Вс, 29 сентября, 16:21 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Знаки мелхисты (Молодежная смена)

Знаки мелхисты (Молодежная смена)

22.03.2013 16:25

В скором времени на одной из башен исторической области ЧР Мелхисты развернутся аварийно-спасательные и реставрационные работы.

Соответствующее решение принято на минувшей неделе министром культуры ЧР Дикалу Музакаевым, который посетил в те дни памятник. Первые научные изыскания в Мелхисте относятся к 1959 г.

Участниками инспекции стали также сотрудники подведомственных организаций Минкульта ЧР - Департамента по охране и использованию культурного наследия в ЧР, а также Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Как сообщает агентство «Грозный-Информ», научные сотрудники ведомства тщательно осмотрели башни и склепы «Города мертвых» Мелхисты. Здесь же состоялась встреча с начальником пограничной заставы. Поскольку Итум-Калинский район граничит с Грузией, памятник находится в погранзоне и согласованность предстоящих работ с военными необходима, отмечает агентство.

- Восстановление и сохранение памятников исторического наследия – одна из первоочередных задач Чечни. Это, прежде всего, дань памяти нашим предкам, жившим в прекрасном и суровом краю. В Цой-Педе можно увидеть башенный комплекс и чудом сохранившиеся склепы с останками людей, уходивших сюда умирать от болезней и немощи. Одна из башен находится в полуразрушенном состоянии. Для того чтобы начать восстановительные работы, необходимо провести ряд плановых мероприятий. Прежде всего, необходима консервация исторического памятника, доступ к нему должен быть ограничен. Затем детальное исследование специалистами каждого из объектов городища, оценка материального составляющего предстоящих восстановительных работ. И только тогда можно начать реставрационные восстановительные работы, сохраняя первозданность исторического памятника, - отметил Дикалу Музакаев.

В разных источниках Мелхисту называют на свой лад – Мялхиста, Малхиста. Так или иначе, этот край вызывает большой интерес специалистов, как и людей, далеких от исторической науки.

По многочисленным данным, первый источник, проливающий свет на быт мелхистинцев, - книга о Чечне, вышедшая в 1859 году. Ее автор А. П. Берже отмечал: “Чеченцы, обитающие на долине, живут большими аулами; дома у них турлучные, внутри чисто, опрятно и светло... Комнаты нагреваются каминами... У горных чеченцев, живущих в верховьях Аргуна, где в лесе чувствуется большой недостаток, дома каменные. Чеченцы, живущие в верховьях Аргуна, живут гораздо… беднее”.

Как упоминается в исследованиях ученых, помимо трудных природных условий, народ жил в атмосфере межродовой вражды. Может быть, поэтому мелхистинцы обладали весьма воинственным нравом, предполагают специалисты.

А вот как их описывает российский ученый, доктор исторических наук Ян Чеснов:

«… Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Меши-хи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население…

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав... Они же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой», - поясняет ученый.

Примечателен следующий исторический факт: до депортации 1944-го в Мелхисте побывал известный чеченский политолог Абдурахман Авторханов. В труднодоступной горной местности он оказался в поисках убежища от НКВД. Вот что Авторханов отмечал в своих «Мемуарах»:

«… В долине мы передохнули, закусили и ринулись на приступ последней вершины, а там уж рукой подать до места назначения. Поздно вечером достигли конца пути.

Название местности было устрашающее — Беличи-Шахар, что значит «Город Мертвых». В стороне от истории и даже от советской власти возвышался аул Малхиста, что буквально означает «в стороне от солнца». Здесь жил Осман из тейпа Джабраила. К нему мы и заехали. Вероятно, Осман был самым счастливым «отцом аула», ибо ни об «отце народов» никогда не слышал, не имел представления ни о газетах, ни о радио, в их селение посланцем от советской власти приезжал лишь раз в три года фининспектор.

В горной Чечено-Ингушетии представлены, как в археологическом музее, знаки древних азиатских культур и христианского средневековья под открытым небом. Повсюду в горах встречаются городища, склепы, мавзолеи, сторожевые башни…

К памятникам старины принадлежал и «Город мертвых». Боевую башню в горах имел каждый чеченский тейп, даже если он жил в долине. Боевая башня тейпа была одновременно символом его престижа и «границей обороны» от иноземных завоевателей».

Далее Авторханов пояснил: «… Соль на Кавказском хребте заменяет деньги. Мало что можно было купить за деньги, а за соль — все. Керосин и спички тоже высоко ценились, но без них все же обходились. Все, что нужно было для домашнего обихода, а также одежду и обувь, производили сами.

Хозяйства здесь преимущественно овцеводческие. Курдюки весили порой столько же, сколько сама овца. Тогда хозяева делали тележки, чтобы овца могла возить свой курдюк. Сеять хлеб умудрялись на лоскутках земли в лощинах, на покатых склонах гор и даже на крышах саклей. Коммуникаций никаких. Сосед соседу на противоположном уступе горы, чтобы не добираться полдня вверх-вниз по извилистым тропам, зычно кричит вести.

В забытом Богом и цивилизацией ущелье гнездились жалкие сакли Малхисты. Как велика должна быть любовь к свободе и независимости наших предков, если они предпочли суровую жизнь отшельников в этих диких горах всем жизненным благам в долине, где хозяйничали чужеземцы.

… Я остался у Османа. Часто ходил вместе с ним пасти отару, которую он перегонял с плато вниз к ущелью. Солнце туда заглядывало на час-два - жизнь в стороне от солнца...

Почему же… я выбрал местом убежища именно Малхисту? После освобождения встретил я приятеля, которого не видел лет десять. Происходил он из чуждой семьи, поэтому был исключен из Высшей школы, а чтобы спастись от репрессий, исчез из города. Вот он-то полушутя-полусерьезно и предложил: «Будут трудности, приезжай ко мне в Малхисту, — там раньше Богу душу отдашь, чем чекиста встретишь». Рассказывал о тамошней жизни, о нравах и обычаях, легендах и памятниках старины. Я поблагодарил его.

«Трудности» случились, и я прибыл к нему в гости раньше, чем вернулся он из Грозного. Это была моя вторая неудача (или удача?). Не прошло и двух недель, как я сказал себе: в этих суровых краях, в этой оторванности от мира может жить только человек, который здесь родился, вырос и никогда не спускался в долину. В Малхисте царил патриархально-родовой строй, но человеку, вкусившему урбанизированной жизни, в таком угрюмом краю выдержать трудно. И я решил: лучше рисковать жизнью, чем прозябать в небытии. Осман, который меня очень хорошо принял, понимающе наблюдал, как я тоскую, и ничуть не удивился, когда я попросил его организовать мое возвращение в Галанчож».

Между тем, первые археологические исследования в Мелхисте начались с конца 1950-х. Вот что рассказал по этому поводу в беседе с «МС» известный ученый-археолог, заместитель директора Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР Хамид Мамаев:

- В составе Северо-Кавказской археологической экспедиции работал известный археолог-кавказовед Владимир Иванович Марковин. Он возглавлял так называемый Горный отряд, который вел исследования в верховьях Аргунского ущелья. Так вот, мелхистанский некрополь Марковин исследовал первым из археологов того времени. Уже тогда, в конце 1950-х, все склепы, скажем так, были потревожены. Марковин составил план некрополя, в научных изданиях опубликованы его материалы.

Я же впервые увидел Мелхисту в 1984-м. В боевых, полубоевых и жилых башнях ничего не осталось от деревянных перекрытий – они выгорали во время войн и иных вооруженных конфликтов. Что касается склепов, в них мы находили железные ножи, украшения - стеклянные бусы, серьги из бронзы и низкопробного серебра. Фрагменты одежды – например, рубах из шерсти и хлопка, овечьих полушубков, черкесок и так далее.

Надо сказать, склепы были многоярусными, в них погребали достаточно большое количество умерших. Да, на пространстве площадью два на три метра могли быть останки от 100 до 200 человек! Это выяснилось в результатах наших исследований тех лет и подсчетов погребенных по костным останкам. Дело в том, что хоронили их там не всех сразу, а в течение столетий – 300, а, может быть, 350 и даже 400 лет.

Конечно, и в середине 1980-х, склепы производили гораздо большее впечатление, чем то, что осталось от селений Мелхисты. Тем более, что и в советские времена это был безлюдный край, если не считать пастухов, - заключил Хамид Мамаев.

Историческая область Чеченской Республики Мелхиста пустует со времен депортации 1944 года. Около 30 жилых и боевых башен, а также 42 склепа «Города мертвых» рассматриваются сегодня Правительством ЧР в числе главных достопримечательностей высокогорья и основных «опорных пунктов» развития индустрии туризма в республике.

Зарихан Зубайраева № 22 (1056) 20 марта 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |