Мир
МИД Франции заявил о праве Украины бить по России ракетами SCALP
Главная » НОВОСТИ » И песней за душу берет…
И песней за душу берет…
17.12.2012 13:13
На сегодняшней эстраде так много звезд мнимых и настоящих, что не мудрено и затеряться в этом пестром круговороте.
Но с певицей, о которой мы хотим рассказать вам сегодня, этого не случится: у нее есть все для того, чтобы остаться на сцене и в наших душах – самобытный талант, яркая, броская внешность, вкус и особый шарм
Это было на недавнем благотворительном концерте. Когда объявили следующий номер, и на сцену вышла красивая молодая певица, я вспомнила рассказ одной пожилой женщины, моей родственницы, утверждавшей, что именно ее песни помогли ей выжить после смертельной болезни. Речь шла о Тамаре Адамовой. «Особенно мне нравилась песня «Жималла» – она просто брала за душу. Ее голос обладает какой-то чарующей силой, он помогал мне надеяться на лучшее. Так под звуки ее песен я и поправилась…»
Певица принимала участие в благотворительном концерте в помощь инвалидам по просьбе Региональной общественной организации «Оптимум». Было видно, что Тамара близко к сердцу приняла беду инвалидов и очень хочет помочь. Это почувствовали и зрители в зале. Каждый понимал: такое сопереживание невозможно показать, если идет не от сердца. Искренность певицы, ее чуткость, настроенность на чужую боль сыграли едва ли не большую роль в покорении зала, чем ее певческий талант. Она, как всегда, с достоинством держалась на сцене, была скромна, и при этом была удивительно красива и обаятельна.
Любовь к музыке, к песне Тамаре передалась по наследству. Зура, ее мама, пела с детства, в молодости писала стихи, виртуозно играла на гармонике, знала все фольклорные чеченские песни. Но о сцене и мечтать не смела - она выросла в семье, где фанатическая любовь к музыке и пению и табу на них шли параллельно, рука об руку: отец придерживался очень строгих правил и считал пение баловством и легкомыслием. Любимому занятию девушка предавалась, когда отец куда-то уходил или уезжал. Тогда она, переделав домашние дела, уединялась или убегала к подружке, соседской девчонке и они пели вместе. Все ее беды, генетически переданная родными и близкими тоска по родине (родилась в Казахстане), девические страдания – все нашло свое отражение в песне. Девушка была красавицей – русокосая (густоте и длине ее кос завидовали сверстницы), стройная, кареглазая. Она была удивительно тактичным, добросердечным человеком. Со старшими была предельно вежлива. Ее мелодичный голос звучал мягко, словно журчал ручеек, в разговоре она никогда не повышала тона.
- Но у меня характер скорее отцовский, я иногда «порю горячку», – улыбается Тамара. – Мать меня постоянно сдерживала: мол, спокойно, не спеши, не кричи, ты – девушка, ты должна быть сдержанной, мягкой, тебе не к лицу горячиться…
Но голос Тамара унаследовала от матери – такой же звонкий, певучий, нежный. Русские ей даже говорили: «Когда кто-то другой говорит на чеченском, язык звучит как-то грубо, точно люди ругаются, а вот когда говоришь ты, язык звучит мягко и напевно, будто ручеек журчит. Почему так бывает?» Тамара и сама не знала, но чувствовала, что голосом ее не обделили. Кстати, Создатель не обделил ее не только голосом, но и красотой и статью. Она очень смотрится на сцене, хотя ведет себя на ней максимально скромно и просто, без общепринятых заигрываний с публикой.
Тамара – уроженка села Кошкельды. Там и окончила 11 классов, а потом – Гудермесское педучилище и ЧГУ. Длительное время преподавала чеченский язык, литературу, культуру и этику в гимназии № 3 города Гудермеса. Все эти годы – во время учебы и работы – писала стихи на чеченском и русском языках, принимала активное участие в литературных конкурсах. И пела. Те, кто ее слушал, говорили ей, что она ошиблась в выборе профессии, что ей надо на сцену. И не ошибались. Певицей она чувствовала себя всегда, грезила этим и мечтала. В детстве она пела перед зеркалом, повзрослев, пела всюду при каждом удобном случае. Особенно любила петь в пустой комнате – эхо металось меж стен, множа силу и без того сильного голоса, а она представляла себя на сцене. Она словно чувствовала, что рано или поздно она выйдет к зрителям, вынесет на их суд свои песни. Ее песня «Жималлла» стала своего рода визитной карточкой. Девушка записала ее в 1999 году и была уверена, что зритель примет ее. Но тогда она не успела спеть ее со сцены. Песня так и пролежала в ящике стола целых девять лет. Она чувствовала, что песня принесет ей успех, но всему, как говорится, свое время – ведь и яблоко должно созреть, прежде чем упасть с дерева.
Выбор профессии не был для нее делом простым. Она очень любила детей и поначалу думала, что будет детским врачом, и после девятого класса даже подалась в медучилище. Но когда у нее по какому-то случаю взяли из пальца кровь на анализ, ей сделалось плохо, и на врачебной карьере пришлось поставить крест. Но теперь перед ней стояла другая дилемма: оставаться учительницей или уйти на сцену. Вопрос очень сложный для нее. Как никак, работе в школе отдано без малого 15 лет, и здесь она сумела найти себя. К слову, между этими двумя профессиями много общего. «Учитель, – говорит Тамара, – должен быть немного актером, если он учитель, – это помимо того, что он должен знать и любить свой предмет и детей». И она вполне соответствует самым строгим требованиям, предъявляемым к учителю, – об этом позже. Но в душе по-прежнему живет «святая к музыке любовь». А писать и исполнять песни ей повелела сама судьба – отец Рахман писал стихи и даже печатался в местной газете, дед по отцовской линии Ахъяд писал назмы, мать, как мы знаем, пела и играла на гармонике. Как быть – кем быть? Вот в чем вопрос!
В феврале 2000 года Тамара вышла замуж, но так уж распорядилась судьба, что семейная жизнь и эстрада не сложились вместе. Она пожертвовала сценой ради семьи, но душа ее продолжала петь. Она по-прежнему слагала песни и даже исполняла их на школьных творческих вечерах писателей, поэтов, художников. И так получилось, что прежде, чем стать известной певицей, она стала известной учительницей: в 2004 году она стала победителем нацпроекта «Образование». Тогда в переполненном зале она, малоизвестная певица, исполнила песню «Учитель» и хотела уже покинуть сцену, но тогдашний министр образования и науки ЧР Дадаев попросил ее остаться и предложил назвать эту песню гимном учителей. Зал бурно поддержал. Когда писала ее, она думала: обычная песня. Но незаметно для нее самой песня прозвучала торжественно, почти пафосно – точно гимн! Еще две песни она спела на «бис». На вопрос, кто написал их, она ответила скромно: «Это авторские песни» (чтобы не сказать: «Я», – она не любит этого местоимения).
- Этот день что-нибудь изменил в твоей жизни?
- Да, наверное. Я поняла, что мои песни заметили, оценили, поняла, что такое сценический успех. Это было приятно и волнительно.
Успех на сцене сопутствовал успеху в школе. Директор школы Малика Куразова, коллеги по достоинству оценили ее успех в нацпроекте и на сцене, тепло ее поздравили.
Однако легко Тамаре ничего не давалось. Совмещать работу в школе, творчество, нести груз домашних забот и растить детей (у нее две девочки – Амина и Линда) было трудно, но любовь и признание зрителей, осознание своей востребованности помогали. преодолевать трудности. Песни, эстрада занимали все большее место в ее жизни. Она никогда не считала сцену делом легким или развлекательным. Для нее песенный жанр – дело трудное и ответственное. Может, поэтому она – одна из немногих певиц, которые следят не только за музыкальной стороной песни, но и требовательно подходят к выбору стихов. Как правило, Тамара сама пишет музыку и слова к своим песням, и, думается, это в немалой степени обусловило их успех. Ее песни не просто слушают – в них вслушиваются. Многие из них становятся хитами, их нередко исполняют и мастера эстрады, и молодые певцы.
- Легко ли быть певицей на Кавказе, у нас в республике?
- Не знаю, как другим, для меня лично это более, чем сложно. Приходится преодолевать десятки препятствий, в том числе – и нравственного порядка. Есть проблемы и материального характера. Когда эстрада становится не просто увлечением, а работой, единственным источником заработка, поневоле сожалеешь о том, что у нас нет органа или организации по защите авторских прав. На наших песнях богатеют «пираты», а мы не получаем даже мизерных процентов со своих песен. Не отрегулированы вопросы творческие: неразборчивые исполнители могут присвоить слова или музыку и защитить нас от плагиата некому. Хорошо бы как-то решать эти вопросы.
Говорим и о безответственности некоторых исполнителей. Певица считает, что нельзя засорять эфир легкомысленными, бессодержательными песенками. «Хорошо, что теперь на радио не принимают такие, – говорит она. – Там, где слушают подобные подделки, там кончается культура».
- Что для тебя главное во время выступления?
- Единственно верное решение в подаче песни, чтобы она доходила до зрителя.
- Тебе трудно выйти на сцену?
- Совсем нет. Для меня это в радость, хотя волнение, конечно, всегда сопутствует этому.
- Что ты любишь делать?
- Люблю готовить (и умеет! – У. И.).
- Твое любимое блюдо?
- Жижиг-галнаш.
- Кого читаешь?
- Мусу Бексултанова, Мусу Ахмадова, Канту Ибрагимова, Юсупа Азимова, из поэтов читаю Лечу Абдулаева, Шахида Рашидова.
- Твой любимый цвет?
- В одежде – зеленый и черный, а вообще люблю белый и голубой цвета.
- Какое качество ценишь в человеке?
- Порядочность, честность.
- А какое осуждаешь?
- Нескромность, легкомыслие.
- За что уважаешь мужчин?
- За умение бережно относиться к женщине: матери, сестре, жене.
- А женщин?
- За скромность, женственность.
- Твоя главная награда?
- Каждая хорошо воспринятая песня.
Тамара выпустила шесть альбомов. Первый под названием «Жималла» – сборник из 18 авторских песен – стал одним из самых любимых у широкого круга зрителей. Не менее желанными и любимыми являются и последующие альбомы.
– Особое внимание уделяю текстовому содержанию и мелодичности песен, – говорит Тамара. – Я хочу быть не просто исполнительницей, а соавтором песен, стихи или музыку пишу сама. Хотелось бы избежать легковесных текстов и стереотипных мелодий. Ведь любая песня должна трогать душу, возвышать, быть своего рода «подпиткой» для ума и сердца. Кроме того, я готовлю сборник стихов – песенник. Пишу слова и музыку для популярных молодых исполнителей – таланты надо поддерживать.
В настоящее время певица работает над конкретными песнями, а не над альбомом. Сегодня каждый день рождаются сотни и тысячи песен, но многие из них забываются на второй день. Тамара не хочет, чтобы ее песни становились такими однодневками, и потому работает над ними, тратится душой. Именно они и становятся хитами, их слушают сердцем.
География выступлений певицы перешагнула за пределы республики. Она – частый и желанный гость в соседних республиках, успешно выступала в Остане, Алма-Ате, в Киеве, у нее запланирована поездка во Францию, где ей предлагают выступить с сольными концертами. …Мы прощаемся. Ей снова на сцену. Зрители слушают ее, затаив дыхание. И это закономерно. Певица, которая так требовательна к своему творчеству, к себе, которая обладает такой силой обаяния, не может не покорить. В ней импонирует и то, как, с каким достоинством, благородством она держится на сцене. Безусловно, у нее есть вкус, своя положительная аура. И свои поклонники. Она уже взошла на свой Олимп. Хотелось бы, чтобы на нем ее всегда ждала удача – Тамара ее достойна.
Умиша Идрисова («Вести республики» №240, 15 декабря 2012)
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста