Мир
МИД Франции заявил о праве Украины бить по России ракетами SCALP
Главная » НОВОСТИ » Энергия добра («Вести республики»)
Энергия добра («Вести республики»)
29.11.2012 12:05
…Ранним утром писатель Николай Егоров садится за старый и крепкий стол темно-коричневого цвета (подаренный в свое время другом Вениамином Жаком), чтобы сочинить очередные строчки о том, что волнует сегодня.
А некоторые произведения искусства, еще недавно занимавшие здесь место, переданы Николаем Егоровым в дар Грозненской картинной галерее. Сегодня «утренние страницы» уже отложены в сторону, и мы, усевшись поудобнее, начинаем беседу.
Грозный – любовь моя
- Николай Матвеевич, а почему именно Грозному вы подарили свою коллекцию, и что она собой представляет?
- Дело в том, что родился и вырос в Грозном. Учился там, ушел на Великую Отечественную. Командовал взводом разведки, стрелковой ротой, батальоном, был четырежды ранен.После Победы, демобилизовавшись, работал в газете «Грозненскийрабочий». В этом же городе выпустил первые две книжки.
Думая сегодня о нем, еще раз сознаю: Грозный – это город, который вынес недавно две войны. Чеченский народ пережил депортацию. Мне больно за этот город и за этот народ, с которым я жил и среди которого я вырос. Словом, это – мой родной город, с его радостями, с его бедами. Все это касается меня. Волнует меня.
Но я – человек искусства, и многие годы – 65 лет – собирал произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Всего их скопилось около ста – работ донских и грозненских художников. Некоторые из них уже ушли из жизни. Но у меня сохранились их работы. Размещалась эта коллекция у меня дома – в четырех комнатах и в большом коридоре. Среди ее авторов – известные мастера: Ованес Лусегенов, Алексей Курманаевский, Борис Бельмесов, Виталий Коробов, Владимир Сухоруков, Владимир Калинин… Я все это сберег и когда почувствовал, что складывается коллекция, задумался о ее судьбе. Я не хотел оставлять собранное в качестве наследства детям. Чтобы они потом делили или продавали ее. Не хотел, чтобы коллекция рассыпалась. …
И тогда я решил: подарю коллекцию родному городу. Но когда Грозный был разгромлен, когда там были сожжены, разграблены картинная галерея, музей, сделать это было невозможно.
И вот как только я узнал, что картинная галерея восстановлена, я отправил Грозный письмо о моем желании передать туда свою коллекцию. Некоторое время спустя в Ростов приехал директор Грозненской картинной галереи. Экспонаты тщательно упаковали, загрузили в автобусы и увезли. Потом, когда выставка была готова, меня пригласили на ее открытие. Перед поездкой, честно скажу, я очень волновался. Знал, что город разрушен, что нет уже дома, в котором я жил. Понимал: мне не увидеть тот Грозный, который я знал, в котором родился, вырос и жил. Тогда это был южный, зеленый, уютный город…
Так оно поначалу и вышло. Я не признал его вообще. Но потом, общаясь с людьми, выезжая в сельские районы, гуляя по городу, я вдруг почувствовал, что все-таки мой город – обновленный, перестроенный, но именно тот мой город, в котором я родился. Тем более, что местные жители – писатели, художники, простые чеченцы, с кем я общался, очень приветливо ко мне отнеслись…
А когда я увидел коллекцию, уже выставленную в зале площадью 250 квадратных метров, то просто ахнул:такая замечательная выставка!
Ее посетили и дали хорошие отзывы писатели, художники, министры, рядовые грозненцы. Многие благодарили меня. В ответ я выражал глубочайшую благодарность за то, что Чеченская Республика приняла мой дар (был подписан акт о передаче коллекции картинной галерее имени Ахмат-Хаджи Кадырова).
Выставка имела успех. Меня наградили медалью республиканского Mинистерства культуры «За высокие достижения», орденом Магомеда Мамакаева; подарили коллекционные швейцарские часы, избрали почетным членом Академии наук Чеченской Республики…
Мы все равны
- Николай Матвеевич, вы более тридцати лет прожили в Грозном – городе, как известно, многонациональном. Как там складывались отношения между людьми, и что необходимо делать сегодня для улучшения таких отношений?
- Действительно, эта республика, и особенно Грозный, была по-настоящему многонациональной. Я, например, долго не знал, что существуют разные национальности. А ведь среди пацанов нашего квартала, с которыми я вместе рос, дружил, кого только не было –и русские, и армяне, и татары, и чеченцы, и ингуши, и греки, и персы, и ассирийцы… Мы привыкли: дома говорили на родных языках, а на улице – на русском. Его, кстати сказать, мы знали лучше своих родителей. И сегодня, во время посещения выставки меня приятно удивило: молодые чеченцы (и школьники) на улице говорят на русском. А журналисты как знают здесь язык! А студенты, которые брали у меня интервью…
Тем не менее, некоторые сегодня полагают, что в Чеченской Республике не спадает некое напряжение. Нет, это не так. Утверждаю авторитетно: в Грозном царит полная раскованность. Очень много молодежи. Люди живут спокойно. Что касается отношения к русским, то здесь после восстановления города построен красивый мемориал в память о Великой Отечественной войне. На кладбище в полной сохранности могила известного большевика Чернокозова, родившегося в Шахтах, и его жены. Реставрирована фигура солдата на памятнике погибшим. Многое говорит о том, что в Чеченской Республике почтительно относятся к истории, к русским.
Под большим портретом покойного Президента Ахмат-Хаджи Кадырова я прочитал его слова: «Без культуры нет нации». Следуя этому утверждению, грозненцы восстановили Русский драматический театр, Чеченский концертный зал, картинную галерею, при мне был открыт восстановленный национальный музей. То есть там очень многое делается для дальнейшего развития культурной жизни.
Это не значит, что в Грозном нет проблем. Они есть, как и у всякого другого города нашей страны. Но их настойчиво преодолевают. И Грозный, его люди преображаются. Я увидел мирный, спокойный город, по его ухоженным улицам идут красивые девушки вовсе не в халатах, а в модных платьях, подчеркивающих прелести их фигур, на шпильках…
Увидев все это, еще раз убедился, как врут некоторые журналисты. Возьмем недавнюю пресловутую стрельбу во время свадьбы в Москве. Одна популярная газета пишет, что-де так джигиты показывают: они сегодня хозяева жизни и им все нипочем. На мой взгляд, это – провокация. Ведь стреляли хулиганы, которые ну никак не могут представлять весь народ. И ничего страшного, если в Москве кто-то пляшет лезгинку.
Суть в другом: правоохранительные органы должны следить за порядком, выявлять и строго наказывать тех конкретных людей, которые нарушают закон, хулиганят, а не мазать всю нацию. Я считаю, это непорядочно.
Дело в том, что мы все – граждане России. И если мы говорим, что мы – одна семья, то мы и должны вести себя, как в одной семье, уважая друг друга горячо откликаясь на горести и радости друг друга. Вспомните, как объединило ростовчан, стало общим горем недавняя пропажа маленькой Даши Поповой.
Так что не все еще потеряно…
Сегодня, как никогда, нам необходимо объединяться вокруг доброго, а не вокруг злого. Согласитесь: энергия добра, как магнит, притягивает нас.
Дерзайте!
- Вы, Николай Матвеевич, проживаете долгую и интересную жизнь- в следующем году вам девяносто. И, смотрю, ваше писательское перо так же остро. Кстати сказать, вы частенько публикуетесь в газете «Молот» может быть, вас вдохновляет, в том числе и этот прекрасный вид на Ростов, на излучину дона, который открывается с вещего двенадцатого этажа?
- Сразу замечу без ложного пафоса: писательский труд – это не столько вдохновение, сколько изнурительная работа.
Когда меня спрашивают, как стать писателем, я всегда отвечаю: прежде всего ладо приучить себя ишачить, не халтурить, работать до последнего издыхания. А когда вам говорят: «Не умеешь – не берись», – не слушайте, пробуйте, дерзайте! Раз не вышло, второй раз пытайтесь, второй не вышло – третий раз беритесь. Но нужно дерзать. Ставьте себе высокие задачи и, превозмогая все, решайте их. Как помню, в Великую Отечественную мы в атаку по десять раз ходили, чтобы взять какую- нибудь деревушку. А если бы сдрейфили, отошли, то фашисты там и засели бы. А мы их долбали. Погибали, но позицию отстояли. Так и в жизни надо.
И еще: очень важно впитывать в себя окружающую жизнь, искренне любить людей и свою Родину. Например, у меня она начинается с Грозного. Первое представление о прекрасном я, еще мальчик, получил в горах, ущельях и лесах Чечено-Ингушетии… А если шире, то везде моя Родина. Я очень люблю донскую природу – много пишу ней. Я воевал в Украине, Белоруссии, в других республиках. Запоминал видные мною места, пейзажи, потом это отражалось на бумаге, в моих произведениях.
И в заключение скажу: там, где человек работает, там он и служит Родине…
Анатолий Попов
(газета «Молот» №№155-156 за 26 октября 2012 г., г. Ростов-на-Дону) №228 (1911)
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста