Вс, 29 сентября, 16:21 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Каждый вечер, в час назначенный… («Вести республики»)

Каждый вечер, в час назначенный… («Вести республики»)

27.03.2013 16:30

Валерик! Старинное чеченское село. Некогда вдохновившее одного из величайших русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова на бессмертные стихи.

Однако Валерик знаменит не только этим. Здесь родилось и жило огромное количество людей, чьи славные имена и

поныне вызывают трепетное уважение к ним на всей древней вайнахской земле. Это, прежде всего, видный

государственный и общественный деятель Муслим Гайрбеков. Замечательная чеченская поэтесса Бана Гайтукаева. И, конечно же, народный артист РФ Муталип Давлетмирзаев, лауреат Государственной премии РСФСР имени Станиславского.

За плечами Муталипа Давлетмирзаева около ста ролей, блистательно сыгранных на сцене Чеченского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Диапазон его актерских возможностей необычайно широк. Ему под силу любая роль. Муталип Давлетмирзаев обладает изумительным даром перевоплощения. В былые времена зрители целыми семьями по несколько раз ходили на его Бож-Али, чтобы насладиться великолепной игрой талантливого актера.

Родился Муталип Ахмадович Давлетмирзаев 23 марта 1939 года в селе Валерик Ачхой-Мартановского района ЧИАССР. Маленькому Муталипу не было и четырех лет, когда умер его отец Ахмад. На руках неграмотной матери Муталипа, Хуты Эдаевны, осталось семеро детей, каждого из которых необходимо было одеть, обуть и, главное, накормить. Но беда не приходит одна. Не прошло и года, как новая напасть постучалась в двери. 23 февраля 1944 года чеченцев и ингушей депортировали в бескрайние степи Средней Азии и Казахстана.

Семья Давлетмирзаевых оказалась в селении Сунки Мендигоринского района Кустанайской области Казахской ССР. Голод и холод косили людей. Дети пухли от недоедания. Чтобы накормить младших членов семьи, старший брат Муталипа начал сапожничать. Доходы были весьма скудные, но это спасало от верной голодной смерти. В поисках хлеба насущного семья Давлетмирзаевых скиталась по заснеженным степям Казахстана. Из Сунков она переехала в Аксоват, затем в Боровое, добралась до Кармая. Из того далекого безрадостного детства Муталип Давлетмирзаев на всю оставшуюся жизнь запомнил изможденное невзгодами лицо матери и убогий провиант тех лет, которым питались все чеченцы: мерзлая картошка, лебеда, колосья пшеницы и макуха. Мытарства продолжались долгих 13 лет, вплоть до 1957 года, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, и спецпереселенцам дозволили вернуться на историческую родину. Но к этому времени Муталип Давлетмирзаев сумел окончить среднюю школу в селении Чалдовар Киргизской области. Он и поныне благодарен за это судьбе и двум старшим братьям - Зиявди и Абдуразаку, они сделали все возможное и невозможное, чтобы хотя бы младший брат получил образование в тех нечеловеческих условиях.

В 1957 году чеченцы и ингуши вернулись на землю отцов. Давлетмирзаевы обосновались в родном Валерике. Муталипу было уже восемнадцать лет - трудная пора поиска своей собственной стези. Однако нашему герою повезло. В Грозном объявили конкурс в один из самых лучших театральных вузов страны. Муталип Давлетмирзаев, не задумываясь, отдал свои документы в приемную комиссию. Успешно пройдя все этапы труднейшего кастинга, он стал студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени А. Островского. Вместе с Муталипом Давлетмирзаевым в Ленинградском театральном институте учились будущие корифеи чеченского драматического театра: Юсуп Идаев, Муса Дудаев, Саид Адаев, сестры Исаевы, Зоя Минкаилова, Неля Хаджиева, Раиса Паскаева, Таибат Саиева, Магомед Цицкиев, Мималт Солцаев, Руслан Хакишев и многие другие. Пять лет чеченская молодежь постигала азы театрального искусства, обогащалась духовно, посещая музеи, театры, концертные залы великого города на Неве. А какие замечательные педагоги обучали студийцев из Чечено-Ингушетии актерскому мастерству! Академическая школа великих мастеров ленинградского театрального вуза и по сей день чувствуется в сценических достижениях тех студийцев.

В 1962 году они привезли свой дипломный спектакль «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии всемирно известного английского драматурга Вильяма Шекспира. Муталип Давлетмирзаев играл в этом спектакле монаха Лоренцо. В двадцать три года создать характерную роль, невзирая на разницу в возрасте, под силу только неординарным актерам. С первых же шагов на сцене Муталип Давлетмирзаев завоевал зрительские симпатии. Его монах был колоритной фигурой, с пронзительным взглядом и житейской мудростью прожитых лет.

Словно обрадовавшись возвращению молодой талантливой группы выпускников из Ленинградского театрального вуза, режиссер Чечено-Ингушского государственного драматического театра, народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев взялся за постановку всемирно известного романа П. Абрахамса «Тропою грома». Автором инсценировки романа, который звучал, как страстный призыв к борьбе против иностранных интервентов, был К. Мюфке. Здесь были и острые психологические переживания, и четко очерченные сюжетные ходы, и сильные характеры. Один из таких сильных и несгибаемых характеров показал Муталип Давлетмирзаев в роли Герта Вильера, талантливо создавая незабываемый колоритный образ. Не меньшим успехом пользовались и роли Муталипа Давлемирзаева в спектаклях по классике чеченской драматургии. Актер весьма удачно был введен в спектакль «Петимат» по одноименной пьесе Саида Бадуева, режиссера П. Харлипа. В этом спектакле Муталип Давлетмирзаев играл роль Калы, прихвостня продажного муллы. А как он виртуозно играл Мекхаш- Мирзу в одноименной пьесе В. Вайнштейна и Н. Музаева, до сих пор ходят легенды. Порой даже кажется, что именно в спектакле «Мекхаш-Мирза» открылись искрометные переливы его неординарного комического дарования, и Муталип Давлетмирзаев тогда уже был на подступах к своей знаменитой роли в спектакле «Падение Бож-Али». Однако до нашумевшей комедии А. Хамидова было еще далеко. А Чечено-Ингушский государственный драматический театр обратился к мировой классике и решил поставить романтическую драму Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Написана драма немецким поэтом в конце восемнадцатого века, который считался веком торжества идей. Актер Муталип Давлетмирзаев блистательно сыграл в этом спектакле роль Фердинанда. Молодой дворянин, сын продажного и преступного президента, Фердинанд любит девушку из мещанского сословия, Луизу Миллер, дочь придворного музыканта. Фердинанд не играет чувствами, наоборот, сильные чувства, как синева неба, владеют им. Ради возвышенной любви к простой девушке Фердинаду не составляют непреодолимые преграды ни высокое положение в обществе, ни прагматичное желание отца быть ближе к герцогу.

«Подумай, - говорит он Луизе Миллер, - что старше - мои дворянские грамоты или мировая гармония? Что важнее - мой герб или предначертание небес во взоре моей Луизы?».

«Коварство и любовь» был добротным спектаклем о размытых нравственных ориентирах во властных кругах. Зритель встретил его восторженно. Немалая доля заслуги оглушительного успеха спектакля принадлежала талантливому артисту Муталипу Давлетмирзаеву.

В 1964 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова обратился к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер театра П. Харлип решил поставить на сцене национального театра самую романтическую часть этого произведения - «Бэлу» в инсценировке Н. Алибеговой. На чеченский язык инсценировку перевел известный драматург Абдула Хамидов. Главную роль в этой трехактной драме - роль Печорина исполнял Муталип Давлетмирзаев. Его партнершей по спектаклю в роли Бэлы выступила блистательная Зулай Багалова. Всеми любимый образ - капитана царской армии Максима Максимыча создавал народный артист Чечено-Ингушетии Яраги Зубайраев. Весь спектакль проходил на щемящей ноте, в предчувствии неизбежной трагедии. И вовсе не потому, что сюжет был всем давно известен. Просто актеры играли на оголенном нерве. Печорин Григорий Александрович, для которого собственная жизнь стала обузой, и только поэтому он искал забавы, потешаясь над другими. Страстная Бэла, насильно похищенная из родного гнезда и брошенная в пламень безответной любви. И добрая душа Максим Максимыч, волею судьбы оказавшийся на чуждой ему стороне. Муталипу Давлетмирзаеву удался сложный образ Печорина. Актер умело раскрывает все грани многоликого характера своего героя. Он умен, в меру расчетлив, необычайно обаятелен и честен. Но не хочет он воевать на Кавказе. Печорин рожден для мирной жизни. И не виноват он, что судьба забросила его в сети страстей, коих сам не испытывает. Вот и ищет уставшая душа приюта в невинных шалостях, как ему кажется. Именно таким вынес на суд зрителя Муталип Давлетмирзаев своего героя, каким любят и ценят Печорина на Кавказе.

Была в творческой судьбе народного артиста Российской Федерации Муталипа Давлетмирзаева еще одна роль, которая надолго запомнилась поклонникам его изумительного таланта. Роль эта была в спектакле «Дороги любви». Ее поставил режиссер Н. Децик по одноименной пьесе ингушского драматурга Идриса Базоркина. В этом спектакле опять Муталип Давлетмирзаев играет одну из главных ролей. Его героя зовут Адиль. Он молод, умен, образован и интеллигентен. Да вот беда! Решительности и мужества на поступок не хватает. А это на Кавказе чревато нежелательными последствиями. Ломаются судьбы и Адиля, и его любимой девушки Доты. Только потому, что мать Доты хотела видеть единственную дочь замужем за богатым человеком.

«М. Давлетмирзаев - мыслящий актер. Для него не существует случайного слова, неважной мизансцены. Все он делает выверено, проанализировано, психологически оправданно. А как красноречиво умеет он молчать! Вот Адиль выходит из буфета. Некоторое время назад он порвал с любимой. На душе невесело, оттого и напился. Идет себе человек и думает о чем-то своем. Неуверенная походка. Слегка сутулится. Достал сигареты. Закурил. Усмехнулся. К чему бы это? Идет дальше. На сцене ничего не происходит, но почему-то щемит сердце. Хочется подняться из зрительного зала, подойти к нему, взять за плечи и попробовать успокоить: «Ничего, дружище, с кем не бывает. Вот увидишь, все образуется». Да только ничего не образуется. На следующий день Адиль женится на подруге любимой и уедет далеко. Женится, еще не любя. Назло. Многое рассказывает актер», - писал в своих заметках о спектакле «Дороги любви» театра Ханпаши Нурадилова великий чеченский композитор А. Шахбулатов в газете «Грозненский рабочий».

Спектакль «Дороги любви» поднимал очень важную и сложную тему: об ответственности каждого человека за свою судьбу и простое человеческое счастье. Актер высокого профессионализма Муталип Давлетмирзаев всей своей вдохновенной игрой призывал с любимыми не расставаться, не предавать высокого чувства, без которого и жизнь становится не в радость.

1 мая 1965 года в культурной жизни Чечено-Ингушетии состоялось знаменательное событие, золотыми буквами вписанное в историю театрального искусства нашей республики. В театре имени Ханпаши Нурадилова с оглушительным успехом прошла премьера знаменитого спектакля «Падение Бож-Али» по одноименной пьесе классика чеченской драматургии Абдулы Хамидова. В главной роли - Муталип Давлетмирзаев. Его актерский талант неожиданно блеснул совершенно новыми и яркими гранями. «Не случайно зрителей привлекает эта работа нашего Чечено-Ингушского театра. Писатель Абдула Хамидов и вместе с ним театр страстно утверждают подлинно новое, прекрасное, передовое. В то же время они яростно, непримиримо обличают носителей реакционных пережитков старины, разоблачают людей порочных, недостойных. Но дело не только в превосходном замысле и идее пьесы. Абдула Хамидов отлично знает театр, его специфику, законы драматургии. Кроме того, он хорошо знает людей, о которых пишет, их психологию, их отношение к жизни. Он блестяще владеет чеченским народным образным языком, чувствует природу юмора», - писал народный артист СССР Махмуд Эсамбаев в газете «Грозненский рабочий» от 14 октября 1965 года. В первых постановках спектакля «Падение Бож-Али» был великолепный актерский ансамбль. Непревзойденная Асет Исаева, незабвенный Альви Дениев, патриарх чеченской сцены Яраги Зубайраев, ну и, конечно же, наш герой Муталип Давлетмирзаев. Бож-Али, благодаря талантливой игре неординарного актера Муталипа Давлетмирзаева, стало нарицательным именем. Его реплики давно превратились в крылатые фразы и разлетелись не только по городам и селам Чеченской Республики, но и по всему Северному Кавказу. Невзирая на все потуги властных кругов, сатирическим героем Бож-Али так и не стал, слишком жизнеутверждающим был у него здоровый юмор. «И зрители великолепно все это видят, потому что перед ними раскрыты душевные движения Бож-Али, мастерски сыгранного артистом М. Давлетмирзаевым в спектакле Чечено-Ингушского драматического театра. Все мысли и переживания персонажа отражаются в глазах актера, в его жестах, то размашистых и самоуверенных, то безвольных и вялых. А усы Бож-Али! Они то гордо взвиваются вверх, то жалко свисают вниз. Все, что делает исполнитель в роли, очень смешно, но в то же время и убедительно, потому что актер до предела правдиво, всерьез живет на сцене в этой острокомедийной роли», - писал в своей статье «Падение Бож-Али» во всесоюзном журнале «Театр» в 11 номере 1965 года театральный критик К. Кривицкий.

Порой кажется, что Бож-Али - главная роль в репертуаре блистательного актера Муталипа Давлетмирзаева. Во всяком случае, многочисленные поклонники его многогранного таланта на протяжении вот уже почти полувека не могут или не желают отделить своего кумира от сочного образа, виртуозно созданного им на сцене родного национального театра. Хотя народным любимцем Муталипом Давлетмирзаевым на сцене чеченского театра создано около ста ярких и самобытных образов. И при этом актер еще сумел без отрыва от творческой деятельности окончить заочное отделение всесоюзного юридического института. Успел некоторое время даже поработать следователем прокуратуры Октябрьского района г. Грозного. Но любовь к театру оказалась сильнее, и в 1973 году Муталип возвращается под своды родного театра. И в это же время главный режиссер театра Солцаев Мималт Мусаевич обращается к классике мировой драматургии. Театр ставит спектакль «Ричард III» по одноименной трагедии В. Шекспира. Роль Ричарда играет Муталип Давлетмирзаев. Образ, созданный талантливым актером, многогранен. Ричард Давлетмирзаева умен, хитер и жесток. Его окружает мракобесие - интриги, заговоры и убийства. Ричард - порождение своего окружения. Но он намного умнее и изворотливее и только поэтому ему все удается. В спектакле «Ричард III» был задействован прекрасный актерский ансамбль. Анну играла Неля Хаджиева, Елизавету - Светлана Айдамирова, герцогиню Йоркскую - Х. Хакишева, герцога Бекингема – Юсуп Идаев, короля - Яраги Зубайраев. С такими блистательными актерами спектакль «Ричард III» был просто обречен на успех. Львиная доля этого успеха принадлежала исполнителю главной роли Муталипу Давлетмирзаеву.

Ричард III - не единственная роль, сыгранная незаурядным актером Муталипом Давлетмирзаевым по пьесам мировой драматургии. В начале восьмидесятых годов прошлого столетия Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова создает спектакль «Кориолан» по одноименной трагедии В.Шекспира. Муталип Давлетмирзаев опять в главной роли. Его герой - легендарный римский полководец времен Республики Гнея Марция Кориолан. В трагедии В. Шекспира Кориолан - весьма сложный и противоречивый образ. Одурманенный своей кастовой исключительностью, он не любит плебс. В его жилах течет аристократическая кровь, и он готов при любом удобном случае оскорбить плебеев, пренебречь порядками Рима. Чечено-Ингушский государственный драматический театр делает свою трактовку пьесы, и талантливый актер Муталип Давлетмирзаев создает образ положительного героя, кристально честного полководца, прекрасного воина, самоотверженно вступающего в непримиримый конфликт с алчной сворой римских правителей.

Спектакль удался. Он получил высокую оценку самой взыскательной театральной публики не только чечено-ингушской. На очередных гастролях национального театра в столицу нашей Родины - г. Москву в репертуаре Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова был и спектакль «Кориолан», столичные театральные критики дали весьма высокую оценку постановке режиссера Мималта Солцаева и талантливой игре самобытного чеченского актера Муталипа Давлетмирзаева в роли Кориолана.

К 65-летию Советской власти Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова обращается к главной теме страны Советов. Режиссер Мималт Солцаев берется за постановку легендарного спектакля «Лениниана». Многочисленные поклонники национального театра знали о неординарных творческих возможностях любимого коллектива. Однако, Ленин на чеченской сцене?! Информация об этой затее мгновенно облетела все уголки Чечено-Ингушетии. Всех вместе и каждого в отдельности терзали смутные сомнения: а по Сеньке ли шапка??? И кто же будет играть Владимира Ильича Ленина??? Развязка интриги была крайне неожиданной! Муталип Давлетмирзаев сыграл вождя пролетарской революции. Сыграл блестяще! Словно всю жизнь учился, работал и создавал КПСС вместе с Ильичем. В 1982 году в Москве проходил театральный фестиваль народов СССР, посвященный революционной тематике. После просмотра спектакля «Лениниана» Чечено-Ингушского театра экспертная комиссия РСФСР признала Муталипа Давлетмирзаева лучшим исполнителем роли вождя мирового пролетариата. Это была высокая оценка. Театр получил Государственную премию страны.

Середина восьмидесятых годов прошлого столетия запечатлелась в памяти народной веяниями перестройки и всеобщего раздрая. Солнечная Чечено-Ингушетия еще долго оставалась оазисом мира и стабильности, хотя в Фергане уже началась резня, в Тбилиси засверкали саперные лопатки, а в Баку грохотали танки. Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова еще долго и упорно работал над новыми сценическими произведениями, создавая масштабные и колоритные образы, призывающие к миру, добру и справедливости. Народному артисту РСФСР Муталипу Давлетмирзаеву удалось создать образы и Льва Николаевича Толстого, и имама Шамиля. Как и все другие сочные образы талантливого актера, эти работы Муталипа Давлетмирзаева были наполнены частицей творческой души и добродетелью великого артиста.

К великому сожалению, на рубеже ХХ-ХХ1 веков Северный Кавказ захлестнула сокрушительная война. Долгие годы Чеченская Республика оставалась пылающим континентом. В огне нестерпимой боли пылало сердце каждого чеченца. Как и весь чеченский народ, национальный театр понес невосполнимые потери. Было разрушено здание театра. Потерян весь архив. Пропали костюмы и реквизит. Актеры остались без крова, без средств к существованию. Однако и самая долгая кошмарная ночь когда-нибудь заканчивается, и наступает солнечное утро, весело играя бликами лучей. К счастью, наступило это счастливое утро и в Чеченской Республике. Национальный театр восстановлен. И каждый вечер, в час назначенный, народный артист РСФСР, великий чеченский актер Муталип Давлетмирзаев выходит на сцену национального театра, радуя зрителей своим незаурядным талантом.

Аза Газиева №58-59 (1992) 27 марта 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |