Вс, 29 сентября, 16:22 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » МУЗЕЙ «ДОЛГИХ НОЧЕЙ» («Молодежная Смена»)

МУЗЕЙ «ДОЛГИХ НОЧЕЙ» («Молодежная Смена»)

11.04.2013 15:50

В 2003 году, будучи заместителем министра культуры ЧР, мне довелось быть участников VIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (12-18 мая, г.Псков).

В буклете, изданном по случаю данного форума, мое внимание привлекла фраза: «К 100-летию В.А.Каверина открыт музей романа «Два капитана». Сразу возникла мысль «А что если «по аналогу» инициировать создание в с. Мескеты прижизненного музея классика чеченской литературы Абузара Абдулхакимовича Айдамирова?»

К слову, в сферу моего служебного ведения, кроме прочих, входило и музейное дело.

Часть мероприятий конференции проводилась на базе Областной юношеской библиотеки им. А.С.Пушкина. Рядом, в здании всего комплекса губернаторской канцелярии и жительства губернатора, располагаются Областная детская библиотека им. В.А.Каверина и Музей романа «Два капитана». Так что, я имел возможность поближе ознакомиться с заинтересовавшим меня объектом. Сделал интернет-запрос «Псков, музей романа «Два капитана» и получил нужную информацию. Узнал, что коллектив Псковской областной детской библиотеки является инициатором создания музея и активистом изучения жизни и творчества В.Каверина.

В 1986 году Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы №1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Это был последний визит писателя в город детства и юности. К моменту смерти писателя (1989г.) предполагаемый музей накопил изрядное количество музейных предметов и мемориальных вещей. Все это подвигло меня на действия по созданию музея А. Айдамирова.

По возвращении из командировки я отправился к заведующему отделом социальной политики гудермесской газеты «Гумс», известному публицисту и литературному критику Дени Сумбулатову. Застал я его работающим над упорядочением архива писателя. Рассказал ему о своей поездке на Псковскую землю, возникшей у меня идеи создания прижизненного музея трилогии А. Айдамирова «Долгие ночи».

«Как хорошо, что ты начал это нужное дело! Все это очень кстати. Мы как раз готовим материалы к изданию на русском языке шестиатомного собрания сочинений писателя», - отреагировал Дени. Он всецело одобрил мою задумку, подсказал, с чего начать и как действовать. А начинать следовало с самого Абузара Айдамирова – нужно было добиться его согласия.

И еще Дени мне сказал, что фирма «Казбек» (руководитель Ильмади Абуязидов) на безвозмездной основе, в качестве дара писателю, возводит объект, в котором можно разместить музей...

Со стороны Министерства культуры необходимо было оперативно подготовить организационно-документальную базу. Концепция музея, экспозиционная и прочие музейные специфические составляющие входили в компетенцию Национального музея республики, филиалом которого должен стать открываемый музей.

В конце мая 2003 года я поехал в с. Мескеты Ножай-Юртовского района, домой к Абузару Айдамирову. Он любезно меня принял, разговор у нас получился откровенный, нас сближало профессиональное родство (оба долго служили на педагогической ниве в качестве директоров школ). В свое время на уроках чеченского языка и литературы я использовал тексты романа «Долгие ночи» и других произведений писателя. Диктанты, практические задания по изучаемым темам, в большинстве случаев, я составлял на основе текстов айдамировских произведений. Часто приносил на уроки «Долгие ночи», устраивал айдамировские чтения, что привлекало внимание учащихся к творчеству писателя.

Мы долго говорили о его писательском труде, о трагических перипетиях в судьбе народа, о всеобщей любви и расположении к нему чеченцев. В свой первый визит к Абузару я корректно намекнул ему о том, что в домашней обстановке, особенно в его рабочем кабинете, есть много музейных предметов и мемориальных вещей: разнообразная литература, мебель, пишущая машинка, чернильный прибор, сувениры, наградные, депутатские и прочие удостоверения… Также у него было множество званий и регалий. И самое высшее звание – народный депутат СССР (1989-1991гг.).

Как известно, долгим и невероятно трудным был путь трилогии «Долгие ночи» к читателю. Более тридцати лет А. Айдамиров работал над этой исторической эпопеей. В нее вошли романы «Долгие ночи» (1972), «Молния в горах» (1989) и «Буря» (1999).

Как пишет главный редактор журнала «Орга», литературный критик Эльбрус Минкаилов в предисловии к русскоязычному Собранию сочинений в шести томах (Грозный, 2004-2005г.г.) «...пожалуй, во всей истории чеченской литературы нет такого произведения, которое имело бы такой успех у читателей, как роман «Долгие ночи». Пять тысяч экземпляров книги разошлись в считанные дни. Люди, не владеющие чеченским языком, специально изучали его, чтобы только прочитать этот роман. И такой интерес к нему проявлялся вплоть до событий последних лет…»

Я подсознательно чувствовал, что в случае с музеем Айдамирова не надо тянуть время. Следует действовать оперативно. Через год с небольшим я должен был оставить службу в связи с достижением предельного возраста пребывания на госслужбе. И я решил активизировать работу. Абузар считал несколько неэтичным для себя дать согласие на создание прижизненного музея. Приемлемым сочли название «Музей трилогии А. Айдамирова «Долгие ночи».

Через два-три дня я поехал к нему вместе с генеральным директором Национального музея Чеченской Республики Вахой Асталовым. Доводы главного музейного деятеля республики и моя настойчивость поколебали Абузара, и он согласился на открытие музея с предлагаемым названием. Тем более, есть много случаев открытия прижизненных памятников и музеев выдающимся личностям разных эпох.

В конце концов, после окончания бумажных процедур, музей был открыт, но, к сожалению, А. Айдамирова уже не было в живых...

Турко Шудуев №28 (1062) 10 апреля 2013 г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |