучи студенткой меня пригласил на работу директор Института гуманитарных исследований ЧР Ваит Хумидович Акаев, ныне доктор философских наук, член-корреспондент Академии наук ЧР, за что ему очень благодарна. Пользуясь возможностью, хочу сказать большое спасибо своему первому наставнику в науке, ныне президенту АН ЧР Шахрудину Айдиевичу Гапурову, известному историку-археологу Мусе Хароновичу Багаеву, которые до сих пор поддерживают меня, радуются моим достижениям в науке.

Также не могу не выразить огромную благодарность чеченским бизнесменам Абубакару Арсамакову, Мовлиду Бажаеву, Президенту Ассоциации чеченских общественных и культурных организаций Исмаилу Дадалаеву, без материальной помощи которых я не смогла бы опубликовать свои труды.

Возвращаясь к вопросу о докторской степени повторю, что не получила ее из-за предвзятости отдельных ученых-мужей к чеченцам и чеченской истории. Тем не менее, я не склонна делать из этого трагедии, так как за двадцать лет научной деятельности доказала свою научную состоятельностью, выпустили 15 монографий, получивших признание в научном мире.

– Как я знаю, Вы родом из Ножай-Юртовского района, как и известные политические и военные деятели второй половины XIX начала ХХ века Чермоевы. К сожалению, о них до сих пор нет серьезных научных исследований. Почему бы Вам не восполнить этот пробел?

– Вопрос, конечно, резонный. Чермоевы, действительно оставили заметный след в чеченской и российской истории. Я, вообще, считаю, что нужно подготовить и создать чеченскую народную энциклопедию, где были бы представлены не только политики, генералы, но и простые люди, будь они пастухами, скорняками или кем-либо другими.

Свою лепту в увековечении земляков я стараюсь внести. Так, мной издана монография «Чеченцы в зеркале царской статистики». Там я сделала таблицы, куда внесли чеченцев, фигурировавших в архивных материалах. Конечно, большинство из них составляют военные. Например, в Военно-историческом архиве России я перебрала дела 800 чеченцев, участвовавших в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Я также занималась чеченцами Терской области, которым было присвоено дворянское звание. Так вот, среди тех, кому официально было пожаловано звание потомственных дворян, я обнаружила только две фамилии – Чермоевых и Курумовых. Еще много было претендентов на эту привилегию, а также, получивших звание личных дворян.

Интересно, что по общему количеству потомственных дворян Курумовы и Чермоевы занимают первое место в Терской области. Даже у кабардинцев, которые, как известно, породнились еще с русским царем Иваном IV Грозным, нет фамилий с таким числом потомственных дворян. В одной из моих книжек – «Царское прошлое чеченцев: политика и экономика» – есть портрет Чермоевых, разумеется, и самого Абдул-Межида (Тапы Чермоева). А потомкам Курумовых, проживающим в Москве, я передала копии ведомостей, со школьными оценками их именитых предков, чем они были приятно изумлены.

– Зарема Хасановна, в завершение нашей интересной беседы хотелось бы узнать о Ваших планах на будущее.

– Недавно я закончила работу над научно-библиографическим указателем «От Терека до Аргуна» и опубликовала его. Его мы разослали по всем библиотекам и архивам Северного Кавказа. Собираюсь продолжить эту тему, работаю в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Грозного… Еще предстоит завершить работу с материалами XIX века и взяться за век ХХ-й.

В конце названной монографии есть алфавитный указатель имен. В нем можно найти интересующее имя и узнать, в каком архиве искать более подробные данные. Таким образом, люди могут найти сведения о своих родственниках, односельчанах и так далее.

Надо сказать, архивная работа очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого умственного и физического напряжения. Тем не менее, это очень нужное, ценное для науки дело и я ничуть не жалею, что полжизни провела в архивах. Впереди еще уйма работы, новых открытий, которые оправдывают тяжелый труд, греют душу. Помимо архивной деятельности сейчас работаю над подготовкой тематического фотоальбома по истории Грозного. В этой работе, конечно, вплотную придется подсесть в Интернет. Есть у меня и другие научно-исследовательские задумки. Надеюсь, для их реализации хватит сил и времени.

– Я также надеюсь, что Вы, с помощью Всевышнего, добьетесь осуществления всех своих планов и еще долго будете радовать нас научными достижениями. Дай вам Бог, всяческих благ, здоровья, счастья!

– Спасибо за добрые пожелания, постараюсь оправдать надежды моих учителей, коллег, земляков.

Беседу вел А. Нажаев №170 (1853)

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |