Вс, 29 сентября, 16:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Верный заветам своего устаза ("Столица плюс")

Верный заветам своего устаза ("Столица плюс")

19.02.2013 16:56

Чеченское общество выдвинуло из своей среды много выдающихся религиозных деятелей, мыслителей, шейхов, устазов, просветителей-эвлияов.

Среди них видное место занимает крупный богослов, знаток мусульманского права Изнаур Несерхоев.

Известный в Чечне как Изновр-молла (в чеченской транскрипции это имя звучит именно так), Несерхоев родился в 1881-м году в селении Большие Варанды, в семье уважаемого в Шатойском районе общественного деятеля Несархуо, выходца из тейпа варандой (ади-некъи).

Исламскими науками Изнаур начал заниматься еще в раннем детстве. Первые уроки он получил от односельчанина, известного богослова Салам-моллы. Ему довелось учиться у многих выдающихся ученых-богословов того времени, в том числе и у устаза Юсупа-Хаджи из с.Кошкельды, рядом с которым Изнаур находился более десятка лет, до самого последнего дня перед эмиграцией шейха в Турцию.

Шейх Юсуп-Хаджи не увлекался политикой, однако Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция вынудили его занять жесткую позицию по отношению к безбожникам-большевикам. Чеченское общество разделилось на два лагеря. Юсуп-Хаджи вместе с шейхом Али Митаевым и другими религиозными деятелями, а также нефтепромышленником Тапой Чермоевым и светскими авторитетами, встал в жесткую оппозицию к надвигающейся «красной чуме». Однако некоторые муллы и сочувствующие большевикам чеченцы видели в большевиках надежду на лучшую жизнь и ждали решения болезненного земельного вопроса.

В 1919-м году, понимая, что дальнейшее противостояние большевикам бессмысленно, и народ, обманутый щедрыми обещаниями, встал на сторону «красных», шейх решает совершить хиджрат (переселение) в Турцию. Взяв с собой сына Алауддина и верного мюрида Изнаура из Варандов, он отправляется в г.Батуми, чтобы паромом уехать за границу. По приезде в Батуми Юсуп-Хаджи неожиданно велел Изнауру возвращаться домой в Чечню. Не обращая внимания на недоуменный взгляд Изнаура, шейх добавил, что он нужен дома, ибо будет носителем религии и тариката в тяжелое для народа время. Его последним наставлением было завершение образования с Молла-Юсупом из Старых Атагов.

Всей своей дальнейшей жизнью Изнаур постоянно доказывал верность заветам своего устаза и наставника.

Известно, что духовный учитель Изнаура, шейх Юсуп-Хаджи, всячески оберегал своего любимого ученика от превратностей жизни. Его наставления порой граничили с мистикой и выходили далеко за рамки обыденных взаимоотношений между людьми. Шейх очень хотел, чтобы Изнаур между своими религиозными занятиями выучил кумыкский язык. Он самым настойчивым образом не раз напоминал ему об этом. Изнаур, не спрашивая учителя, для чего это нужно, выполнил его наказ. И впервые вспомнил об этом наставлении с великой благодарностью вскоре после отбытия парома, на котором уехал учитель. У Изнаура еще слезы не высохли на щеках из-за неподдельного горя от разлуки с шейхом, как его, приняв за вражеского лазутчика, арестовали «особисты». Не зная русского языка, Изнаур долго не мог понять, в чем его обвиняют и что от него требуют военные. Тут он вспомнил о кумыкском языке, выученном по наставлению учителя, и громко прокричал: «Есть кто-нибудь, кто знает кумыкский язык?» «Я кумычка!», отозвалась повариха, стряпавшая обеды для военных. С ее помощью Изнаур сумел объясниться с «особистами» и благополучно вернуться на родину. Знание одного из тюрских языков ему и его семье не раз помогло в трудные годы депортации в Средней Азии.

Как и для всех чеченцев, годы выселения были для Изнаура крайне изнурительными. Но, несмотря на тяжелейшие условия жизни, он активно продолжал заниматься религиозной деятельностью, всемерно способствовал распространению и сохранению ислама. Именно благодаря таким людям, как Изнаур, ислам не был окончательно вытравлен из сознания людей в советский период. Даже в те годы он пользовался заслуженным признанием не только среди представителей депортированных народов, прежде всего, чеченцев и ингушей, но также мусульман Средней Азии: ему задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы по всем религиозным проблемам жители и улемы Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Эту работу Изнаур неустанно продолжал и после возвращения на историческую родину в 1957-м году. Так, им были даны ответы на актуальные вопросы религии, поставленные чеченскими богословами Идрисом-муллой из с.Гойты, Абдул-Рашидом из с.Аллерой, Даки Жунидом из с.Алхан-Юрт и многими другими.

Несколько лет назад эти рукописи Изнаура, собрав воедино в объемный труд под названием «Сибирские события», опубликовал в печати шейх Хасан Баснукаев.

Он же подготовил к печати и другие рукописи шейха Изнаура, например, «Выявление истины», в которой публикуются размышления богослова о шариате, тарикате и новшествах в исламской религии (допустимых и недопустимых).

В третьей рукописи – «Письмо о происхождении чеченцев» – Изнаур говорит об одной из версий генезиса чеченцев. После возвращения из депортации в руки Изнаура попала древняя рукопись, в которой говорилось об одном загадочном арабском племени курейшитов, которое в силу каких-то обстоятельств переселилось во времена халифа Османа (Усмана) на Северный Кавказ. Древнее предание в интерпретации Изнаура звучит весьма достоверно и убедительно.

В науке известно несколько работ, посвященных толкованию стихов шейха Джамалуллайлы «Я Мустафа – свет чистоты». Шейх Джамалуллайла на смертном одре читал свои стихи-обращения к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует). Толкованию именно последнего из трех стихов и посвящено специальное исследование Изнаура.

Изнаур все свои работы писал на арабском языке. Исследователь его творчества шейх Хасан Баснукаев особо отмечает его языковые способности. При знакомстве с трудами Изнаура не возникает ощущения, что арабский язык для него не родной. Многочисленные письма, при составлении которых шейх проявлял способности прекрасного литератора, говорят о его богатом литературном арабском языке: простая и понятная речь, выверенная логика мышления и искусное владение словом...

Шейх Изнаур был автором нескольких поэтических произведений – касыд, в которых он «использовал изумительные обороты речи, возбуждающие чувства и мысли, не оставляющие читателя равнодушным». Эта сторона деятельности шейха совершенно не исследована до сих пор.

Знакомство с духовным наследием шейха Изнаура приводит к мысли, что он был в высшей степени правдивым и искренним человеком, прежде всего, перед Аллахом и людьми, ради которых трудился всю свою сознательную жизнь. Поэтому неудивительно, что, обладая такими творческими качествами, он был еще очень смелым, искренним и правдивым в своих делах и суждениях. Он никогда не боялся говорить правду, не обращал внимание на порицание недоброжелателей, не страшился наказания властей. Его девизом были слова «Награда исходит только от Аллаха», и, исходя из этого, шейх никогда не стремился к материальным благам этого мира или изменить свои убеждения в угоду кому-либо. По причине глубокой богобоязненности и праведности шейх Изнаур снискал большое уважение и почтение со стороны чеченского народа, а также обрел авторитет в мусульманском мире.

Шейх Изнаур скончался в преклонном возрасте, в 1974-м году. Его прах покоится недалеко от могилы-зиярта его устаза и наставника Юсупа-Хаджи в с.Кошкельды Гудермесского района Чеченской Республики.

Шарани Джамбеков №16 19 февраля 2013 г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |